logo search
История

Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины.

В средние века все христиане Западной Европы были католиками, имели одну веру, повиновались папе и епископам. Христиан, не согласных в чем-то с верой (их называли диссидентами), заставляли отречься от своих взглядов. Лиц, отказавшихся отречься, считали еретиками и передавали для суда и наказания светским властям. В XIII в., после большого крестового похода на альбигойцев в Южной Франции, были учреждены трибуналы для розыска и наказания еретиков. Возникла инквизиция, которая действовала во Франции, Англии, Италии и Германии.

Жизнь духовенства повсеместно вызвала недовольство. Монахов и священников упрекали в накоплении богатств, в бессовестной торговле индульгенциями, документами, которые за деньги отпускали любые грехи. Римских пап обвиняли в интриганстве, роскоши и иногда в разврате. Епископы понимали необходимость реформ, но не торопились с их проведением.

Наиболее острой неприязнь к церкви была в Германии. Страна была раздроблена на множество мелких княжеств, в дела которых папа римский вмешивался особенно бес­цере­монно. Большую зависть у всех групп населения вызывали экономические по­зиции, при­ви­легированное положение местных архиепископов, епископов, прелатов и мона­сты­рей.

История в лицах – Мартин Лютер. Мартин Лю­тер (1483–1546) монах, профессор Виттенбергского университета в октябре 1517 году прибил на дверях местного собора свиток с 95 тезисами, в кото­рых содер­жалась программа реформирования, коренных изменений в жизни католиче­ской церкви. Главным было требование «дешевой» церкви, ликвидация власти папы над не­мец­кой цер­ко­вью, подчинение последней светской власти. Лютер выступал: за секуля­ризацию (изъятие) большей части церковного имущества и переход ее в руки государства; за роспуск духовных орденов: за отказ от культа святых, икон, мощей; против практики продажи индульген­ций, удо­стоверяю­щих от­пущение грехов. Лютер считал, что для удостоверения мило­сти Божьей человек не нужда­ется в по­средничестве такой организации, какой была римская цер­ковь. Он счи­тал высшим авторите­том священное писание, а не священное предание, ре­шения папы и церковных со­боров. Папа осудил буллой выступления Лютера, но Лютер в 1520 году публично сжег буллу и объявил, что христиане должны повиноваться только священному писанию, а не папе. Несколько немецких князей взяли Лютера под свою защиту. Он перевел Библию на немецкий язык. Многие немцы приняли его реформу. Немецкие князья при уничтожении епископств и монастырей завладевали их имуществом и землей. Сторонников Лютера называли реформаторами, или протестантами. Позже стал использоваться термин «лютеранство». Весь шведский народ вместе с королем принял лютеранство в 1529 году.

Реформация затронула многие европейские страны и проходила в разных фор­мах. В самой Германии лютеранское учение к концу 1520–х годов утвердилось в ряде княжеств и го­родов на Севере и в Центре страны. Стремление императора Священной Римской им­перии Карла V восстановить прежний порядок привело к сплочению и коллектив­ному протесту сторонников реформы. Протестанты к 1555 году одержали по­беду в войне про­тив импера­тора. Аугсбургский мир установил принцип «чья власть, того и вера».

В Швейцарии лидером одной из разновидностей бюргерской (городской) Рефор­ма­ции стал священник города Цюриха Ульрих Цвингли (1484–1531). Он был ре­ши­тель­ным сто­ронником республики и в отличие от Лютера обличал «тиранию» мо­нархов и кня­зей. В Цю­рихе горожане стали сами избирать пасторов и магистрат. Там же, в Швейцарии, в Же­неве француз Жан Кальвин (1509–1564) не признавал ни одного таинства. Покло­нение иконам и даже кресту считал идолопоклонством, из праздников признавал только воскре­се­нье, а в церковной иерархии только сан священ­ника. В книге «Наставление в хри­стиан­ской вере» он обосновал возможность для че­ловека изменить в лучшую сторону тот приго­вор, который вынесен каждому человеку Богом еще до со­тво­рения мира. Для этого люди должны быть активны, трудолюбивы, бережливы, рас­чет­ливы. Жан Кальвин учил, что предпринима­телю, преуспевающему в своей деятель­но­сти, суждено спасение и на том свете, а для хоро­шего ра­бочего откры­вается путь в обес­пе­ченные собственники. Кальвин оправдывал раб­ство и ко­лониаль­ную политику. Наи­луч­шим строем он считал олигархиче­скую республику. В об­щине, которая сама из­би­рала и контролировала своих руководите­лей, действовали строгие порядки и суровые наказания. «Лучше быть в аду, чем с Кальви­ном в раю», - го­ворили современники.