«Халифат»
«Во имя Бога милосердного и милостливого!» — этими словами мулла Езид встретил вошедшего в мечеть Аль-Азхар главу правоверных. Халиф Гарун ар-Рашид поцеловал серебряный полумесяц над минбаром и встал в ряд молящихся. Сегодня он особенно нуждался в милости Аллаха. Ночью пришли дурные вести с севера: ничтожные хазары разбили авангард его войск и намерены окружить всю армию Малик аль-Аштара. Надо срочно послать туда подкрепления! Значит, придется отложить намеченный поход на Византию — это не понравится хану болгар, который до сих пор был верным союзником халифа. Что если он изменит свою политику и примет крещение от греков? Тогда Рум станет неприступной твердыней, а сами правоверные будут отрезаны от моря, как при Мухаммеде.
Такие неудачи могут погубить династию Аббасидов — потомков Пророка. И без того персы неустанно плетут заговоры против арабов: недавно был пойман и казнен их очередной предводитель Абу-Муслим. Но его наследники не переводятся в мятежном Багдаде. Жаль что Пророк не разрушил этот нечестивый город! Ну и что из того, что там родились великий поэт Омар Хайям? Если все халифы будут так рассуждать, им придется щадить каждого мятежника. А щадить никого нельзя!
Вот великий Мансур, дед Гаруна; он простил храброго Абд ар-Рахмана, который без разрешения халифа вторгся в Галлию. А нынче сын прощеного наглеца объявил себя независимым правителем Галлии! И покарать его нельзя: все войска Халифата заняты подавлением ближних мятежей, некого послать на край света!
Недавно такая история чуть не повторилась на востоке: эмир Ферганы самовольно объявил амнистию бывшим мятежникам, даже отрекшимся от ислама! Но халиф вовремя понял: это первый шаг к отделению страны Савад. Немедленно были посланы верные асасины, и через месяц изменник умер в своей спальне.
Очевидно, халиф должен сам направиться с армией на север: ему достанется честь победы, так что умолкнут завистники и клеветники. Вернувшись в родную Медину с новым титулом Сайф ад-Даула, Наср эд-Дин (Меч Державы, Победа Веры) Гарун наконец прочно сядет на отчий трон. И тогда берегитесь, соседи-язычники от Толедо до Константинополя! А пока надо дать подробные указания визирю, которому халиф доверяет столицу на время своего отсутствия. Пусть тот не смыкая глаз сторожит Каабу — храм «Черный Камень, пусть вовремя посылает асасинов ко всем выявленным заговорщикам, особенно к коварным византийцам!
Через три дня повелитель правоверных отправился с войсками на Кавказ. Но увидеть заснеженные вершины ему не довелось: через неделю Гарун ар-Рашид умер во сне. Его визирь основал новую династию, а в память о своем безвременно умершем владыке повелел составить сборник воспоминаний «Тысяча и одна ночь».
- Учебно-методический комплекс дисциплины История средних веков. – Армавир, 2010. – 92с. С.Л. Дударев
- Учебно-тематический план дисциплины
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие истории средних веков, ее периодизация и место в мировой истории (4 ч.).
- Тема 2. Особенности становления и развития феодализма. Генезис аграрных отношений в средние века (8 ч.).
- Тема 3. Генезис феодального государства в средневековье (8 ч.).
- Тема 4. Основные проблемы возникновения и развития средневекового города в Европе, характер средневекового ремесленного производства (6 ч.).
- Тема 5. Христианская религия и церковь в истории средневековой Европы (6 ч.).
- Тема 6. Международные отношения эпохи средневековья и начала раннего нового времени (6 ч.)
- Тема 7. Мир средневекового человека (6 ч.).
- Тема 8. Возникновение капиталистических отношений в странах Западной Европы. Особенности процесса первоначального накопления капитала (8 ч.).
- Тема 9. Политическая, социальная и духовная жизнь в начале раннего нового времени (10 ч.).
- Тема 10. Основные черты восточных обществ эпохи средневековья (8 ч.).
- Тема 11. Мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в средневековье (4 ч.).
- Тема 12. Индия, Китай, Япония в период средних веков (основные этапы истории) (12 ч.)
- Тема 1 (4ч.).
- Тема 2 (8 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Литература
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 3 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Тема 4 (6ч.) Лекция 1 (4 ч.). Возникновение и рост средневековых городов.
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Литература
- Тема 5 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 6 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 7 (6 ч.). Срс-12 ч.
- Литература
- Тема 8 (8 ч.)
- Тема 9 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 10 (8 ч.) Лекция 1 (2 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 11 (6 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 12 (12 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Примерная тематика курсовых работ
- План самостоятельной работы студента
- Формы промежуточного и итогового контроля тематика рефератов
- Экзаменационные вопросы по истории средних веков
- Самостоятельная работа студентов термины и понятия, обязательные для изучения в курсе "история средних веков"
- Контрольная работа
- Методические указания
- Вопросы для подготовки
- Коллоквиум по истории средних веков историческая география. Методические указания
- Римская империя и варвары
- Крестовые походы
- Тексты с ошибками Методические указания
- «Хлодвиг»
- «Халифат»
- «Лэнгтон»
- Тест по истории средних веков
- Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- План характеристики письменных источников
- Требования к уровню освоения учебной дисциплины
- Список рекомендуемых источников и литературы Источники
- Интернет-сайты, видеофильмы и мультимедийные программы по истории средних веков
- Литература Основная Учебники, курсы лекций, учебные пособия, справочные издания
- Общие работы
- Дополнительная
- Методические указания для преподавателя (общие подходы)