logo search
История отечества

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет правитель­ство Российской Федерации.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Прези­дентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

8. Причины противостояния исполнительной и законодательной власти в 1991-1993 гг.

В основе столкновения высших органов государствен­ной власти России лежали объективные причины, но не обошлось и без субъективных мотивов <...>

Одна из объективных причин конфликта заключа­лась в том, что российская Конституция 1978 г. не обеспечивала нормального разделения и баланса властей. Советы как органы власти традиционно сочетали в своей деятельности законодательные и исполнительные функ­ции (сессии советов принимали законодательные и нор­мативные и проверяли их выполнение, исполкомы советов осуществляли их на практике). Верховный Совет и съезд народных депутатов имели право вносить по­правки в Конституцию двумя третями голосов, меняя тем самым баланс властей. Съезд на основании заклю­чения Конституционного суда двумя третями голосов из общего числа депутатов мог отрешить Президента от власти (импичмент) в случае нарушения им Конститу­ции, законов РСФСР и данной им присяги. В то же время Президент не имел права приостанавливать, а тем более прекращать деятельность представительных орга­нов, а также менять Конституцию <..>

Начало радикальных экономических реформ выяви­ло разное понимание исполнительной и законодательной властью перспектив социально-экономического разви­тия страны. Среди законодателей преобладали сторонни­ки регулируемой экономики. Верховный Совет и съезд народных депутатов, отмежевавшись от ответственности за реформы, постепенно превращались в оппозиционную правительству силу [...]

Депутатский корпус превращался из реформаторско­го в консервативный: в 1992 г. около четверти депутатов поддерживали правительство, более половины голосова­ли против радикальных экономических реформ, еще ме­нее четверти — занимали промежуточную позицию. Ут­верждение 11 июня 1992 г. правительственной програм­мы приватизации Верховным Советом было последним актом одобрения действий правительства законодателя­ми. После этого ни одно предложение правительства и Президента по экономической политике не было приня­то парламентом.

Рябикин С.П.. Новейшая история России (1991-1997). СПб., 1997. С. 121-122.

10. Оценка Конституции, принятой 12 декабря 1993 года

Итак, ныне действующая Консти­туция Российской Федерации — пятая в многовековой истории страны — яв­ляется актом принципиального, клю­чевого значения в становлении и уп­рочении основ нового типа общества, главными ценностями которого про­возглашаются свобода, собственность, законность. Оценивая факт принятия Конституции, Б. Н. Ельцин подчерк­нул: «Подведена окончательная черта под советским коммунистическим ре­жимом, сделан важный шаг в буду­щее...»

Судьба Конституции во многом бу­дет зависеть от расклада в дальнейшем политических сил, немалая часть которых склонна считать ее либо несовершенной, ведущей страну к диктатуре, либо вообще нелигитимной, принятой на основе произвольно продиктованных исполнительной властью условий и даже подтасовки итогов референдума.

Главный законодательный доку­мент страны в его нынешнем виде но­сит переходный характер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных от­ношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем, это — «одежда на вырост», т. е. о действительных гарантиях многих декла­рируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, ког­да нашему обществу удастся вырваться| из тисков постигшего его кризиса.

История современной России. С. 212-213

11. Начало реформ. Январь 1992 года

...Теоретически существовало два главных варианта перехода к новым для России рыночным отношениям. Первый - более медленный и осторожный, c сохранением рычагов регулирования экономики и ведущих отраслей производства в руках государства. [...]

Слабым звеном данной модели признавалось то, что преобразования в таком случае грозили затянуться на длительное время.

Сторонники данного - эволюционного - варианта решения проблемы теоретически опирались на выводы экономиста Дж. М. Кейнса, сформулированные им на основе анализа мирового кризиса и «великой депрессии» конца 2О-3О-х годов...

Для пришедших к власти в результате событий августа 1991 г. радикально-демократических сил России путь постепенных преобразований казался неприем-лемым. ...Это толкало правительство реформаторов во главе с Е. Гайдаром на решительные действия.

Теоретическое обоснование своей политики радикальные реформаторы видели в монетаризме - экономическом учении, сформулированном на Западе уже в 7О-е гг. ХХ в. В отличие от кейнсианцев монетаристы исходят из убеждения, что рыночная экономика способна к саморегулированию. Главный рычаг воздействия - финансы (монетаризм - от слова монета). Рыночные отношения при их полной свободе, счи-тают сторонники этой теории, сами по себе обеспечивают и постоянно поддерживают стабильность экономики в целом. Вмешательство же государства не только подавляет свободу личности, но и увеличивает вероятность ошибок в проведении экономической политики. [...]

Первым шагом на пути радикальных экономических преобразований стала либера-лизация цен (т. е. отказ от их сдерживания, регулирования) с тем, чтобы они постепен-но пришли в соответствие с реальными затратами на производство товаров и услуг. [...]

...Цены стали рваться вверх с неудержимой силой. На продовольственные товары в течение 1992 г. они возросли в 36 раз.

  История современной России.  1985-1994. М. ,1995. С. 147-15О.

12. Программа и этапы радикальной экономической реформы

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства...

Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой. [...] 28 октября 1991 г. Президент Б. Ельцин выступил на V съезде народных депутатов с речью о радикальном рыночном преобразовании экономики России, основными элементами которого назвал либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. [...] Следуя выкладкам Е. Гайдара, основного соавтора доклада, Президент призывал россиян проявить выдержку и потерпеть 6 - 8 месяцев : «Хуже будет всем примерно полгода, затем - снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами. А к осени 1992 года, как я обещал перед выборами, стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей».  

6-8 ноября 1991 г. было сформировано новое российское правительство реформ. По совету Г. Бурбулиса, Председателем Правительства стал Б. Ельцин, чтобы поддержать своим авторитетом молодых реформаторов...

Для консультаций в осуществлении реформы правительство пригласило группу иностранных экономических советников (Д. Липтом, А. Ослунд, Р. Лейнард, М. Домбровский и др.) во главе с Дж. Саксом (США, Гарвардский университет). Большинство советников работали в Польше, помогая ей в проведении рыночной реформы. Им было рекомендовано на первых порах держаться в тени [...] Не существует сколько-нибудь разработанной теории перехода от планово-распределительной экономики к рыночной.... Одна из современных - идея монетаризма, то есть убежденность, что основой функционирования и саморегулирования рыночной экономики являются денежные отношения, финансы. Ее называют ещё концепцией экономического либерализма, подчеркивая этим необходимость отказа государства от вмеша-тельства в экономику. Российские реформаторы, молодые и высокообразованные, вслед за своими западными коллегами-советниками считали, что эта концепция применима к России...

Предложенная российскими реформаторами очередность преобразований: одномоментная либерализация цен, свобода торговли, приватизация, финансовая стабилизация, структурная перестройка производства, - соответствовала польской модели перехода к рынку, получившей название «шоковой терапии». Главным в ней была нацеленность на быстрое радикальное реформирование экономики...

На сегодняшний день социально-экономические преобразования в России прошли два этапа и вступили в третий: первый - 1992-1993 гг., второй - 1994-1996 гг., третий - с марта 1997 г. На первом этапе правительство Е. Гайдара (а с декабря 1992 г. - В. Черномырдина) пыталось реализовать в России идеи экономического либерализма. Несмотря на не всегда последовательное осуществление этой политики, к началу 1994 г. основы рыночной экономики в России были созданы...

Но... чрезвычайно высокой оказалась социальная цена реформ, что вызвало недовольство населения и неприятие им дальнейшего радикального реформаторского курса...

На втором этапе, с 1994 г., правительство В. Черномырдина заявило о необходимости корректировки реформ. [...] Не имея собственной концепции реформ, правительство В. Черномырдина в своей политике вынуждено было лавировать, постоянно меняя приоритеты в зависимости от появления той или иной «кризисной точки» в экономике. [...]

Пришлось отдать преимущество финансовой стабилизации: инфляция была к началу 1996 г. остановлена, спад производства к середине года приостановился, но лишь за счет экспортно-ориентированных отраслей сырьевой и перерабатывающей промышленности...

Наибольшие просчеты «мягкой» экономической политики связаны с социальной сферой... Массовый характер приобрели длительные задержки зарплаты бюджетным работникам, пенсий, стипендий, пособий. Мизерные ассигнования бюджета на здравоохранение и образование ведут к их деградации. 23 февраля 1996 г. в ежегодном послании к Федеральному Собранию Президент фактически признал провал социальной программы реформ. К началу 1997 г. возможности аморфной, реагирующей лишь на кризисную ситуацию экономической тактики оказались уже исчерпанными. Правительство, не сумев собрать долги в бюджет и выплатить зарплаты, пенсии, пособия, попало в состояние банкротства и оказалось перед необходимостью отставки...

  С. Рябикин. Новейшая история России. С. 9-18.

Приложение 1.