Методические указания
При изучении темы «СССР в 1953-1964 годы» необходимо прежде всего обратить внимание на те процессы, которые происходили в общемировом пространстве и внутри советского государства. 1953 год со сменой руководителей СССР и США положил начало оттепели в отношениях двух сверхдержав, о чем свидетельствовали перемирие в Корее, Женевские соглашения по Индокитаю, вывод советских и американских войск из Австрии, установление дипломатических отношений между СССР и ФРГ, первый визит главы советского правительства Н.С.Хрущева в США.
Одновременно с потеплением международной обстановки продолжалось создание военно-политических блоков (СЕНТО, СЕАТО, Организация Варшавского договора), что способствовало обострению международных отношений.
В конце 50-х – начале 60-х годов ситуация в мире обострилась до предела: полеты разведывательных самолетов США над СССР, начало возведения Берлинской стены, Венгерские события, Карибский кризис, поставивший мир на грань ядерной войны.
После Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в советско-американских и международных отношениях. В августе 1963 г. был подписан договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой, ставший первым соглашением по контролю над вооружениями стратегического класса. Это закладывало положительную основу под будущее советско-американских отношений. Но после гибели Д.Кеннеди и отставки Н.Хрущева этот процесс оказался на какое-то время прерванным.
Главной тенденцией внутри политического развития СССР были попытки реформирования командно-административной системы во всех сферах жизни общества. При этом проводимые реформы были противоречивы и не всегда последовательны.
Хронологические рамки периода «оттепели» включают время с 1953 г. (смерть И.В.Сталина) до 1964 г. (смещение с руководящих постов Н.С.Хрущева).
Оценки данного периода в исторической литературе очень разнообразны. В 60-70 годы преобладало определение этих лет, как времени субъективизма и волюнтаризма. В 80-90 годы хрущевское десятилетие называют первым штурмом административной системы, первыми попытками десталинизации общества и проведения либеральных реформ и даже «далеко не дальним родственником перестройки». При этом многообразии оценок наиболее признанным, утвердившимся является определение этого периода, как «оттепели».
Периодизация общественно-политического развития включает следующие этапы:
1953-1956 гг. – начало формирования нового политического курса, десталинизации, реабилитации, утверждения принципов коллективности руководства и реформирования экономики.
1961-1964 гг. – определение стратегического курса развития страны (построение коммунизма), начало реформы партии (введение принципа ротации кадров, разделение парторганизаций на промышленные и сельскохозяйственные, усиление критики сталинской политики. На этом этапе возникают трудности в экономическом развитии, усиливается администрирование, происходят волнения в стране (Новочеркасские события и др.).
Значение периода 1953-1964 гг. в развитии государства и общества состоит в том, что начавшееся реформирование командно-административной системы коснулось всех сфер жизни общества. Однако этот процесс не всегда был достаточно обдуман и последователен, что привело к сужению социальной базы реформирования и к замене его на консервативный после смещения Хрущева в октябре 1964 г.
При подготовке первого вопроса необходимо проанализировать процесс борьбы за власть с 1953 по 1964 гг., который отражал противостояние демократической и тоталитарной тенденций (см. Отечественная история. Элементарный курс. С. 340-346). В этой борьбе сталкивались предложения разных реформаторских проектов (см. док.4), попытки властных структур определить пределы «оттепели» (док.6)и главное – разное отношение к наследию Сталина, разоблачению его культа (док.7-8).Документы 1-2 дают возможность представить характерные черты биографий Маленкова и Хрущева, ведущих борьбу за лидерство. Материалы док.3 свидетельствуют о неоднозначных оценках эпохи «оттепели» и личности Н.С.Хрущева.
Изучая вопрос №2, следует обратить внимание на то, что предлагались разные варианты реформирования экономики, что в аграрной политике Хрущева было три этапа, что шли поиски путей реформирования управления промышленностью (см. Отечественная история. Элементарный курс. С.346 – 349). Док.№9 свидетельствует о большом внимании правительства Хрущева к решению жилищной проблемы. Несмотря на значительные успехи в социальной сфере, в начале 60-х гг. заметно нарастание социального недовольства в обществе. Причины и проявление этих процессов поможет понять материал, содержащийся в док. 10 – 11.
Выполняя задания по сравнению реформаторских проектов, следует обратить внимание на то, что после смерти И.В.Сталина в обществе и руководстве страны существовало осознание необходимости перемен. Поэтому пришедшие к власти и ведущие за нее борьбу Маленков, Берия, Хрущев предлагали варианты реформирования, отличающегося содержанием, глубиной, последовательностью реформ. По этим параметрам и необходимо провести сравнительный анализ предложенных вариантов реформ.
При подготовке второго задания целесообразно вести поиск доказательств наличия «оттепели» в 1953-1964 гг. по отдельным сферам жизни общества – политической, экономической, социальной, культурной, осуществляемые в них преобразования были разными по времени, глубине, направленности.
- История отечества
- Рецензенты:
- Авторский коллектив:
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Древняя Русь в IX–XIII вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- № 6. Понятие «Русь»
- Тема 2. Россия в XIV-XVI вв.
- Понятия: вотчина,условное землевладение (поместье), сословно-представительная монархия, земский собор, постоянная армия, реформа, опричнина. Логические задания:
- Литература :
- 2. Внешняя политика России второй половины XVI в
- Методические указания
- №3. Этапы политического объединения на Руси
- Тема 3. Россия в XVII веке
- Методические указания
- Глава 19. О посадских людех, а в ней 40 статей.
- Тема 4. Россия в первой половинеXviii века
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 5. Россия во второй половине XVIII века.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Глава 1. Примерный штат губерний
- Тема 6. Россия в первой половине XIX века
- Методические указания
- Тема 7. Россия во второй половине хiх в.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 19 Февраля 1861 г.
- 16 Июня 1870 г.
- Тема 8. Россия в конце хiх – начале хх вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 9. Россия в 1907 - феврале 1917 гг.
- Учебные материалы
- Глава 1.
- Глава 2.
- Тема 10. Революция и гражданская война в России (1917 – 1920 гг.)
- Альтернативная ситуация; Учредительное собрание; Выбор пути; Мировая революция; Гражданская война; Октябрьский переворот 1917 г.; Военный коммунизм; Революционный процесс. Логические задания:
- Политический процесс в россии в 1917 г. Субъекты политические цели Литература:
- Методические указания
- Учебные материалы
- №2. Л.Д. Троцкий о событиях февраля 1917 г.
- Тема 11. Ссср в 20-30 гг. Хх века
- Методические указания
- Учебные материалы
- 21 Марта 1921 г.
- 31 Января 1924 г.
- Тема 12. Ссср накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)
- Понятия:
- Логические задания:
- Основные участники Второй мировой войны
- Литература:
- Методические указания
- Тема 13. Советский Союз в первые послевоенные годы. 1945 – 1953 гг.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 14 Декабря 1947 г.
- Тема 14. Ссср в 1953 – 1964 годах
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 15. Ссср в середине 60-х – середине 80-х гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. Причины смещения н.С.Хрущева
- № 2. Причины неудач реформ а.Н.Косыгина
- № 7. О попытках реабилитации Сталина
- № 9. О целях л.И.Брежнева и его окружения
- № 10. Заявление тасс о вступлении на территорию чехословакии советских войск
- Тема 16. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. М.С.Горбачев о необходимости реформ
- № 2. А.Д.Сахаров о неизбежности перестройки
- № 7. М.С.Горбачев о подготовке нового союзного договора
- № 9. Заявление советского руководства
- 18 Августа 1991 г.
- № 10. Указ Президента ссср б.Н.Ельцина в связи с заявлением
- 19 Августа 1991 г.
- № 15. М.С.Горбачев о роли Сталина
- № 17. Б.Ельцин о м.Горбачеве
- № 18. Перестройка и причины ее неудачи
- Тема 17. Россия в 90-х гг. Хх в.
- Глава 1. Основы конституционного строя
- Глава 4. Президент Российской Федерации
- Глава 5. Федеральное Собрание
- Глава 6. Правительство Российской Федерации
- Краткий исторический словарь
- Учредительное собрание – парламентское учреждение, избранное большинством народа в ноябре 1917 г. И разогнанное большевиками 6 января 1918 г.
- Тесты для проверки остаточных знаний по курсу «История Отечества»