Методические указания
К середине 80-х годов на основе реализации достижений научно-технической революции в развитых странах Запада утвердившееся индустриальное общество постепенно трансформировалось в постиндустриальное. Новейшие достижения науки и техники способствовали быстрому прогрессу западной цивилизации.
Экономика Советского Союза в 70-е – начале 80-х годов характеризуется спадом, огромными расходами (до 45% бюджета) на вооружение, ухудшением материального положения населения.
Переломить эти негативные тенденции в развитии СССР намечает новое руководство партии и страны во главе с М.С.Горбачевым. Ставится задача вывести страну из застойного состояния, провести кардинальные политические и экономические реформы и тем самым придать новый импульс социализму в СССР на основе ускорения социально-экономического развития общества, активизации человеческого фактора, серьезного реформирования внутренней и внешней политики.
Однако многое из намеченного осталось нереализованным, а то, что удалось сделать, привело к крушению социалистических идеалов, распаду социалистической системы, а затем и Советского Союза.
В научной и публицистической литературе неоднозначно оценивается этот период в истории государства, результаты перестройки. Некоторые авторы считают реформы М.С.Горбачева непродуманными. Непоследовательными, другие говорят о невозможности реформирования командно-административной системы вообще (см. №18). Кроме того, и сам М.С.Горбачев, через десять лет оценивая итоги перестройки, указывает на ряд допущенных просчетов, которые привели к краху системы (№8).
При подготовке к первому вопросу следует определить хронологические рамки периода политических реформ (1987-1989 гг.), оценки их в литературе (№№1, 2, 3), теоретические основы перестройки (№№4, 5, 6), ее причины (№№2, 8), ход событий. Особое внимание следует обратить на определение М.С.Горбачевым сути нового политического мышления во внешнеполитической сфере, так как именно в этой области произошли наиболее радикальные изменения (№6, учебник с.386-388). На стр. 388-389 учебника даны этапы перестройки и их отличительные черты.
Значение политических реформ М.С.Горбачева подвел он сам (№8), а также показали те события в стране, которые последовали в 1991 году (№№9-14).
При подготовке ко второму вопросу следует выяснить смысл терминов «гласность» и «десталинизация» (см. словарь). Хронологически эти процессы начинаются с 1985-1987 гг. и фактически продолжаются до сих пор, так как свобода слова и критика всех проявлений сталинизма – это необходимые признаки демократического общества.
В научной и учебной литературе оценка этих процессов, как правило, позитивна: «Вначале было Слово», - пишет Н.Верт, шло «освобождение исторической памяти, печатного слова, живой мысли» (с.493).
Конкретные проявления гласности, которые последовали в период перестройки, подробно изложены в рекомендуемых учебниках – Отечественная история, с.384-386, учебник Н.Верта. с.493-498. В последнем учебнике Н.Верта обратите внимание на параграф 3 «”Издержки” гласности» (с.498-502), так как именно отмена цензуры породила «революцию умов», позволила ученым открыто ставить вопросы: «В каком обществе мы живем?», «Какой социализм построен в СССР?» и т.д.
Десталинизация, критика культа личности отчетливо прозвучали в докладе М.С.Горбачева, посвященном 70-летию Октября (№15), особенно проявились в период гласности изданием многих литературных произведений, ранее запрещенных к публикации (см.: Отечественная история, с.384-386; учебник Н.Верта, с.493-496).
Значение и оценки неудавшейся перестройки даны в материалах №№16, 17, 18.
Чтобы выполнить логическое задание №1, надо вначале определить понятие «экономические реформы» (см. словарь понятий), а затем, прочитав рекомендованные учебники: Отечественная история: Элементарный курс, с.363-365, 379-381; Верт Н. История советского государства, с.449-456, 502-508, выделить общее в реформах 60-х и 80-х годов, а также их различие.
В выполнении логического задания №2 вам помогут материалы данного пособия (№7, 8, 9, 10, 11, 14), а также рекомендованные учебники – Отечественная история, с.381-384, учебник Верта Н., с.519-528.
- История отечества
- Рецензенты:
- Авторский коллектив:
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Древняя Русь в IX–XIII вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- № 6. Понятие «Русь»
- Тема 2. Россия в XIV-XVI вв.
- Понятия: вотчина,условное землевладение (поместье), сословно-представительная монархия, земский собор, постоянная армия, реформа, опричнина. Логические задания:
- Литература :
- 2. Внешняя политика России второй половины XVI в
- Методические указания
- №3. Этапы политического объединения на Руси
- Тема 3. Россия в XVII веке
- Методические указания
- Глава 19. О посадских людех, а в ней 40 статей.
- Тема 4. Россия в первой половинеXviii века
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 5. Россия во второй половине XVIII века.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Глава 1. Примерный штат губерний
- Тема 6. Россия в первой половине XIX века
- Методические указания
- Тема 7. Россия во второй половине хiх в.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 19 Февраля 1861 г.
- 16 Июня 1870 г.
- Тема 8. Россия в конце хiх – начале хх вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 9. Россия в 1907 - феврале 1917 гг.
- Учебные материалы
- Глава 1.
- Глава 2.
- Тема 10. Революция и гражданская война в России (1917 – 1920 гг.)
- Альтернативная ситуация; Учредительное собрание; Выбор пути; Мировая революция; Гражданская война; Октябрьский переворот 1917 г.; Военный коммунизм; Революционный процесс. Логические задания:
- Политический процесс в россии в 1917 г. Субъекты политические цели Литература:
- Методические указания
- Учебные материалы
- №2. Л.Д. Троцкий о событиях февраля 1917 г.
- Тема 11. Ссср в 20-30 гг. Хх века
- Методические указания
- Учебные материалы
- 21 Марта 1921 г.
- 31 Января 1924 г.
- Тема 12. Ссср накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)
- Понятия:
- Логические задания:
- Основные участники Второй мировой войны
- Литература:
- Методические указания
- Тема 13. Советский Союз в первые послевоенные годы. 1945 – 1953 гг.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 14 Декабря 1947 г.
- Тема 14. Ссср в 1953 – 1964 годах
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 15. Ссср в середине 60-х – середине 80-х гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. Причины смещения н.С.Хрущева
- № 2. Причины неудач реформ а.Н.Косыгина
- № 7. О попытках реабилитации Сталина
- № 9. О целях л.И.Брежнева и его окружения
- № 10. Заявление тасс о вступлении на территорию чехословакии советских войск
- Тема 16. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. М.С.Горбачев о необходимости реформ
- № 2. А.Д.Сахаров о неизбежности перестройки
- № 7. М.С.Горбачев о подготовке нового союзного договора
- № 9. Заявление советского руководства
- 18 Августа 1991 г.
- № 10. Указ Президента ссср б.Н.Ельцина в связи с заявлением
- 19 Августа 1991 г.
- № 15. М.С.Горбачев о роли Сталина
- № 17. Б.Ельцин о м.Горбачеве
- № 18. Перестройка и причины ее неудачи
- Тема 17. Россия в 90-х гг. Хх в.
- Глава 1. Основы конституционного строя
- Глава 4. Президент Российской Федерации
- Глава 5. Федеральное Собрание
- Глава 6. Правительство Российской Федерации
- Краткий исторический словарь
- Учредительное собрание – парламентское учреждение, избранное большинством народа в ноябре 1917 г. И разогнанное большевиками 6 января 1918 г.
- Тесты для проверки остаточных знаний по курсу «История Отечества»