logo
История отечества

Методические указания

К середине 80-х годов на основе реализации достижений научно-технической революции в развитых странах Запада утвердившееся индустриальное общество постепенно трансформировалось в постиндустриальное. Новейшие достижения науки и техники способствовали быстрому прогрессу западной цивилизации.

Экономика Советского Союза в 70-е – начале 80-х годов характеризуется спадом, огромными расходами (до 45% бюджета) на вооружение, ухудшением материального положения населения.

Переломить эти негативные тенденции в развитии СССР намечает новое руководство партии и страны во главе с М.С.Горбачевым. Ставится задача вывести страну из застойного состояния, провести кардинальные политические и экономические реформы и тем самым придать новый импульс социализму в СССР на основе ускорения социально-экономического развития общества, активизации человеческого фактора, серьезного реформирования внутренней и внешней политики.

Однако многое из намеченного осталось нереализованным, а то, что удалось сделать, привело к крушению социалистических идеалов, распаду социалистической системы, а затем и Советского Союза.

В научной и публицистической литературе неоднозначно оценивается этот период в истории государства, результаты перестройки. Некоторые авторы считают реформы М.С.Горбачева непродуманными. Непоследовательными, другие говорят о невозможности реформирования командно-административной системы вообще (см. №18). Кроме того, и сам М.С.Горбачев, через десять лет оценивая итоги перестройки, указывает на ряд допущенных просчетов, которые привели к краху системы (№8).

При подготовке к первому вопросу следует определить хронологические рамки периода политических реформ (1987-1989 гг.), оценки их в литературе (№№1, 2, 3), теоретические основы перестройки (№№4, 5, 6), ее причины (№№2, 8), ход событий. Особое внимание следует обратить на определение М.С.Горбачевым сути нового политического мышления во внешнеполитической сфере, так как именно в этой области произошли наиболее радикальные изменения (№6, учебник с.386-388). На стр. 388-389 учебника даны этапы перестройки и их отличительные черты.

Значение политических реформ М.С.Горбачева подвел он сам (№8), а также показали те события в стране, которые последовали в 1991 году (№№9-14).

При подготовке ко второму вопросу следует выяснить смысл терминов «гласность» и «десталинизация» (см. словарь). Хронологически эти процессы начинаются с 1985-1987 гг. и фактически продолжаются до сих пор, так как свобода слова и критика всех проявлений сталинизма – это необходимые признаки демократического общества.

В научной и учебной литературе оценка этих процессов, как правило, позитивна: «Вначале было Слово», - пишет Н.Верт, шло «освобождение исторической памяти, печатного слова, живой мысли» (с.493).

Конкретные проявления гласности, которые последовали в период перестройки, подробно изложены в рекомендуемых учебниках – Отечественная история, с.384-386, учебник Н.Верта. с.493-498. В последнем учебнике Н.Верта обратите внимание на параграф 3 «”Издержки” гласности» (с.498-502), так как именно отмена цензуры породила «революцию умов», позволила ученым открыто ставить вопросы: «В каком обществе мы живем?», «Какой социализм построен в СССР?» и т.д.

Десталинизация, критика культа личности отчетливо прозвучали в докладе М.С.Горбачева, посвященном 70-летию Октября (№15), особенно проявились в период гласности изданием многих литературных произведений, ранее запрещенных к публикации (см.: Отечественная история, с.384-386; учебник Н.Верта, с.493-496).

Значение и оценки неудавшейся перестройки даны в материалах №№16, 17, 18.

Чтобы выполнить логическое задание №1, надо вначале определить понятие «экономические реформы» (см. словарь понятий), а затем, прочитав рекомендованные учебники: Отечественная история: Элементарный курс, с.363-365, 379-381; Верт Н. История советского государства, с.449-456, 502-508, выделить общее в реформах 60-х и 80-х годов, а также их различие.

В выполнении логического задания №2 вам помогут материалы данного пособия (№7, 8, 9, 10, 11, 14), а также рекомендованные учебники – Отечественная история, с.381-384, учебник Верта Н., с.519-528.