Методические указания
При подготовке к семинарскому занятию по данной теме следует обратить внимание на следующее. Многие исследователи считают, что поражение России в Крымской войне вызвало в 1860 – 1870 годах реформы Александра II, явилось толчком модернизационных процессов в России, в то время, как в Западной Европе модернизационные процессы начались в ХVI – XVII в. В этих странах сложились внутренние импульсы к модернизации, поэтому изменения во всех сферах жизни общества происходили одновременно. Наряду с индустриализацией происходило формирование гражданского общества и правового государства. По мнению большинства исследователей, развитие России сильно зависело от прямого или косвенного давления Запада, и поэтому в России реализовалась догоняющая модель модернизации, так называемая имперская модернизация, которая во многих отношениях представляла собой процесс приспособления к Западу. В стране проводились преобразования, не дожидаясь, когда созреют необходимые предпосылки (№1). В последнее время в исторической науке появилось мнение о волнообразном развитии России, чередовании реформ – контрреформ. Исследователи считают, что, как только разрыв между Россией и Западной Европой сокращался, период реформ заканчивался, и следовал пеиод контрреформ. Противоречивые свойства модернизационного процесса выражались в волнообразном развитии России, в истории которой волны относительной либерализации сменялись антилиберальной контрмодернизацией. Контрреформы не могли не наступить, т.к. ресурсы для имперской модернизации получали за счет эксплуатации основного класса населения. В условиях бедности русской нации, ограниченных возможностей, малой производительности крестьянских хозяйств и одновременно всевозрастающих расходов на поддержание боеспособности страны у государства не было другого способа мобилизации сил для решения национальных задач. В современной исторической науке наметились новые подходы к изучению проблемы крепостного права в России. Целый ряд историков (акад. Милов Л.В. и др.) считают, что крепостное право было исторически оправданной закономерностью в России. Пик крепостничества приходится на правление Петра Великого, а с начала Х1Х века осуществляется медленное поэтапное раскрепощение под влиянием экономических, политических и моральных обстоятельств.
При подготовке к первому вопросу семинарского занятия необходимо прочитать соответствующие страницы учебных пособий, а затем материалы этого пособия (№1-16).
Изучая эту литературу, надо в текстах выделить те фрагменты, которые помогут самостоятельно составить ответ на вопрос по схеме: 1. Время проведения реформ, 2. Историография вопроса. 3. Теория вопроса (см. словарь терминов). 4. Причины проведения реформ. 5. Содержание реформ (характеристика положения и Манифеста 1861 г., судебных уставов 1864 г., «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» «Городовое положение», военные реформы 1861 – 1874 гг.). 6. Значение реформ и их последствия.
По вопросу о причинах отмены крепостного права в России существует несколько мнений. Одни историки считают, что причиной являлось состояние крепостного хозяйства, его разложение и кризис, другие – реформаторскую деятельность либеральной части царской бюрократии (П.Зайончковский), третьи – крестьянское движение (М.В.Нечкина).
В последнее время получила развитие точка зрения, что причиной реформ является поражение в Крымской войне (первое упоминание о реформах было изложено в Манифесте 19 марта 1856 г. о Парижском мире).
Ряд исследователей (В.Шелохаев, В.Красильщиков и др.) считают, что поражение России в Крымской войне вызвало реформы Александра II. Сегодня даже трудно сказать, «сколько десятилетий эволюционного развития потребовалось бы России, чтобы в ней вызрел крепкий динамический капитализм, не будь Крымской войны, напомнившей о внешней угрозе независимости страны» (В.Шелохаев). Война показала технико-экономическую отсталость России, именно неизбежность военной реформы вызвала к жизни и все остальные преобразования, включая и отмену крепостного права.
Следует учитывать и то, что подготовка реформ началась в обстановке общеполитического подъема в стране, но их проведение растянулось на полтора десятилетия и проходило уже в то время, когда социальная напряженность была снята. Самодержавие вышло из политического кризиса, отсюда непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ 1863 – 1874 гг. Наряду с буржуазными принципами в новых органах управления, судебной системе, народном образовании и т.д. сохранялись старые административно-полицейские методы, сословность во всех сферах общественно-политической жизни страны. Тем самым создавались условия для проведения серии контрреформ в правление Александра III.
При подготовке ко второму вопросу надо прочитать соответствующие страницы учебной литературы и материалы данного пособия (№ 17-26). Изучая эту литературу, надо выделить те фрагменты, которые помогут самостоятельно составить ответ на вопрос «Внутренняя политика самодержавия в 80-90-е гг. Х1Х в.» по схеме: 1. Время проведения контрреформ. 2. Теория вопроса. 3. Причины проведения контрреформ и их основные направления. 4. Складывание концепции контрреформ, их характеристика (введение института земских начальников, земская и городская контрреформы, политика в области просвещения, в национальном вопросе). 5. Итоги и последствия.
При изучении контрреформ следует иметь в виду, что их целью было восстановление принципа сословности, усиление позиций дворянства во всех сферах жизни общества и усиление правительственной власти на местах. Политика контрреформ не была полностью реализована, вступила в явное противоречие с объективным ходом исторического развития России.
Важным аспектом внутренней политики самодержавия в Х1Х в. была его социально-экономическая политика, которая носила активный характер «насаждения» капитализма сверху (мероприятия в промышленности, торговле, военные преобразования, укрепление финансов).
При выполнении логического задания №1 надо дать определение понятий «крепостное право», «модернизация», «капитализм», а затем прочитать соответствующий раздел учебника и приведенного в данном пособии текста №
При выполнении логического задания №2 надо дать определение понятий, прочитать соответствующий материал в данном пособии и сравнить реформы и контрреформы.
При выполнении логического задания №3, изучив соответствующие материалы учебника и пособия, заполните таблицу.
- История отечества
- Рецензенты:
- Авторский коллектив:
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Древняя Русь в IX–XIII вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- № 6. Понятие «Русь»
- Тема 2. Россия в XIV-XVI вв.
- Понятия: вотчина,условное землевладение (поместье), сословно-представительная монархия, земский собор, постоянная армия, реформа, опричнина. Логические задания:
- Литература :
- 2. Внешняя политика России второй половины XVI в
- Методические указания
- №3. Этапы политического объединения на Руси
- Тема 3. Россия в XVII веке
- Методические указания
- Глава 19. О посадских людех, а в ней 40 статей.
- Тема 4. Россия в первой половинеXviii века
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 5. Россия во второй половине XVIII века.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Глава 1. Примерный штат губерний
- Тема 6. Россия в первой половине XIX века
- Методические указания
- Тема 7. Россия во второй половине хiх в.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 19 Февраля 1861 г.
- 16 Июня 1870 г.
- Тема 8. Россия в конце хiх – начале хх вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 9. Россия в 1907 - феврале 1917 гг.
- Учебные материалы
- Глава 1.
- Глава 2.
- Тема 10. Революция и гражданская война в России (1917 – 1920 гг.)
- Альтернативная ситуация; Учредительное собрание; Выбор пути; Мировая революция; Гражданская война; Октябрьский переворот 1917 г.; Военный коммунизм; Революционный процесс. Логические задания:
- Политический процесс в россии в 1917 г. Субъекты политические цели Литература:
- Методические указания
- Учебные материалы
- №2. Л.Д. Троцкий о событиях февраля 1917 г.
- Тема 11. Ссср в 20-30 гг. Хх века
- Методические указания
- Учебные материалы
- 21 Марта 1921 г.
- 31 Января 1924 г.
- Тема 12. Ссср накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)
- Понятия:
- Логические задания:
- Основные участники Второй мировой войны
- Литература:
- Методические указания
- Тема 13. Советский Союз в первые послевоенные годы. 1945 – 1953 гг.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 14 Декабря 1947 г.
- Тема 14. Ссср в 1953 – 1964 годах
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 15. Ссср в середине 60-х – середине 80-х гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. Причины смещения н.С.Хрущева
- № 2. Причины неудач реформ а.Н.Косыгина
- № 7. О попытках реабилитации Сталина
- № 9. О целях л.И.Брежнева и его окружения
- № 10. Заявление тасс о вступлении на территорию чехословакии советских войск
- Тема 16. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. М.С.Горбачев о необходимости реформ
- № 2. А.Д.Сахаров о неизбежности перестройки
- № 7. М.С.Горбачев о подготовке нового союзного договора
- № 9. Заявление советского руководства
- 18 Августа 1991 г.
- № 10. Указ Президента ссср б.Н.Ельцина в связи с заявлением
- 19 Августа 1991 г.
- № 15. М.С.Горбачев о роли Сталина
- № 17. Б.Ельцин о м.Горбачеве
- № 18. Перестройка и причины ее неудачи
- Тема 17. Россия в 90-х гг. Хх в.
- Глава 1. Основы конституционного строя
- Глава 4. Президент Российской Федерации
- Глава 5. Федеральное Собрание
- Глава 6. Правительство Российской Федерации
- Краткий исторический словарь
- Учредительное собрание – парламентское учреждение, избранное большинством народа в ноябре 1917 г. И разогнанное большевиками 6 января 1918 г.
- Тесты для проверки остаточных знаний по курсу «История Отечества»