Глава 6. Правительство Российской Федерации
Статья 110
1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет правительство Российской Федерации.
Статья 111
1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
№ 8. Причины противостояния исполнительной и законодательной власти в 1991-1993 гг.
В основе столкновения высших органов государственной власти России лежали объективные причины, но не обошлось и без субъективных мотивов <...>
Одна из объективных причин конфликта заключалась в том, что российская Конституция 1978 г. не обеспечивала нормального разделения и баланса властей. Советы как органы власти традиционно сочетали в своей деятельности законодательные и исполнительные функции (сессии советов принимали законодательные и нормативные и проверяли их выполнение, исполкомы советов осуществляли их на практике). Верховный Совет и съезд народных депутатов имели право вносить поправки в Конституцию двумя третями голосов, меняя тем самым баланс властей. Съезд на основании заключения Конституционного суда двумя третями голосов из общего числа депутатов мог отрешить Президента от власти (импичмент) в случае нарушения им Конституции, законов РСФСР и данной им присяги. В то же время Президент не имел права приостанавливать, а тем более прекращать деятельность представительных органов, а также менять Конституцию <..>
Начало радикальных экономических реформ выявило разное понимание исполнительной и законодательной властью перспектив социально-экономического развития страны. Среди законодателей преобладали сторонники регулируемой экономики. Верховный Совет и съезд народных депутатов, отмежевавшись от ответственности за реформы, постепенно превращались в оппозиционную правительству силу [...]
Депутатский корпус превращался из реформаторского в консервативный: в 1992 г. около четверти депутатов поддерживали правительство, более половины голосовали против радикальных экономических реформ, еще менее четверти — занимали промежуточную позицию. Утверждение 11 июня 1992 г. правительственной программы приватизации Верховным Советом было последним актом одобрения действий правительства законодателями. После этого ни одно предложение правительства и Президента по экономической политике не было принято парламентом.
Рябикин С.П.. Новейшая история России (1991-1997). СПб., 1997. С. 121-122.
№ 10. Оценка Конституции, принятой 12 декабря 1993 года
Итак, ныне действующая Конституция Российской Федерации — пятая в многовековой истории страны — является актом принципиального, ключевого значения в становлении и упрочении основ нового типа общества, главными ценностями которого провозглашаются свобода, собственность, законность. Оценивая факт принятия Конституции, Б. Н. Ельцин подчеркнул: «Подведена окончательная черта под советским коммунистическим режимом, сделан важный шаг в будущее...»
Судьба Конституции во многом будет зависеть от расклада в дальнейшем политических сил, немалая часть которых склонна считать ее либо несовершенной, ведущей страну к диктатуре, либо вообще нелигитимной, принятой на основе произвольно продиктованных исполнительной властью условий и даже подтасовки итогов референдума.
Главный законодательный документ страны в его нынешнем виде носит переходный характер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем, это — «одежда на вырост», т. е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться| из тисков постигшего его кризиса.
История современной России. С. 212-213
№ 11. Начало реформ. Январь 1992 года
...Теоретически существовало два главных варианта перехода к новым для России рыночным отношениям. Первый - более медленный и осторожный, c сохранением рычагов регулирования экономики и ведущих отраслей производства в руках государства. [...]
Слабым звеном данной модели признавалось то, что преобразования в таком случае грозили затянуться на длительное время.
Сторонники данного - эволюционного - варианта решения проблемы теоретически опирались на выводы экономиста Дж. М. Кейнса, сформулированные им на основе анализа мирового кризиса и «великой депрессии» конца 2О-3О-х годов...
Для пришедших к власти в результате событий августа 1991 г. радикально-демократических сил России путь постепенных преобразований казался неприем-лемым. ...Это толкало правительство реформаторов во главе с Е. Гайдаром на решительные действия.
Теоретическое обоснование своей политики радикальные реформаторы видели в монетаризме - экономическом учении, сформулированном на Западе уже в 7О-е гг. ХХ в. В отличие от кейнсианцев монетаристы исходят из убеждения, что рыночная экономика способна к саморегулированию. Главный рычаг воздействия - финансы (монетаризм - от слова монета). Рыночные отношения при их полной свободе, счи-тают сторонники этой теории, сами по себе обеспечивают и постоянно поддерживают стабильность экономики в целом. Вмешательство же государства не только подавляет свободу личности, но и увеличивает вероятность ошибок в проведении экономической политики. [...]
Первым шагом на пути радикальных экономических преобразований стала либера-лизация цен (т. е. отказ от их сдерживания, регулирования) с тем, чтобы они постепен-но пришли в соответствие с реальными затратами на производство товаров и услуг. [...]
...Цены стали рваться вверх с неудержимой силой. На продовольственные товары в течение 1992 г. они возросли в 36 раз.
История современной России. 1985-1994. М. ,1995. С. 147-15О.
№ 12. Программа и этапы радикальной экономической реформы
К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства...
Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой. [...] 28 октября 1991 г. Президент Б. Ельцин выступил на V съезде народных депутатов с речью о радикальном рыночном преобразовании экономики России, основными элементами которого назвал либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. [...] Следуя выкладкам Е. Гайдара, основного соавтора доклада, Президент призывал россиян проявить выдержку и потерпеть 6 - 8 месяцев : «Хуже будет всем примерно полгода, затем - снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами. А к осени 1992 года, как я обещал перед выборами, стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей».
6-8 ноября 1991 г. было сформировано новое российское правительство реформ. По совету Г. Бурбулиса, Председателем Правительства стал Б. Ельцин, чтобы поддержать своим авторитетом молодых реформаторов...
Для консультаций в осуществлении реформы правительство пригласило группу иностранных экономических советников (Д. Липтом, А. Ослунд, Р. Лейнард, М. Домбровский и др.) во главе с Дж. Саксом (США, Гарвардский университет). Большинство советников работали в Польше, помогая ей в проведении рыночной реформы. Им было рекомендовано на первых порах держаться в тени [...] Не существует сколько-нибудь разработанной теории перехода от планово-распределительной экономики к рыночной.... Одна из современных - идея монетаризма, то есть убежденность, что основой функционирования и саморегулирования рыночной экономики являются денежные отношения, финансы. Ее называют ещё концепцией экономического либерализма, подчеркивая этим необходимость отказа государства от вмеша-тельства в экономику. Российские реформаторы, молодые и высокообразованные, вслед за своими западными коллегами-советниками считали, что эта концепция применима к России...
Предложенная российскими реформаторами очередность преобразований: одномоментная либерализация цен, свобода торговли, приватизация, финансовая стабилизация, структурная перестройка производства, - соответствовала польской модели перехода к рынку, получившей название «шоковой терапии». Главным в ней была нацеленность на быстрое радикальное реформирование экономики...
На сегодняшний день социально-экономические преобразования в России прошли два этапа и вступили в третий: первый - 1992-1993 гг., второй - 1994-1996 гг., третий - с марта 1997 г. На первом этапе правительство Е. Гайдара (а с декабря 1992 г. - В. Черномырдина) пыталось реализовать в России идеи экономического либерализма. Несмотря на не всегда последовательное осуществление этой политики, к началу 1994 г. основы рыночной экономики в России были созданы...
Но... чрезвычайно высокой оказалась социальная цена реформ, что вызвало недовольство населения и неприятие им дальнейшего радикального реформаторского курса...
На втором этапе, с 1994 г., правительство В. Черномырдина заявило о необходимости корректировки реформ. [...] Не имея собственной концепции реформ, правительство В. Черномырдина в своей политике вынуждено было лавировать, постоянно меняя приоритеты в зависимости от появления той или иной «кризисной точки» в экономике. [...]
Пришлось отдать преимущество финансовой стабилизации: инфляция была к началу 1996 г. остановлена, спад производства к середине года приостановился, но лишь за счет экспортно-ориентированных отраслей сырьевой и перерабатывающей промышленности...
Наибольшие просчеты «мягкой» экономической политики связаны с социальной сферой... Массовый характер приобрели длительные задержки зарплаты бюджетным работникам, пенсий, стипендий, пособий. Мизерные ассигнования бюджета на здравоохранение и образование ведут к их деградации. 23 февраля 1996 г. в ежегодном послании к Федеральному Собранию Президент фактически признал провал социальной программы реформ. К началу 1997 г. возможности аморфной, реагирующей лишь на кризисную ситуацию экономической тактики оказались уже исчерпанными. Правительство, не сумев собрать долги в бюджет и выплатить зарплаты, пенсии, пособия, попало в состояние банкротства и оказалось перед необходимостью отставки...
С. Рябикин. Новейшая история России. С. 9-18.
Приложение 1.
- История отечества
- Рецензенты:
- Авторский коллектив:
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Древняя Русь в IX–XIII вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- № 6. Понятие «Русь»
- Тема 2. Россия в XIV-XVI вв.
- Понятия: вотчина,условное землевладение (поместье), сословно-представительная монархия, земский собор, постоянная армия, реформа, опричнина. Логические задания:
- Литература :
- 2. Внешняя политика России второй половины XVI в
- Методические указания
- №3. Этапы политического объединения на Руси
- Тема 3. Россия в XVII веке
- Методические указания
- Глава 19. О посадских людех, а в ней 40 статей.
- Тема 4. Россия в первой половинеXviii века
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 5. Россия во второй половине XVIII века.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Глава 1. Примерный штат губерний
- Тема 6. Россия в первой половине XIX века
- Методические указания
- Тема 7. Россия во второй половине хiх в.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 19 Февраля 1861 г.
- 16 Июня 1870 г.
- Тема 8. Россия в конце хiх – начале хх вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 9. Россия в 1907 - феврале 1917 гг.
- Учебные материалы
- Глава 1.
- Глава 2.
- Тема 10. Революция и гражданская война в России (1917 – 1920 гг.)
- Альтернативная ситуация; Учредительное собрание; Выбор пути; Мировая революция; Гражданская война; Октябрьский переворот 1917 г.; Военный коммунизм; Революционный процесс. Логические задания:
- Политический процесс в россии в 1917 г. Субъекты политические цели Литература:
- Методические указания
- Учебные материалы
- №2. Л.Д. Троцкий о событиях февраля 1917 г.
- Тема 11. Ссср в 20-30 гг. Хх века
- Методические указания
- Учебные материалы
- 21 Марта 1921 г.
- 31 Января 1924 г.
- Тема 12. Ссср накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)
- Понятия:
- Логические задания:
- Основные участники Второй мировой войны
- Литература:
- Методические указания
- Тема 13. Советский Союз в первые послевоенные годы. 1945 – 1953 гг.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 14 Декабря 1947 г.
- Тема 14. Ссср в 1953 – 1964 годах
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 15. Ссср в середине 60-х – середине 80-х гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. Причины смещения н.С.Хрущева
- № 2. Причины неудач реформ а.Н.Косыгина
- № 7. О попытках реабилитации Сталина
- № 9. О целях л.И.Брежнева и его окружения
- № 10. Заявление тасс о вступлении на территорию чехословакии советских войск
- Тема 16. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. М.С.Горбачев о необходимости реформ
- № 2. А.Д.Сахаров о неизбежности перестройки
- № 7. М.С.Горбачев о подготовке нового союзного договора
- № 9. Заявление советского руководства
- 18 Августа 1991 г.
- № 10. Указ Президента ссср б.Н.Ельцина в связи с заявлением
- 19 Августа 1991 г.
- № 15. М.С.Горбачев о роли Сталина
- № 17. Б.Ельцин о м.Горбачеве
- № 18. Перестройка и причины ее неудачи
- Тема 17. Россия в 90-х гг. Хх в.
- Глава 1. Основы конституционного строя
- Глава 4. Президент Российской Федерации
- Глава 5. Федеральное Собрание
- Глава 6. Правительство Российской Федерации
- Краткий исторический словарь
- Учредительное собрание – парламентское учреждение, избранное большинством народа в ноябре 1917 г. И разогнанное большевиками 6 января 1918 г.
- Тесты для проверки остаточных знаний по курсу «История Отечества»