logo
История отечества

Методические указания

Тема охватывает период с 1964 г., когда на октябрьском Пленуме ЦК КПСС от должности Первого секретаря ЦК был освобожден Н.С.Хрущев, до марта 1985 г., когда с избранием Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачева начинается период перестройки. За эти 20 лет во главе партии были Л.И.Брежнев (18 лет), а затем Ю.В.Андропов (ноябрь 1982 г. – февраль 1984 г.) и К.У.Черненко (февраль 1984 г. – март 1985 г.).

Этот период вошел в историю СССР как период застоя, стагнации (см. словарь) советского общества, резких переходов во внешнеполитической сфере от «холодной войны» к разрядке международной напряженности, а затем вновь к усилению конфронтации СССР с международным сообществом (1979 г., Афганистан).

Основными тенденциями развития западных стран в этот период являлось заметное наращивание экономического и военного потенциала на основе достижений НТР, признание опасности для мира ядерной войны, неудача политики «сдерживания коммунизма» (война США во Вьетнаме) и постепенная эволюция от конфронтации со странами «социалистического лагеря» к политике разрядки (совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, Хельсинки, 1975 г.).

В научной и учебной литературе оценки изучаемого периода в основном однозначны: это время застоя во всех сферах политической, экономической и духовной жизни общества. Достаточно назвать две монографии: «На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе». М., 1990 и «Погружение в трясину. Анатомия застоя». М., 1991, названия которых говорят сами за себя. В других изданиях можно встретить также формулировки: «СССР на пути к глобальному кризису», эпоха «развитого социализма» (где не было ни социализма, ни тем более развитого), время политического консерватизма, попыток реанимировать сталинизм и т.д.

По существу брежневская эпоха стала периодом борьбы партийно-государственной номенклатуры за сохранение системы, за собственное самосохранение, словесным символом эпохи стала «стабилизация» при наличии необратимых и дестабилизирующих процессов в самом обществе и его экономике (см. №9).

При подготовке к первому вопросу важно выяснить причины смены политического курса в середине 60-х годов (см. №1, №4). Обратите внимание на попытки возродить сталинизм во внутренней (№№7, 8, 13) и внешней политике (№№10, 11, 12).

При подготовке ко второму вопросу следует обратить внимание на развитие экономики страны в этот период (№№2, 3, 4), на цифровые показатели экономического развития с 1966 г. по 1985 г. в сравнении с 1951-1965 гг. (№6), на анализ застойных явлений во всех сферах жизни общества (№5). О неудаче реформ в этот период свидетельствуют материалы №2 и №9.

Итогом этого периода является рост правозащитного и диссидентского движений (№13), рост эмиграции из СССР (№14).

Чтобы выполнить логическое задание №1, необходимо изучить по учебнику (элементарный курс) этапы аграрной политики Н.С.Хрущева (с.346-348) и курс мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС (с.363-364), выделить общее и найти различия в аграрной политике страны в 50-60-е годы и середины 60-х годов.

Логическое задание №2 требует выяснения сути понятий «неосталинизм», «ресталинизация», а затем выявления фактов реабилитации Сталина (учебник, элементарный курс, с.357-358), материалы №№7, 8 данного пособия. Не случайно в период перестройки начинается процесс десталинизации.