Методические указания
В результате Второй мировой войны коренным образом изменилась обстановка в мире. Потерпели поражение и на время утратили роль великих держав Германия и Япония, значительно ослабели позиции Англии и Франции. В то же время вырос удельный вес США, на долю которых приходилось 46% мирового промышленного производства. Война положила начало распаду колониальной системы. За послевоенное десятилетие независимость получили 25 государств.
Важнейшей тенденцией послевоенного развития стали народно-демократические революции в странах Восточной Европы и ряде стран Азии.
Неизмеримо выросла роль Советского Союза, внесшего решающий вклад в разгром фашизма. Ни одна международная проблема не решалась без его участия.
Надежды на мирный прогресс человечества, возникшие во время существования антигитлеровской коалиции, сменились во второй половине 40-х годов «холодной войной», которая втянула в себя всю планету. Она расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-политические системы. Мир стал двухполюсным, биполярным. «Холодная война» довела до невиданных размеров милитаризм в политике и мышлении.
Положение внутри СССР в послевоенные годы характеризовалось колоссальными потерями, нанесенными войной, необходимостью восстановления экономики, перестройки всей общественной жизни на мирный лад. Все эти процессы происходили в борьбе двух тенденций: с одной стороны, стремление общества к усилению демократических начал, и, во-вторых, укрепление командно-административной системы, тоталитарного режима власти.
Хронологические рамки послевоенного периода включают 1946-1953 годы, когда в СССР преобладали восстановительные процессы и продолжал существовать сталинский режим власти.
Данный период оценивается по-разному в исторической литературе: как восстановительный; апогей сталинизма; регрессивной эволюции сталинизма; «холодной войны».
Определяющим в развитии государства и общества была перестройка применительно к мирным условиям жизни. В экономике – восстановление довоенного уровня, структуры, пропорций. В политической сфере – упразднение чрезвычайных органов власти и восстановление системы власти в довоенных рамках. В социальной сфере – демобилизация, реэвакуация, репатриация, трудоустройство, помощь инвалидам войны, сиротам.
Решение этих задач происходило в следующей хронологической последовательности. В мае 1945-1946 гг. были упразднены чрезвычайные органы власти, осуществлены меры по возобновлению нормального режима труда на предприятиях и учреждениях, разработан и утвержден четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства.
В 1947-1948 гг. разрабатывались проекты новой Конституции СССР и Программы ВКП(б), была отменена карточная система, проведена денежная реформа, восстановлена промышленность.
В 1949-1952 гг. продолжалось восстановление сельского хозяйства, было проведено укрупнение колхозов, уровень промышленного развития превзошел довоенный, усиливаются репрессии («Ленинградское дело», «дело врачей» и др.).
Результатами развития общества и власти в послевоенные годы стали значительные успехи в восстановлении промышленности, трудности в сельскохозяйственной отрасли, ужесточение командно-административной системы со сталинским режимом власти, усиление международной напряженности, осознание необходимости перемен.
На семинарском занятии предлагается рассмотреть два вопроса: 1. Государство и общество после войны. 2. Экономика СССР в 1945-1953 гг.
Изучая первый вопрос темы «Государство и общество после войны» следует обратить внимание на изменения в демографическом и социальном составе населения, в сознании людей, в пирамиде власти, на существенные надежды в обществе на демократизацию политического режима (см. Отечественная история. Элементарный курс., с.327 – 332)
Составляя картину послевоенного времени, необходимо проанализировать материал о колоссальных потерях Советского Союза в годы войны ( №3); о голоде 1946 – 1947 гг., его причинах и последствиях ( №4). Работа над документом №5 позволит понять несправедливость представлений о времени первых послевоенных лет, как о «золотом веке цен».
В политико-идеологической сфере характерной чертой был рост самосознания народа в годы войны, что открывало возможность открытого, свободного осмысления противоречий в обществе. Анализ документов №6 и №8 позволит понять, почему сталинское руководство выбрало авторитарные методы решения проблем, методы политических и идеологических репрессий.
Изучая второй вопрос темы, необходимо выяснить суть альтернативных вариантов восстановления народного хозяйства (см. Отечественная история: Элементарный курс. С.333 – 334), причины возвращения СССР к довоенной модели экономического развития, которая была зафиксирована в законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 – 1950 гг. ( №9).
Документ №10 позволит понять сущность таких мер в экономической политике советского государства, как денежная реформа 1947 г., отмена карточной системы.
Итоги восстановительного периода в развитии советского государства подвел ХIХ съезд ВКП(б) в 1952 г. Анализируя документ №11, важно разобраться в уровне объективности выводов, сформулированных в резолюции съезда. Для понимания концепции экономики социализма необходимо ознакомиться с положениями работы И.В.Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» ( №12)
На развитие страны после войны колоссальное влияние оказывала международная ситуация, начало «холодной войны» (см. №1, №2; Отечественная история: Элементарный курс. С. 339 – 340).
При выполнении первого логического задания следует обратить внимание на то, что восстановление народного хозяйства в 1946-1953 гг. происходило в отличие от 1921-1925 гг. на фоне колоссально возросшего международного авторитета СССР и начавшейся «холодной войны» в условиях не многоукладной (нэповской) экономики, а в рамках ее огосударствления на основе советской социальной структуры общества, командно-административной системы власти со сталинским режимом.
Выполняя второе логическое задание, необходимо проанализировать изменения, происходившие в пирамиде власти в 1946-1949 годы, причины ухода на второй план Молотова, Маленкова и выдвижения на первые роли Вознесенского, Кузнецова.
Заполняя хронологическую таблицу, нужно уяснить общий ход событий в 1946-1953 гг. и на этой основе выделить наиболее значимые, оказавшие влияние на развитие общества и власти.
- История отечества
- Рецензенты:
- Авторский коллектив:
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Древняя Русь в IX–XIII вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- № 6. Понятие «Русь»
- Тема 2. Россия в XIV-XVI вв.
- Понятия: вотчина,условное землевладение (поместье), сословно-представительная монархия, земский собор, постоянная армия, реформа, опричнина. Логические задания:
- Литература :
- 2. Внешняя политика России второй половины XVI в
- Методические указания
- №3. Этапы политического объединения на Руси
- Тема 3. Россия в XVII веке
- Методические указания
- Глава 19. О посадских людех, а в ней 40 статей.
- Тема 4. Россия в первой половинеXviii века
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 5. Россия во второй половине XVIII века.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Глава 1. Примерный штат губерний
- Тема 6. Россия в первой половине XIX века
- Методические указания
- Тема 7. Россия во второй половине хiх в.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 19 Февраля 1861 г.
- 16 Июня 1870 г.
- Тема 8. Россия в конце хiх – начале хх вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 9. Россия в 1907 - феврале 1917 гг.
- Учебные материалы
- Глава 1.
- Глава 2.
- Тема 10. Революция и гражданская война в России (1917 – 1920 гг.)
- Альтернативная ситуация; Учредительное собрание; Выбор пути; Мировая революция; Гражданская война; Октябрьский переворот 1917 г.; Военный коммунизм; Революционный процесс. Логические задания:
- Политический процесс в россии в 1917 г. Субъекты политические цели Литература:
- Методические указания
- Учебные материалы
- №2. Л.Д. Троцкий о событиях февраля 1917 г.
- Тема 11. Ссср в 20-30 гг. Хх века
- Методические указания
- Учебные материалы
- 21 Марта 1921 г.
- 31 Января 1924 г.
- Тема 12. Ссср накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)
- Понятия:
- Логические задания:
- Основные участники Второй мировой войны
- Литература:
- Методические указания
- Тема 13. Советский Союз в первые послевоенные годы. 1945 – 1953 гг.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 14 Декабря 1947 г.
- Тема 14. Ссср в 1953 – 1964 годах
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 15. Ссср в середине 60-х – середине 80-х гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. Причины смещения н.С.Хрущева
- № 2. Причины неудач реформ а.Н.Косыгина
- № 7. О попытках реабилитации Сталина
- № 9. О целях л.И.Брежнева и его окружения
- № 10. Заявление тасс о вступлении на территорию чехословакии советских войск
- Тема 16. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. М.С.Горбачев о необходимости реформ
- № 2. А.Д.Сахаров о неизбежности перестройки
- № 7. М.С.Горбачев о подготовке нового союзного договора
- № 9. Заявление советского руководства
- 18 Августа 1991 г.
- № 10. Указ Президента ссср б.Н.Ельцина в связи с заявлением
- 19 Августа 1991 г.
- № 15. М.С.Горбачев о роли Сталина
- № 17. Б.Ельцин о м.Горбачеве
- № 18. Перестройка и причины ее неудачи
- Тема 17. Россия в 90-х гг. Хх в.
- Глава 1. Основы конституционного строя
- Глава 4. Президент Российской Федерации
- Глава 5. Федеральное Собрание
- Глава 6. Правительство Российской Федерации
- Краткий исторический словарь
- Учредительное собрание – парламентское учреждение, избранное большинством народа в ноябре 1917 г. И разогнанное большевиками 6 января 1918 г.
- Тесты для проверки остаточных знаний по курсу «История Отечества»