Учебные материалы
№1. Имперская модернизация в России
Россия первой в мире предприняла попытку догоняющей, форсированной модернизации (реформы Петра I). Тогда же сложился и алгоритм отечественных модернизации — так называемая имперская модель, просуществовавшая почти триста лет, до самой горбачевском перестройки.
Эта своеобразная модель зависимого развития не похожа на сложившуюся в Азии, Африке и Латинской Америке. Россия, как известно, не была чьей-либо колонией. Однако как раз это и предопределило специфическую зависимость ее развития от Запада: чтобы укрепить свою государственность и независимость, России приходилось постоянно подстраиваться под него. Как сказал Сергей Витте, «великая страна не может ждать». Как только Западная Европа делала очередной шаг вперёд в приращении своей технической и военной мощи, Россия вынуждена была делать то же самое — во имя сохранения независимости и имперского статуса, укрепления своей военно-технической мощи. Для этого создавали сильную армию, оснащённую современным вооружением, строили предприятия, работавшие для военных нужд. С той же целью выборочно заимствовали на Западе технические достижения и научные знания, прямо или косвенно относившиеся к военному делу. Порой они стимулировали развитие собственной науки и техники. Но поначалу многие технологии и образцы технических достижений приходилось закупать за границей в обмен на сырьё и продукты питания.
Имперская модернизация в России проводилась по инициативе наиболее активной и дальновидной правящей элиты и опиралась на мощь государства, поскольку в стране не было сплоченного предпринимательского класса, как в странах Западной Европы. Задачей такой модернизации было сохранение военно-политического статуса империи, усиление военно-технической мощи. Поэтому на Западе заимствовались технические достижения и научные знания. Прежде всего, можно выделить следующие особенности имперской модернизации. Во-первых, исключительная роль государства и инициировании, определении направленности и осуществлении модернизационного процесса. Государство настолько жестко
контролировало процесс модернизации, что он предстает как цепь своеобразных «революций сверху», которые не только осуществлялись зачастую силовыми методами, вопреки устремлениям основной общественной массы и оказались неорганичными социокультурной специфике России.
Роль государства в России во многих отношениях отличается от роли государства как на Западе, так и на Востоке. С одной стороны, российское государство было инициатором эволюционных изменений в обществе, с другой - представляло инертную структуру, блокировавшую естественное разрешение противоречий. Монополия государства на осуществление модернизационного процесса не учитывала социокультурную специфику страны, рассматривая некоторые ее характеристики как подлежащий упразднению анахронизм, а внедряемые насильственно «западные элементы» деформировали, либо даже разрушали сложившуюся культурную парадигму.
В модернизацнонных усилиях государства общество, хозяйственный строй, культура всякий раз выступали лишь в качестве объекта преобразования, но никогда - в качестве его опоры или стимула к изменению. Со значительной долей уверенности можно сказать, что государство само удерживало общество в своеобразном переходном состоянии от традиции к современности.
Во-вторых, особенность имперской модернизации в России состоит в разнонаправленности процессов модернизации & обществе. Модернизации подвергаются те сферы, к которым государство имело непосредственное отношение - органы государственной власти, военные силы, экономика.
№2. Реформы и контрреформы
В современной исторической науке прочно утвердилось мнение, что одной из особенностей российских реформ является их непременной чередование с контрреформами. Для того, чтобы утверждать это с уверенностью, следует прояснить само понятие «контрреформа». В самом общем виде оно означает преобразования, подрывающие результаты предшествующих преобразований или сводящие их на нет. Однако имеются и другие трактовки данного понятия: это действия, ведущие к изменению направления и характера развития по сравнению с тем, каким оно стало в результате предшествующих реформ; это действия по отмене, ликвидации результатов всех реформ, имеющие следствием частичный или полный возврат к дореформенному состоянию. Контрреформы – это попятное движение, которое может быть вызвано тем, что реформы проводятся с опорой на слишком узкую социальную базу, что вызывает отторжение у большинства общества.
Сама схема «реформы - контрреформы» далеко не так проста и однозначна. В истории России есть немало примеров, которые в нее не укладываются. Во-первых, проведение реформ и контрреформ в одно и то же время (в правление Александра III), во-вторых, за реформами следовали не контрреформы, а революции (реформы С.Ю.Витте и революция 1905-1907 гг., реформы П.А.Столыпина и последующая война и революция 1917 г.). В-третьих, за контрреформы принимались меры, направленные на корректировку реформ в ходе их осуществления (например, деятельность Петра 1, которая трактовалась как контрреформы)
Четкого определения контрреформы в науке пока не выработано. Наиболее приемлемым является трактовка контрреформ как попятного движения, возвращающего общество к дореформенным порядкам. Для проведения контрреформ должны быть определенные условия. Главное из них – наличие у власти людей, которые выражают интересы антиреформаторских сил.
№3. Из манифеста 19 февраля 1861 г. «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»
Явился результатом длительной работы, которая велась правительством в Главном комитете по крестьянскому делу, созданному Александром II в 1858 г. и Редакционных комиссиях при нем (с 1859 г.), а также на местах в дворянских губернских комитетах. Манифест провозглашал личное освобождение крестьян от помещиков и «дарование» им прав «свободных сельских обывателей». Обнародован 5 марта 1861 г.
...Мы начали сие дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и принять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие не оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей.
Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях и рассмотрены в Государственном совете.
Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение.
В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.
Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников...
... существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.
Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:
1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.
2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.
3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.
4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.
5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста.
6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.
7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов <...>
И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.
Документы крестьянской реформы // Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1989. Т. 7. С. 27-39.
№4. Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости
- История отечества
- Рецензенты:
- Авторский коллектив:
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Древняя Русь в IX–XIII вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- № 6. Понятие «Русь»
- Тема 2. Россия в XIV-XVI вв.
- Понятия: вотчина,условное землевладение (поместье), сословно-представительная монархия, земский собор, постоянная армия, реформа, опричнина. Логические задания:
- Литература :
- 2. Внешняя политика России второй половины XVI в
- Методические указания
- №3. Этапы политического объединения на Руси
- Тема 3. Россия в XVII веке
- Методические указания
- Глава 19. О посадских людех, а в ней 40 статей.
- Тема 4. Россия в первой половинеXviii века
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 5. Россия во второй половине XVIII века.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Глава 1. Примерный штат губерний
- Тема 6. Россия в первой половине XIX века
- Методические указания
- Тема 7. Россия во второй половине хiх в.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 19 Февраля 1861 г.
- 16 Июня 1870 г.
- Тема 8. Россия в конце хiх – начале хх вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 9. Россия в 1907 - феврале 1917 гг.
- Учебные материалы
- Глава 1.
- Глава 2.
- Тема 10. Революция и гражданская война в России (1917 – 1920 гг.)
- Альтернативная ситуация; Учредительное собрание; Выбор пути; Мировая революция; Гражданская война; Октябрьский переворот 1917 г.; Военный коммунизм; Революционный процесс. Логические задания:
- Политический процесс в россии в 1917 г. Субъекты политические цели Литература:
- Методические указания
- Учебные материалы
- №2. Л.Д. Троцкий о событиях февраля 1917 г.
- Тема 11. Ссср в 20-30 гг. Хх века
- Методические указания
- Учебные материалы
- 21 Марта 1921 г.
- 31 Января 1924 г.
- Тема 12. Ссср накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)
- Понятия:
- Логические задания:
- Основные участники Второй мировой войны
- Литература:
- Методические указания
- Тема 13. Советский Союз в первые послевоенные годы. 1945 – 1953 гг.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 14 Декабря 1947 г.
- Тема 14. Ссср в 1953 – 1964 годах
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 15. Ссср в середине 60-х – середине 80-х гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. Причины смещения н.С.Хрущева
- № 2. Причины неудач реформ а.Н.Косыгина
- № 7. О попытках реабилитации Сталина
- № 9. О целях л.И.Брежнева и его окружения
- № 10. Заявление тасс о вступлении на территорию чехословакии советских войск
- Тема 16. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. М.С.Горбачев о необходимости реформ
- № 2. А.Д.Сахаров о неизбежности перестройки
- № 7. М.С.Горбачев о подготовке нового союзного договора
- № 9. Заявление советского руководства
- 18 Августа 1991 г.
- № 10. Указ Президента ссср б.Н.Ельцина в связи с заявлением
- 19 Августа 1991 г.
- № 15. М.С.Горбачев о роли Сталина
- № 17. Б.Ельцин о м.Горбачеве
- № 18. Перестройка и причины ее неудачи
- Тема 17. Россия в 90-х гг. Хх в.
- Глава 1. Основы конституционного строя
- Глава 4. Президент Российской Федерации
- Глава 5. Федеральное Собрание
- Глава 6. Правительство Российской Федерации
- Краткий исторический словарь
- Учредительное собрание – парламентское учреждение, избранное большинством народа в ноябре 1917 г. И разогнанное большевиками 6 января 1918 г.
- Тесты для проверки остаточных знаний по курсу «История Отечества»