logo
История отечества

Методические указания

Тема освещает этап форсированного строительства социализма и формирования в нашей стране тоталитарного режима в 20 – 30 гг. ХХ в.

20-е годы ХХ в. – переход от войны к миру, который в европейских странах, где события Первой мировой войны нанесли особенный ущерб, оказался долгим и трудным. Шел сложный процесс установления дипломатических отношений между странами, в том числе и с большевистской Россией. Версальско-Вашингтонская система мира заложила предпосылки к назреванию новых противоречий между странами-победительницами и побежденными странами.

Восстановительный период продолжался в Европе до 1924 г., сменившись коротким периодом роста экономики. Завершился он мировым экономическим кризисом 1929 – 1933 гг., который привел не только к усилению в 30-е гг. государственного вмешательства в экономику западных стран, складыванию государственно-монополистической экономики на основе кейнсианской теории, но и к победе тоталитарных тенденций в ряде стран (см. понятие «тоталитаризм» в словаре). Итальянский фашизм и германский национал-социализм – самые яркие этому примеры. Европа старалась защитить себя от революционных и экономических потрясений.

Для нашей страны 20 – 30-е гг. ХХ в. были временем становления системы, по-разному оцениваемой современными историками. Большинство считают это время победой командно-административной бюрократической системы, соединением бонапартизма и цезаризма при опоре на партийно-советский аппарат, используют понятие «тоталитаризм», «тоталитаризм левого толка». Чтобы разобраться в этом, необходимо изучить сложный и противоречивый ход исторических событий периода, определившего развитие СССР на семь десятилетий.

В нашей стране восстановительный период продолжался до 1925 г. Этому способствовала смена политики «военного коммунизма», проводившейся большевиками в годы гражданской войны, новой экономической политикой – НЭП – способствовавшей быстрому развитию экономики страны, определенному росту жизненного уровня населения, сотрудничеству интеллигенции и «спецов» с новой властью.

При изучении первого вопроса (Сталинская модернизация экономики страны), необходимо раскрыть понятие и сущность НЭП (см. словарь и №1-2). Следует обратить внимание на то, что главными причинами перехода к НЭП были крестьянские восстания, стачки рабочих и Кронштадтский мятеж матросов, выступавших против политики большевиков (см. учебник «Отечественная история. Элементарный курс.» С. 275-276). Курс на НЭП был предложен В.И. Лениным в феврале 1921 г. и утвержден на Х съезде РКП(б) в марте того же года.

После смерти В.И.Ленина разгорелась внутрипартийная борьба за власть, дискуссии о путях строительства социализма, которые привели к разгрому внутрипартийной оппозиции и усилению личной власти И.В. Сталина. Следует иметь в виду, что нет единой точки зрения по вопросу о том, чем была НЭП: только экономической мерой или комплексом мер экономического, политического и идеологического характера? Являлась ли НЭП продуманной программой В.И.Ленина, или это была реакция на усиление народных выступлений против политики большевиков (особенно на Кронштадтский мятеж)? Была это стратегия или тактика для большевиков? Попробуйте определить свою точку зрения, прочитав материал учебника (Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до начала ХХ1 века. М.: КноРус, Право и закон, 2002. С. 338 – 345). Далее следует рассмотреть причины свертывания НЭП (см. «Отечественная история. Элементарный курс» с.276 – 294). После изучения этого материала выполните задание №2, вспомнив для сравнения основные черты политики «военного коммунизма».

Рассматривая осуществление курса на индустриализацию (см. словарь) в СССР, определите ее источники, ход и итоги первых пятилеток, основываясь на материалах учебника (Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до начала ХХ1 века. М.: КноРус, Право и закон, 2002. С.374 – 381) и используя док. 3.

По мере создания социалистической индустрии началось форсированное строительство социализма (см. учебник «Отечественная история. Элементарный курс.» с.296 – 298), подразумевающее, помимо социалистической промышленности, создание крупных коллективных хозяйств в деревне, следствием которого стала «сплошная коллективизация» (см. понятие в словаре), раскулачивание, трагедия крестьянства, попавшего в зависимость от государства на несколько десятилетий (Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до начала ХХ1 века. М.: КноРус, Право и закон, 2002. С.381 – 386 и №4, 5, 6).

Итогом экономического развития страны в 20 – 30 –е гг. ХХ в. стала сталинская модернизация (см. понятие в словаре), создание в СССР индустриально-аграрного общества. В то же время необходимо обратить внимание на то, какой ценой было это достигнуто, на какой основе создавалась советская индустрия, возможно ли было ее дальнейшее успешное развитие (№7, 8, 9).

При изучении второго вопроса (Формирование тоталитарного режима в СССР. Социально-политическая эволюция советского общества.) следует обратить внимание на борьбу в правящей верхушке советского общества (см. учебник «Отечественная история. Элементарный курс.» с.298 – 304) по вопросам о методах, задачах, целях построения социалистического общества, и, в конечном счете, - за власть (№10). Сталинская идея о нарастании классовой борьбы по мере успехов социализма нашла свое воплощение в осуществлении массовых репрессий, создании «архипелага ГУЛАГа», формировании тоталитарной машины власти в стране, проводившей политику государственного насилия (№11).

Создание СССР (см. «Отечественная история. Элементарный курс.» с.290 – 294), формирование властных и управленческих структур привело к формированию класса «советской партийно-хозяйственной номенклатуры» (№12). При выполнении задания №3 обратите внимание на принципы, порядок и структуру организации власти в СССР (см. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до начала ХХ1 века. М.: КноРус, Право и закон, 2002. С.345 – 350)

«Культурная революция» своим главным последствием имела рост грамотности среди населения и создание «прослойки» в обществе из рабоче-крестьянской интеллигенции. Свобода творчества была ограничена идеями «социалистического реализма». Создание тоталитарного политического режима в СССР способствовало формированию конформизма в общественном сознании и поведении, победе социалистической идеологии и унификации образа жизни в СССР (понятие «социализм» см. в словаре).

В конечном счете, если в экономике сталинская модернизация привела к определенным успехам, то в социально-политической сфере советское общество эволюционировало в сторону тоталитаризма левого толка (№13). Чтобы разобраться в этом, выполните задание №1, используя определение тоталитаризма, данное в словаре и основываясь на изученном материале (Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до начала ХХ1 века. М.: КноРус, Право и закон, 2002. С.364 – 367). Подберите аргументы для доказательства из истории страны в 20–30-е гг. Для закрепления изученного материала заполните хронологическую таблицу (задание №3).