logo
История отечества

№ 10. Заявление тасс о вступлении на территорию чехословакии советских войск

В конце 60-х годов руководство Чехословакии осуществило ряд мероприятий по де­мократизации общества (внедрение рыночных начал в экономику и др.), расцененных лидерами других соцстран как «контрреволюционные». С целью подавления «контрреволюции» в ЧССР были введены войска государств - участников ОВД.

21 августа 1968 г.

В ночь с 20 на 21 августа 1968 года войска пяти стран Варшавского Дого­вора - СССР, НРБ, ГДР, ВНР и ПНР - перешли чехословацкую границу. По этому поводу ТАСС сделал заявление.

ТАСС уполномочен заявить, что партийные и государственные деятели Че­хословацкой Социалистической Республики обратились к Советскому Союзу и другим союзным государствам с просьбой об оказании братскому чехословац­кому народу неотложной помощи, включая помощь вооруженным силам. Это обращение вызвано угрозой, которая возникла существующему в Чехословакии социалистическому строю и установленной Конституцией государственности со стороны контрреволюционных сил, вступивших в сговор с враждебными социа­лизму внешними силами...

Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безо­пасности государств социалистического содружества. Угроза социалистическо­му строю Чехословакии представляет собой вместе с тем угрозу устоям евро­пейского мира.

Советское правительство и правительства союзных стран - Народной Респу­блики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Германской Демократиче­ской Республики, Польской Народной Республики, исходя из принципов нерас­торжимой дружбы и сотрудничества и в соответствии с существующими дого­ворными обязательствами, решили пойти навстречу упомянутой просьбе об оказании братскому чехословацкому народу необходимой помощи...

Советские воинские подразделения вместе с воинскими подразделениями названных союзных стран 21 августа вступили на территорию Чехословакии. Они будут незамедлительно выведены из ЧССР, как только создавшаяся угроза завоеваниям социализма в Чехословакии, угроза безопасности стран социали­стического содружества будет устранена и законные власти сочтут, что в даль­нейшем пребывании там этих воинских подразделений нет необходимости.

Предпринимаемые действия не направлены против какого-либо государства и ни в какой мере не ущемляют чьих-либо государственных интересов. Они служат цели мира и продиктованы заботой о его укреплении.

Братские страны твердо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никому и никогда не будет позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических государств.

Правда. 21 августа 1968 г.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней. М., 1999. С.532-533.

11. Из записки в ЦК КПСС от руководителей МИД СССР, КГБ СССР, Минобороны и Международного отдела ЦК КПСС

Авторами «Записки» являлись министр иностранных дел СССР А.А. Громыко, пред­седатель Комитета Государственной безопасности СССР Ю.В.Андропов, министр обороны СССР Д.Ф.Устинов и руководитель Международного отдела ЦК КПСС Б.Н.Пономарев.

В 1979 г. руководство СССР приняло решение об отправке в Афганистан «ограни­ченного контингента» советских войск. Ниже приведен документ, авторы которого - госу­дарственные и партийные лидеры страны пытались «обосновать» необходимость этого решения. Полная подборка документов из архивов ЦК КПСС по данному вопросу опуб­ликована в газете «Труд» за 23 июня 1992 г.

23 июня 1979 г.

Обстановка в Демократической Республике Афганистан (ДРА) продолжает осложняться. Действия мятежных племен приобретают более широкий и орга­низованный характер. Реакционное духовенство усиливает антиправительствен­ную и антисоветскую агитацию, широко проповедуя при этом идею создания в ДРА «свободной исламской республики» по подобию иранской.

Трудности становления ДРА имеют во многом объективный характер. Они связаны с экономической отсталостью, малочисленностью рабочего класса, слабостью Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). Эти труд­ности усугубляются, однако, и субъективными причинами: в партии и государ­стве отсутствует коллективное руководство, вся власть фактически сосредоточена в руках Н.М.Тараки и X.Амина, которые нередко допускают ошибки и нарушения законности; в стране отсутствует Народный фронт, до сих пор не созданы местные органы революционной власти. Рекомендации наших советни­ков по этим вопросам афганским руководством практически не реализуются. <...>

В связи с изложенным МИД СССР, КГБ СССР, Министерство обороны и

Международный отдел ЦК КПСС считают целесообразным:

1. Направить от имени Политбюро ЦК КПСС письмо Политбюро ЦК НДПА, в котором в товарищеской форме откровенно выразить озабоченность и беспокойство советского руководства в связи с реальной опасностью потери завоеваний Апрельской революции и высказать рекомендации по усилению борьбы с контрреволюцией и укреплению народной власти. <...>

4. Для обеспечения охраны и обороны самолетов советской эскадрильи на аэродроме «Баграм» направить в ДРА, при согласии Афганской стороны, пара­шютно-десантный батальон в униформе (комбинезоны) под видом авиационного технического состава. Для охраны совпосольства направить в Кабул спецотряд КГБ СССР (126-150 чел.) под видом обслуживающего персонала посольства. В начале августа с.г., после завершения подготовки, направить в ДРА (аэродром «Баграм») спецотряд ГРУ Генерального штаба с целью использования в случае резкого обострения обстановки для охраны и обороны особо важных прави­тельственных объектов.

Просим рассмотреть.

Труд. 23 июня 1992 г.

Хрестоматия по истории России... С.536-537.

12. Из открытого письма А.Д.Сахарова Президиуму ВС СССР, Председателю Президиума ВС СССР Л.И. Брежневу

Сахаров Андрей Дмитриевич (1921-1989) - советский физик, академик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии мира, активный общественный деятель. В 1979-1980 гг. выступал против введения советских войск в Аф­ганистан.

1980г.

... Военные действия в Афганистане продолжаются уже семь месяцев. По­гибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев - не только партизан, но, главным образом, мирных жителей - стариков, женщин, детей, крестьян и горожан. Более миллиона афганцев стали беженцами. Осо­бенно зловещи сообщения о бомбежках деревень, оказывающих помощь парти­занам, о минировании горных дорог, что создает угрозу голода для целых рай­онов.

Также не подлежит сомнению, что афганские события кардинально измени­ли политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде. Они затруднили (а может, сделали вообще невозможной) ратификацию договора ОСВ-2, жизненно важного для всего мира, в особенности как предпосылки дальнейших этапов процесса разоружения. Советские действия способствовали (и не могли не спо­собствовать!) увеличению военных бюджетов и принятию новых военно-технических программ во всех крупнейших странах, что будет сказываться еще долгие годы, усиливая опасность гонки вооружений. На Генеральной Ассамблее ООН советские действия в Афганистане осудили 104 государства, в том числе многие, ранее безоговорочно поддерживавшие любые действия СССР.

Внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны (особенно губительная в условиях экономических трудностей), не осуществля­ются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут вый­ти из-под контроля. <...>

По моему убеждению, необходимо политическое урегулирование, вклю­чающее следующие действия:

1. СССР и партизаны прекращают военные действия - заключается переми­рие.

2. СССР заявляет, что готов полностью вывести свои войска по мере замены их войсками ООН. Это будет важнейшим действием ООН, соответствующим ее целям, провозглашенным при ее создании, и резолюции 104 ее членов.

3. Нейтралитет, мир и независимость Афганистана гарантируются Советом Безопасности ООН в лице ее постоянных членов, а также, возможно, соседних с Афганистаном стран.

4. Страны - члены ООН, в том числе СССР, предоставляют политическое убежище всем гражданам Афганистана, желающим покинуть страну. Свобода выезда всем желающим - одно из условий урегулирования.

5. Афганистану предоставляется экономическая помощь на международной основе, исключающей его зависимость от какой-либо страны; СССР принимает на себя определенную долю этой помощи.

6. Правительство Бабрака Кармаля до проведения выборов передает свои полномочия Временному совету, сформированному на нейтральной основе с участием представителей партизан и представителей правительства Кармаля.

7. Проводятся выборы под международным контролем; члены правительства Кармаля и партизаны принимают участие в них на общих основаниях. <...>

Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1990. С. 199-201.

Хрестоматия по истории России… С.537-538.

13. Об особенностях развития диссидентства в 70-е годы

Можно отметить две особенности диссидентства. Во-первых, оно стало более радикальным. Основные его представители ужесточили свои позиции. Все, даже те, кто отрицал это впоследствии, начинали свою деятельность с мыслью завязать диалог с представителями власти: опыт хрущевского времени давал повод для такой надежды. Ее, однако, разрушили новые репрессии и отказ властей вести диалог. То, что поначалу было просто политической критикой, обращается безапелляционными обвинениями. На первых порах диссиденты лелеяли надежду на исправление и улучшение существующей системы, продолжая считать ее социалистической. Но в конечном счете они стали видеть в этой системе лишь признаки умирания и ратовать за полный отказ от нее. Проводимая правительством политика оказалась неспособной справиться с диссидентством и только радикализовала его во всех компонентах. Руководители страны были не в состоянии обернуть себе на пользу имевшиеся в рядах диссидентов расхождения. Между тем, в расхождениях заключалась вторая особенность развития диссидентского движения. В начале 70-х годов в диссидентстве обозначились тенденции, довольно различные по идеалам и политической направленности. Попытка точной классификации, как всегда в подобных случаях, приводит к упрощению. При всем том мы можем выделить, по крайней мере в общих чертах, три основных направления: ленинско-коммунистическое, либерально-демократическое и религиозно-националистическое. Все они имели активистов, но в конце концов каждое из них нашло выразителя своих идей в лице наиболее заметной личности. Во всех трех случаях этот были люди исключительных качеств и сильного характера. Три направления были представлены соответственно Роем Медведевым, Андреем Сахаровым и Александром Солженициным – людьми весьма несхожими, с коренными различиями в позициях по причине слишком серьезных расхождений во взглядах. Но все трое оказались вынужденными противостоять мощи государства (то было единственное, что их роднило). Но этого единственного хватало, чтобы полемика между ними не перерастала в открытую вражду и положила конец сотрудничеству в стане оппозиции.

Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994. М., 1996. С.88-89.

14. О причинах третьей эмиграции из СССР

В третий раз в истории СССР наблюдалась волна политической эмиграции, после первых двух: в начале 20-х годов и после 1945 г. Конечно, третья волна эмиграции не приобрела масштабов первых двух, но последствия ее по многим параметрам травмировали сильнее.

Предыдущие волны эмиграции прошли после гражданской и мировой войн и были в большой мере их следствием, в то время как волна 70-х годов случилась после многих лет мирного развития, когда ничто не предвещало ее. В большинстве случаев условия жизни в странах, принимающих эмигрантов, были лучше тех, в которых там оказывались эмигранты предшествующих волн. Появилось больше возможностей для работы, преподавания, самовыражения. Среди эмигрантов третьей волны, как и в среде любых политических эмиграций, возникали досадные споры, но в совокупности своей эмиграция составила опорную точку для внутренней оппозиции в СССР.

Основной причиной эмиграции оставались притеснения, которым подвергалась в стране культура и политика. Слишком многие писатели вынуждены были работать «в стол». Слишком многим режиссерам не удавалось создавать задуманные фильмы. Слишком часто случалось, что картины выпускали, расходуя на их создание значительные средства, а потом изымали из проката. В сентябре 1974 года группа не признанных официально московских художников попыталась устроить выставку в чистом поле на окраине Москвы. Чтобы воспрепятствовать этому, на поле прислали несколько бульдозеров, которые принялись расчищать территорию. Эта насильственная мера оказалась не только унизительной, но и бесплодной, потому что некоторое время спустя власти вынуждены были разрешить аналогичные выставки, в том числе из-за шума, поднятого по поводу этого эпизода за рубежом.

Бывало и хуже. По подсчетам Сахарова, в СССР находилось от 2 до 10 тыс. политических заключенных, не считая сидящих в тюрьме по религиозным мотивам.

Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994. М., 1996. С.105-106.