Методические указания
При подготовке к семинарскому занятию по данной теме следует обратить внимание на то, что Западная Европа и США вступили в ХХ век после завершения промышленного переворота, когда там уже сформировалось современное индустриальное общество. Машинные технологии, достижения науки и техники определили превосходство Запада в производственной сфере и торговле. К началу ХХ века завершился и раздел мира. Ведущее место принадлежало западным странам.
Россия позже западных стран вступила на путь капиталистического развития. Ее целью было догнать в своем развитии индустриальные страны в экономической и военной областях, включиться в мировую экономическую систему. Вступив в капиталистическую фазу развития, Россия прочно утвердилась на 5 месте по абсолютным размерам промышленного производства. В ней действовала, хотя и не повсеместно, рыночная экономика, ее тепы развития по своей динамике превосходили западную. В области сельского хозяйства Россия давала четверть мирового сбора зерна и до 40% мирового экспорта пшеницы. Однако заскорузлый общественный механизм взаимодействия власти и народа все больше превращался в стимулятор общественного недовольства. Он тормозил социальное и хозяйственное развитие.
Из прошлого России достались нерешенные задачи, нарастали новые противоречия. Развивающийся капитализм нес с собой не только промышленные успехи. Россия значительно отставала от передовых европейских стран, а 73,7% ее населения было неграмотно. Особенно отсталой по сравнению с западной была российская власть: абсолютная монархия, отсутствие политических свобод…
Рассматривая первый вопрос семинарского занятия, надо прочитать соответствующие страницы учебных пособий (см. рекомендованную литературу), а также материалы №1-2 и выяснить причины и особенности революции.
Первая русская революция началась 9 января 1905 г. с «кровавого воскресенья» и закончилась 3 июня 1907 г. разгоном второй Государственной думы. В ней выделяют два этапа: январь-декабрь 1905 г. – подъем революционного процесса, и январь 1906 – июнь 1907 г. – спад революционного движения.
К осени 1905 г., когда революция достигла кульминационного момента, царь Николай II 17 октября подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (№3), провозгласивший свободу слова, собраний, печати, совести, привлечение к выборам широких слоев населения, обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов. Манифест положил начало складыванию парламентаризма в России.
Время работы 1 и II Государственных дум, их состав раскрывает материал №4. О работе этих дум можно заслушать доклад (см. литературу). Почему была разогнана II Государственная дума и в чем суть изменений порядка выборов в III Государственную думу, раскрывает документ №5. Завершает рассмотрение первого вопроса материалы №6-7 об окончании революции и ее итогах.
Приступая к изучению второго вопроса, следует разобраться в ряде теоретических вопросов: что такое политическая партия, ее роль в обществе, особенности становления многопартийной системы в России (№8,9,10).
В 1905 – 1907 гг. в России существовало свыше 50 политических партий. Возникшие на рубеже веков российские политические партии можно разделить на партии консервативного направления (характерной их чертой была антизападность); либерального направления (сторонники западного буржуазного пути развития); неонародного направления (сторонники особого пути развития России через социализацию земли, минуя пролетарскую революцию) и социал-демократического направления. В борьбе между ними решался вопрос о выборе пути развития (альтернативах) России на рубеже веков. Партии различались по типологии: легальные и нелегальные, по политическому спектру – правые, центристские, левые, по идеологии – монархические, либеральные, революционные.
Особое внимание следует уделить анализу программ основных политических партий России. Необходимо вычленить основные требования в области политической, национальных отношений, аграрном и рабочем вопросах. Помимо программ в этих материалах содержится краткая история возникновения основных политических партий России, дается их характеристика.
Материал №11 представляет программу главной монархической политической партии России «Союз русского народа».
Материалы №12, 13, 14 позволяют разобраться в понятиях либерализм, соотношение либерализма и демократии, в особенностях российского либерализма. В материалах №15-16 даются программы кадетов и октябристов. Программа российской социал-демократической рабочей партии и партии эсеров даются в материалах №17 и 18.
- История отечества
- Рецензенты:
- Авторский коллектив:
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Древняя Русь в IX–XIII вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- № 6. Понятие «Русь»
- Тема 2. Россия в XIV-XVI вв.
- Понятия: вотчина,условное землевладение (поместье), сословно-представительная монархия, земский собор, постоянная армия, реформа, опричнина. Логические задания:
- Литература :
- 2. Внешняя политика России второй половины XVI в
- Методические указания
- №3. Этапы политического объединения на Руси
- Тема 3. Россия в XVII веке
- Методические указания
- Глава 19. О посадских людех, а в ней 40 статей.
- Тема 4. Россия в первой половинеXviii века
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 5. Россия во второй половине XVIII века.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Глава 1. Примерный штат губерний
- Тема 6. Россия в первой половине XIX века
- Методические указания
- Тема 7. Россия во второй половине хiх в.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 19 Февраля 1861 г.
- 16 Июня 1870 г.
- Тема 8. Россия в конце хiх – начале хх вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 9. Россия в 1907 - феврале 1917 гг.
- Учебные материалы
- Глава 1.
- Глава 2.
- Тема 10. Революция и гражданская война в России (1917 – 1920 гг.)
- Альтернативная ситуация; Учредительное собрание; Выбор пути; Мировая революция; Гражданская война; Октябрьский переворот 1917 г.; Военный коммунизм; Революционный процесс. Логические задания:
- Политический процесс в россии в 1917 г. Субъекты политические цели Литература:
- Методические указания
- Учебные материалы
- №2. Л.Д. Троцкий о событиях февраля 1917 г.
- Тема 11. Ссср в 20-30 гг. Хх века
- Методические указания
- Учебные материалы
- 21 Марта 1921 г.
- 31 Января 1924 г.
- Тема 12. Ссср накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)
- Понятия:
- Логические задания:
- Основные участники Второй мировой войны
- Литература:
- Методические указания
- Тема 13. Советский Союз в первые послевоенные годы. 1945 – 1953 гг.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 14 Декабря 1947 г.
- Тема 14. Ссср в 1953 – 1964 годах
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 15. Ссср в середине 60-х – середине 80-х гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. Причины смещения н.С.Хрущева
- № 2. Причины неудач реформ а.Н.Косыгина
- № 7. О попытках реабилитации Сталина
- № 9. О целях л.И.Брежнева и его окружения
- № 10. Заявление тасс о вступлении на территорию чехословакии советских войск
- Тема 16. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. М.С.Горбачев о необходимости реформ
- № 2. А.Д.Сахаров о неизбежности перестройки
- № 7. М.С.Горбачев о подготовке нового союзного договора
- № 9. Заявление советского руководства
- 18 Августа 1991 г.
- № 10. Указ Президента ссср б.Н.Ельцина в связи с заявлением
- 19 Августа 1991 г.
- № 15. М.С.Горбачев о роли Сталина
- № 17. Б.Ельцин о м.Горбачеве
- № 18. Перестройка и причины ее неудачи
- Тема 17. Россия в 90-х гг. Хх в.
- Глава 1. Основы конституционного строя
- Глава 4. Президент Российской Федерации
- Глава 5. Федеральное Собрание
- Глава 6. Правительство Российской Федерации
- Краткий исторический словарь
- Учредительное собрание – парламентское учреждение, избранное большинством народа в ноябре 1917 г. И разогнанное большевиками 6 января 1918 г.
- Тесты для проверки остаточных знаний по курсу «История Отечества»