31 Января 1924 г.
Глава первая. О предметах ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик
1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:
...б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;
в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
...и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;
к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик. <...>
2. Утверждение и изменение основных начал настоящей Конституции подлежит исключительному ведению съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.
Глава вторая. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве
3. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. Союз Советских Социалистических Республик охраняет суверенные права союзных республик...
Глава четвертая. О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик
13. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик состоит из Союзного Совета и Совета Национальностей.
14. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Союзный Совет из представителей союзных республик, пропорционально населению каждой, в составе 414 членов.
15. Совет Национальностей образуется из представителей союзных и автономных советских социалистических республик - по 5 представителей от каждой и из представителей автономных областей РСФСР - по одному представителю от каждой. Состав Совета Национальностей в целом утверждается съездом Советов Союза Советских Социалистических Республик. <...>
16. Союзный Совет и Совет Национальностей рассматривают все декреты, кодексы и постановления, поступающие к ним от Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, отдельных народных комиссариатов Союза, центральных исполнительных комитетов союзных республик, а также возникающие по инициативе Союзного Совета и Совета Национальностей.
17. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет работу по законодательству и управлению Союза Советских Социалистических Республик и определяет круг деятельности Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик. <...>
Глава пятая. О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик
29. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, в период между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, является высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик. <...>
Образование Союза Советских Социалистических Республик. Сб. документов. С. 459-464, 468-471./А.С. Орлов,В.А. Геогиев, и др.Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней.С. 454 - 455
№ 13. Об итогах социально-политического развития СССР к концу 30-х годов
В СССР к концу 30-х годов сложилась целостная общественная система - «социализм». Социализмом ее можно назвать, поскольку в стране произошло обобществление производства, упразднение частной собственности. Социализм был государственный, так как обобществление было не реальным, а иллюзорным: распоряжению собственностью и политическая власть оказались отчужденными от большинства социума и осуществлялись лично Сталиным и партийно-государственным аппаратом.
Объективно главной исторической задачей, которая ценой огромных жертв решалась в ходе «строительства социализма» в России, был форсированный завершающий рывок от аграрного общества к индустриальному…
В каком отношении находится данное общество к модели социализма, разработанной Марксом и Энгельсом? Представляет ли оно деформацию социалистической идеи или логическое следствие ее практического осуществления? Думается, советское общество 30-х годов в основе своей является закономерным результатом реализации идей Маркса-Ленина о бестоварном социализме, осуществляемом через революцию и диктатуру пролетариата. Предполагавшееся «классиками» упразднение товарного производства, рыночных отношений при социализме, отрицание парламентской демократии, правового государства на практике не могло не обернуться ничем иным, как лишением экономической и политической свободы всех членов общества, формированием тоталитарного режима. Вместе с тем, это формирование и масштаб репрессий были обусловлены результатами внутрипартийной борьбы, завершившейся победой Сталина, и несли на себе отпечаток его личности.
…В широком историческом контексте формирование в СССР системы «государственного социализма» вписывалось в переживавшийся миром болезненный, переломный этап глобальной структурной перестройки перехода к регулируемому рыночному хозяйству, представляя собой один из «крайних», экстремальных вариантов общественного развития, а именно - ультралевый (в отличие от ультраправого - фашистского и в противоположность неолиберальному «центристскому» - североамериканскому и западноевропейскому). На выбор Россией данного варианта развития повлияла не только конкретная обстановка в стране и в мире в 20-30-х годах, обусловившая необходимость ускоренной технологической модернизации экономики, а следовательно, возрастания роли государства как фактора развития, но также революционные (особенно военно-коммунистические) и многовековые российские традиции, связанные с гипертрофированной ролью государства, «антилиберализмом» массового сознания, преобладанием в нем уравнительно-коллективистских начал. По существу, на новом витке развития были воспроизведены характерные черты «самодержавно-государственно-крепостнического» феодализма (деспотическая власть, опирающаяся на бюрократию, определяющая роль государства в общественных отношениях, «закрепощение сословий», полное господство марксистской идеологии, фактически заменившей религию в духовной сфере).
Сложившееся в результате октябрьского (1917) переворота и гражданской войны общество в основе своей содержало зародыш тоталитарности. Это означало, в частности, огромную роль идеологии во всех сферах, стремление государства контролировать и регулировать как можно больше областей общественной жизни. Полностью тоталитарные структуры сформировались к середине 1930-х гг. Однако изначально общество рассматривалось большевистской правящей партией в качестве средства достижения определенных целей, вытекавших из установок партийной программы, в свою очередь являвшейся приложением марксистско-ленинской доктрины к российским условиям. Естественно, реальная политика не была прямым воплощением партийной идеологии, но марксистская доктрина в целом, хотя и в преломленном виде мировоззрения вождей, неизбежно оказывала на нее влияние. Вопрос только, в какой степени, в каких формах, в каких областях, в какой конкретно-исторической ситуации.
Большевизм перевернул все общество. Но, оставаясь в рамках «государственной» идеологии (а при другой он был бы отторгнут Россией), он не мог переменить направления базовых, фундаментальных процессов, в рамках «коммунистической» модели решались все те же общецивилизационные проблемы перехода к индустриальному и городскому обществу. Возникновение советской тоталитарной системы в начале XX в. было одним из способов выхода урбанизовавшегося и маргинализированного общества из ситуации глобального общественного кризиса, причем в тех условиях он оказался единственно реализуемым. Но не только. Это был еще особый способ решения национально-государственных проблем путем предельной концентрации ресурсов нации на ключевых направлениях, позволявший решать ей острейшие внутренние и внешние противоречия, отстаивать государственную целостность и независимость страны, наращивать ее «вес» в мировых делах, создавать и укреплять экономическою мощь, изменять «качество» населения, уровень и условия его жизни. Происходило это в условиях жесткого противостояния враждебному миру, в борьбе за удержание страны на уровне жизнеспособного в техногенной цивилизации сообщества. И суть глобального конфликта заключалась не только в конфликте идеологий и общественных систем, но и в геополитическом, социокультурном, шире - «цивилизационном» соперничестве западной и евразийской (в лице России) локальных цивилизаций: Запад объективно был заинтересован в ослаблении и распаде единого Российского государства независимо от существовавших в нем общественного строя и политических режимов <...>
Тоталитаризм в его коммунистической модели явился формой трансформации традиционного российского общества в городское. Не изменив основного направления развития материальной базы российского общества, явившегося общим для всей современной техногенной цивилизации, он в чем-то даже ускорил этот процесс, заставив, однако, народ платить более высокую цену (колхозное крепостничество, массовые репрессии, низкий уровень жизни, отсутствие гражданских свобод и т.д.). Другие социальные издержки оказались меньше, чем в странах с рыночной экономикой (отсутствие безработицы, гарантированный потребительский минимум и др.).
Социальная «цена» этого перехода оказалась значительно выше, чем могла бы быть при «правой» альтернативе, которая, несомненно, не допустила бы столь радикальной ломки социальных институтов и отношений, но в значительной степени это была бы цена более форсированного перехода: «левый» тоталитаризм, выступая от лица «низших» классов, т.е. подавляющего большинства населения, имел существенно больше рычагов мобилизации ресурсов и решения выдвигаемых задач, чем дворянско-буржуазная диктатура. <...> Однозначные позитивные или негативные оценки в истории, думается, вообще неприемлемы: в них пропадает историчность подхода к явлениям. «Красный» тоталитаризм в отечественной истории также не был только насилием над обществом: он просто не мог бы утвердиться, если бы не имел социальной почвы и не получил широкой поддержки, если бы не решал (своими методами) действительно насущных проблем общественного развития, в том числе в большей или меньшей степени поступаясь доктринальными принципами.
Марксизм в конечном итоге в рамках советской системы оказался «переварен» Россией, хотя далеко не полностью. Действительно, бюрократическое государство подмяло под себя все общество, пронизав все его структуры и слившись с ним, заменив социальную дифференциацию по признаку владения собственностью дифференциацией на основе отношений распоряжения ею. Такого итога не предвидели «основоположники», но иначе быть не могло при применении доктрины на практике, да еще в российских условиях. Парадоксальным образом в некоторых своих фундаментальных характеристиках российское общество в лице Советской России и СССР вернулось на круги своя. Более того, по оценкам многих обществоведов, использующих марксистскую парадигму, в социальных отношениях оно было как бы отброшено в феодальный и даже дофеодальный период, превратившись в причудливый симбиоз «азиатского способа производства» и распадающегося родового строя, «военной демократии». Однако происходили эти процессы в эпоху техногенной цивилизации, породив, на наш взгляд, уникальное историческое явление, присущее только XX в.
Политическая практика, сформировавшись на основе идеологии, оказалась подчинена логике развития техногенной цивилизации, переплетенной с логикой эволюции самой системы. И выросшая из доктрины система была скорее не воплощением идеальных конструкций теоретиков, а зеркальным отражением основной ветви развития в рамках этой цивилизации. Если оставить в стороне идеологическое оформление советской социальной практики, то можно заметить, что принципиальные отличия от западных демократий заключались в мере государственного вмешательства в социальную жизнь вплоть до почти полной ликвидации гражданского общества, тотального смешения общества и государства. Однако базисные элементы оставались весьма близкими. Не случайно научно-технические, производственные достижения Запада являлись точкой отсчета для продвижения советской экономики, политическим воплощением чего стал лозунг «Догнать и перегнать!», имманентный с тех пор (в различных вариантах) всей советской политике вплоть до распада СССР.
На наш взгляд, есть объективные основания для точки зрения на всю советскую историю как историческую форму модернизации стран второго эшелона капиталистического развития. Эта позиция небесспорна, но она исторична и обладает значительным объяснительным потенциалом. В ее рамках становится понятна закономерность перехода большевиков от романтической установки на мировую революцию, характерной для революционеров ленинской формации, к государственной, шире - имперской, позиции Сталина. Были изменены приоритеты, и Советская Россия стала рассматриваться не как средство победы мировой коммунистической революции, а как самодостаточное государственное образование со своими интересами, в том числе геополитическими, а мировое революционное и коммунистическое движение объективно превратилось в продолжение государственной политики «другими средствами».
История России. XX век. М. 1996. С.398-401.
- История отечества
- Рецензенты:
- Авторский коллектив:
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Древняя Русь в IX–XIII вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- № 6. Понятие «Русь»
- Тема 2. Россия в XIV-XVI вв.
- Понятия: вотчина,условное землевладение (поместье), сословно-представительная монархия, земский собор, постоянная армия, реформа, опричнина. Логические задания:
- Литература :
- 2. Внешняя политика России второй половины XVI в
- Методические указания
- №3. Этапы политического объединения на Руси
- Тема 3. Россия в XVII веке
- Методические указания
- Глава 19. О посадских людех, а в ней 40 статей.
- Тема 4. Россия в первой половинеXviii века
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 5. Россия во второй половине XVIII века.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Глава 1. Примерный штат губерний
- Тема 6. Россия в первой половине XIX века
- Методические указания
- Тема 7. Россия во второй половине хiх в.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 19 Февраля 1861 г.
- 16 Июня 1870 г.
- Тема 8. Россия в конце хiх – начале хх вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 9. Россия в 1907 - феврале 1917 гг.
- Учебные материалы
- Глава 1.
- Глава 2.
- Тема 10. Революция и гражданская война в России (1917 – 1920 гг.)
- Альтернативная ситуация; Учредительное собрание; Выбор пути; Мировая революция; Гражданская война; Октябрьский переворот 1917 г.; Военный коммунизм; Революционный процесс. Логические задания:
- Политический процесс в россии в 1917 г. Субъекты политические цели Литература:
- Методические указания
- Учебные материалы
- №2. Л.Д. Троцкий о событиях февраля 1917 г.
- Тема 11. Ссср в 20-30 гг. Хх века
- Методические указания
- Учебные материалы
- 21 Марта 1921 г.
- 31 Января 1924 г.
- Тема 12. Ссср накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)
- Понятия:
- Логические задания:
- Основные участники Второй мировой войны
- Литература:
- Методические указания
- Тема 13. Советский Союз в первые послевоенные годы. 1945 – 1953 гг.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 14 Декабря 1947 г.
- Тема 14. Ссср в 1953 – 1964 годах
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 15. Ссср в середине 60-х – середине 80-х гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. Причины смещения н.С.Хрущева
- № 2. Причины неудач реформ а.Н.Косыгина
- № 7. О попытках реабилитации Сталина
- № 9. О целях л.И.Брежнева и его окружения
- № 10. Заявление тасс о вступлении на территорию чехословакии советских войск
- Тема 16. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. М.С.Горбачев о необходимости реформ
- № 2. А.Д.Сахаров о неизбежности перестройки
- № 7. М.С.Горбачев о подготовке нового союзного договора
- № 9. Заявление советского руководства
- 18 Августа 1991 г.
- № 10. Указ Президента ссср б.Н.Ельцина в связи с заявлением
- 19 Августа 1991 г.
- № 15. М.С.Горбачев о роли Сталина
- № 17. Б.Ельцин о м.Горбачеве
- № 18. Перестройка и причины ее неудачи
- Тема 17. Россия в 90-х гг. Хх в.
- Глава 1. Основы конституционного строя
- Глава 4. Президент Российской Федерации
- Глава 5. Федеральное Собрание
- Глава 6. Правительство Российской Федерации
- Краткий исторический словарь
- Учредительное собрание – парламентское учреждение, избранное большинством народа в ноябре 1917 г. И разогнанное большевиками 6 января 1918 г.
- Тесты для проверки остаточных знаний по курсу «История Отечества»