logo
История отечества

Введение

Учебный курс «История Отечества» согласно государственному образовательному стандарту является общеобязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин в высшей школе Российской Федерации. Одной из важных форм организации учебного процесса в рамках этого курса являются семинарские занятия. В настоящее время семинарские занятии играют особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы студентов, с другой – активизации их познавательной самостоятельности.

В конце прошлого века человечество вступило в новую фазу своего развития, получившую название информационной революции, которая чем далее, тем все более отчетливо высвечивает нарастающий кризис существующей системы высшего образования. Суть этого кризиса проявляется прежде всего в том, что студенты не справляются с нарастающими потоками профессиональной информации. Явление, в которое воплотилась эта проблема, получило название «функциональной неграмотности», не позволяющей специалистам эффективно выполнять профессиональные функции после окончания высшего учебного заведения.

Информационная революция – это не просто лавинообразно растущий поток информации, это – постоянно меняющаяся информация. Динамизм современной жизни таков, что человеку уже не хватает однажды полученного высшего образования, чтобы полноценно выполнять свои профессиональные функции в обществе. Если раньше выпускнику вуза хватало полученных знаний практически на всю жизнь, то в настоящее время система этих знаний кардинально меняется в течении 5-7 лет. Следовательно, современный специалист стоит перед проблемой: ему нужно постоянно обновлять полученную однажды в высшей школе систему профессиональных знаний.

Преодоление кризиса современной системы высшего образования предполагает переход к новой его парадигме, основу которой составляют такие познавательные ориентиры, как фундаментализм и методологизм.

Фундаментализм – это ориентация на новейшие теоретические достижения в современной науке, перевод научных текстов на язык учебно-познавательной деятельности. Если в XIX в. основная задача науки и высшего образования состояла в расширении знаний, то в XX столетии на первый план вышла задача объяснения и понимания огромного, накопленного всем предшествующим познавательным опытом фактического материала. В конце XX в. основной проблемой стал поиск новых методологических ориентиров познавательной деятельности. В области образования наметился переход от энциклопедизма и теоретизма к методологизму, от усвоения различных эмпирических и теоретических знаний к овладению многообразными способами познавательной деятельности.

Значение принципа методологизма в высшем образовании отчетливо проявляется в условиях информационной революции. Нынешняя парадигма высшего образования, ориентированная на овладение студентом всей системой эмпирического и фундаментального теоретического знания, оказывается в принципе невозможной. Студент, оказавшись не в состоянии найти и переработать необходимую ему информацию, неизбежно попадает в ситуацию информационного выбора. Принцип методологизма как раз и ориентирует новую парадигму образования на развитие познавательной самостоятельности студентов, на то, чтобы они «научились учиться», в том числе выбирать и усваивать ту информацию, которая необходима им в первую очередь.

Особое значение в новой парадигме высшего образования отводится его гуманитаризации, которая актуализирует проблему как трансформации его содержания, так и процесса обучения, в котором главным становится «сотворчество» студента и преподавателя. Гуманитаризация образования направлена на активизацию познавательной самостоятельности студента, на воспитание творческой личности специалиста с высокой профессиональной компетентностью, на развитие его эстетического мировосприятия и этического отношения к действительности. В рамках такой парадигмы образование становится средством творческого постижения мира, а не заучиванием «мертвых» знаний.

Высшее образование сегодня должно ориентироваться на овладение студентами определенной совокупностью так называемых ключевых компетенций, способствующих оптимальному его включению в динамику социокультурного развития. Примером такой совокупности может послужить список ключевых компетенций, предложенных Советом Европы в рамках осуществления проекта «Современное образование для Европы» и адаптированных к социокультурной специфике России:

1. Изучать: организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; уметь извлекать пользу из опыта; организовать свои собственные приемы учения; уметь находить решение новых проблем; самостоятельно заниматься своим собственным образованием.

2. Искать: запрашивать различные базы данных; уметь извлекать информацию из окружающей среды; уметь обрабатывать и классифицировать различную (по основаниям и источникам) информацию; уметь пользоваться услугами эксперта.

3. Думать: осознавать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к различным аспектам развития общества; уметь ориентироваться в сложностях и противостоять неуверенности; занимать обоснованную позицию в дискуссиях и формировать свое собственное мнение; видеть и оценивать значимость экономического, политического, социального и культурного окружения, в котором осуществляется образование или работа; оценивать и формировать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, сохранностью окружающей среды; уметь оценивать произведения искусства и литературы.

4. Сотрудничать: уметь строить взаимоотношения и совместную работу в группе; принимать ответственные решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать, заключать и выполнять контракты.

5. Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь организовать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

6. Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость перед лицом быстрых изменений; показать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

В связи с этим целью и результатом семинарских занятий в высшей школе является прежде всего развитие интеллектуальных возможностей и способностей студентов, которые должны стать средством индивидуального освоения науки и культуры, основой профессиональной компетентности и внутренним источником ее развития. Это предполагает изменение организации и содержания семинарских занятий в высшей школе.

В организационном плане семинарские занятия превращаются в совместное проективно-деятельностное решение студентами и преподавателем познавательных задач, возникающих в результате проблематизации учебного процесса. Гуманитаризация высшего образования предполагает и изменение содержания семинарских занятий, в ходе которых важная роль отводится не только приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, но и развитию гуманитарного мышления, без чего сама профессиональная деятельность не может быть эффективной.

Гуманитаризация образования, превращая студента из объекта образовательной деятельности в его активного субъекта, укореняет в сознании студента представление о творчестве как основе его профессиональной деятельности. Поэтому организуя семинарские занятия, преподаватель должен создавать организационные и интеллектуальные условия прежде всего для творческой активности студентов.

В процессе семинарских занятий по курсу «История Отечества» студент должен приобрести умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

С целью приобретения навыков усвоения знаний эмпирического характера студенту можно предложить ряд заданий для самостоятельной работы, например, заполнить таблицы тематического содержания (см. табл. 1,2,3)

Табл. 1. Правители России

Правители

Годы правления

Основные события

Олег

Игорь

Святослав

Владимир

Ярослав Мудрый

Владимир Мономах

Юрий Долгорукий

Андрей Боголюбский

Всеволод Юрьевич

Иван Калита

Дмитрий Донской

Иван III

Иван IV

Борис Годунов

Василий Шуйский

Михаил Романов

Алексей Михайлович

Петр I

Анна Иоанновна

Елизавета Петровна

Екатерина II

Павел I

Александр I

Николай I

Александр II

Александр III

Николай II

Керенский

Ленин

Сталин

Хрущев

Брежнев

Горбачев

Ельцин

Путин

Табл. 2. Войны России

Годы

Название

Сражения

Условия мира

Ливонская

1654–1667

Северная

Семилетняя

1768–1774

1787–1791

1812–1815

Крымская

1878–1879

1904–1905

Первая мировая

Вторая мировая

Табл. 3. Реформы в России

Годы

Содержание

50-60-е гг. XVI в.

Первая четверть XVIII в.

60-70-е гг. ХIХ в.

Начало ХХ в.

20-30-е гг. ХХ в.

Середина 50 – начало 60-х гг.

Середина 60 – конец 70-х гг.

80-е гг.

90-е гг.

Начало XXI в.

С целью приобретения умений систематизации и концептуализации исторических знаний студент должен научится выстраивать устные и письменные тексты в соответствии с определенным алгоритмом, который предварительно разрабатывается преподавателем или может быть предложен самим студентом.

Один из возможных алгоритмов такой систематизации и концептуализации может быть следующим:

1. Хронология, время исторических событий (процессов).

2. Историография. (Государственный образовательный стандарт преподавания социально-экономических и гуманитарных дисциплин в высшей школе требует от студента знания различных научных точек зрения по тому или иному вопросу).

3. Теория вопроса. (Прежде чем рассказывать о каких-либо исторических событиях (процессах) студент должен дать определение базового понятия вопроса, затем рассказать об основных теориях, с помощью которых объясняют эти события (процессы)).

4. Причины исторических событий (процессов). (Раскрывая причины студент должен рассмотреть основные тенденции внутреннего экономического, социального, политического и духовного развития накануне, а если нужно, то и охарактеризовать международную обстановку).

5. Ход исторических событий (процессов). (Систематизируя знания по тому или иному вопросу, студент вначале должен выделит основные этапы в развитии исторических событий (процессов), а затем описать и объяснить их).

6. Значение. (Показывая значения тех или иных исторических событий (процессов), надо показать их историческую роль, дать оценку, выявить последствия).

В ходе семинарских занятий следует уделять большое внимание усвоению студентами базовых понятий учебного курса. При этом надо ориентировать студента не на «заучивание» того или иного определения понятия, а на необходимость его самостоятельного конструирования. С этой целью студент должен овладеть определенным алгоритмом конструирования содержания базовых понятий. В процессе этого конструирования студент должен вначале показать, какую предметную область определяет понятие, а затем охарактеризовать ее черты (признаки, функции и т.п.). Например, государство – это понятие для обозначения основного института политической системы общества, который выполняет функции административного управления, социальной интеграции и мобилизации, защиты национальных интересов и характеризуется наличием следующих признаков: 1) публичная власть; 2) единая территория; 3) подвластное население; 4) правовая система; 5) налоги.

С целью активизации познавательной самостоятельности и развития логики исторического мышления студентам можно предлагать задания по решению разного рода познавательных задач, например, на доказательство и сравнение. При этом студент должен вначале усвоить определенный алгоритм их решения. Так, при решении задач на доказательство можно использовать следующий алгоритм: 1) дать определение того, что надо доказать; 2) выявить, исходя из определения, основные направления поиска доказательства; 3) найти согласно этим направлениям конкретно-исторические факты доказательства. При решении задач на сравнении можно использовать такой алгоритм: 1) дать определение того, что сравнивается; 2) выделить, исходя из определения, параметры сравнения; 3) установить общее и различное между сравниваемыми историческими явлениями.

С целью развития творческой самостоятельности и креативного мышления, связанного с формализацией исторических знаний, студентам может быть предложены задания на составление (заполнение) структурно-логических схем по вопросам семинарских занятий.

Особое место в структуре семинарского занятия имеют учебные доклады студентов. При подготовке докладов студенты должны продемонстрировать все свои знания и умения, связанные с творческой самостоятельностью, и в первую очередь умения читать и понимать учебные и научные тексты, систематизировать и концептуализировать содержащиеся в них исторические знания в соответствии с определенным алгоритмом и планом доклада.

В ходе семинарских занятий студент должен готовиться к успешной сдаче экзамена по курсу «История Отечества», который целесообразно проводить в письменной форме. Экзамен по «Истории Отечества» как продолжение учебно-познавательного процесса является также одной из форм его контроля и методом определения качества знаний, умений и навыков студентов, при чем по всему учебному курсу.

Письменный экзамен, с одной стороны, способствует развитию «западающих» элементов культуры мышления, с другой – расширяет возможности информационно-коммуникативного взаимодействия. Студент получает больше возможностей для целостного изложения и аргументации своего понимания изученного материала. Кроме того, письменная речь наиболее адекватно свидетельствует об умениях логично мыслить, в соответствии с проблемой выстраивать текст.

Для проверки качества полученных знаний и умений на семинарских занятиях можно практиковать проведение 10-15-минутных контрольных работ. Например, дать определение 2-3-х понятий; решить логическую задачу на доказательство или сравнение; ответить на вопрос, каковы были причины того или иного события; заполнить хронологическую таблицу или структурно-логическую схему и т.д.

Семинарские занятия по учебному курсу «История Отечества» могут завершаться тестированием студентов, в том числе и с использованием компьютерных технологий (см. Приложение 2).

Предлагаемый учебно-методический комплекс по курсу «История Отечества» содержит учебно-тематические планы, базовые понятия, логические задания, тематику докладов, методические указания, а также необходимые (кроме базового учебного пособия) материалы для подготовки к семинарским занятиям.

Учебно-методический комплекс подготовлен в рамках проекта «Гуманитаризация высшего образования» преподавателями и сотрудниками кафедры политической истории (зав. проф. Г.Н. Сердюков) исторического факультета Ростовского государственного университета при участии и по проекту А.В. Лубского, проф. кафедры социологии, политологии и права ИППК при РГУ. Творческий коллектив выражает благодарность доценту кафедры З.А. Монтеро, сотрудникам кафедры Е.Б. Синько и И.Л. Шишковой за организационное и техническое содействие при подготовке данного учебно-методического комплекса.

А.В. Лубский