Введение
Учебный курс «История Отечества» согласно государственному образовательному стандарту является общеобязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин в высшей школе Российской Федерации. Одной из важных форм организации учебного процесса в рамках этого курса являются семинарские занятия. В настоящее время семинарские занятии играют особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы студентов, с другой – активизации их познавательной самостоятельности.
В конце прошлого века человечество вступило в новую фазу своего развития, получившую название информационной революции, которая чем далее, тем все более отчетливо высвечивает нарастающий кризис существующей системы высшего образования. Суть этого кризиса проявляется прежде всего в том, что студенты не справляются с нарастающими потоками профессиональной информации. Явление, в которое воплотилась эта проблема, получило название «функциональной неграмотности», не позволяющей специалистам эффективно выполнять профессиональные функции после окончания высшего учебного заведения.
Информационная революция – это не просто лавинообразно растущий поток информации, это – постоянно меняющаяся информация. Динамизм современной жизни таков, что человеку уже не хватает однажды полученного высшего образования, чтобы полноценно выполнять свои профессиональные функции в обществе. Если раньше выпускнику вуза хватало полученных знаний практически на всю жизнь, то в настоящее время система этих знаний кардинально меняется в течении 5-7 лет. Следовательно, современный специалист стоит перед проблемой: ему нужно постоянно обновлять полученную однажды в высшей школе систему профессиональных знаний.
Преодоление кризиса современной системы высшего образования предполагает переход к новой его парадигме, основу которой составляют такие познавательные ориентиры, как фундаментализм и методологизм.
Фундаментализм – это ориентация на новейшие теоретические достижения в современной науке, перевод научных текстов на язык учебно-познавательной деятельности. Если в XIX в. основная задача науки и высшего образования состояла в расширении знаний, то в XX столетии на первый план вышла задача объяснения и понимания огромного, накопленного всем предшествующим познавательным опытом фактического материала. В конце XX в. основной проблемой стал поиск новых методологических ориентиров познавательной деятельности. В области образования наметился переход от энциклопедизма и теоретизма к методологизму, от усвоения различных эмпирических и теоретических знаний к овладению многообразными способами познавательной деятельности.
Значение принципа методологизма в высшем образовании отчетливо проявляется в условиях информационной революции. Нынешняя парадигма высшего образования, ориентированная на овладение студентом всей системой эмпирического и фундаментального теоретического знания, оказывается в принципе невозможной. Студент, оказавшись не в состоянии найти и переработать необходимую ему информацию, неизбежно попадает в ситуацию информационного выбора. Принцип методологизма как раз и ориентирует новую парадигму образования на развитие познавательной самостоятельности студентов, на то, чтобы они «научились учиться», в том числе выбирать и усваивать ту информацию, которая необходима им в первую очередь.
Особое значение в новой парадигме высшего образования отводится его гуманитаризации, которая актуализирует проблему как трансформации его содержания, так и процесса обучения, в котором главным становится «сотворчество» студента и преподавателя. Гуманитаризация образования направлена на активизацию познавательной самостоятельности студента, на воспитание творческой личности специалиста с высокой профессиональной компетентностью, на развитие его эстетического мировосприятия и этического отношения к действительности. В рамках такой парадигмы образование становится средством творческого постижения мира, а не заучиванием «мертвых» знаний.
Высшее образование сегодня должно ориентироваться на овладение студентами определенной совокупностью так называемых ключевых компетенций, способствующих оптимальному его включению в динамику социокультурного развития. Примером такой совокупности может послужить список ключевых компетенций, предложенных Советом Европы в рамках осуществления проекта «Современное образование для Европы» и адаптированных к социокультурной специфике России:
1. Изучать: организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; уметь извлекать пользу из опыта; организовать свои собственные приемы учения; уметь находить решение новых проблем; самостоятельно заниматься своим собственным образованием.
2. Искать: запрашивать различные базы данных; уметь извлекать информацию из окружающей среды; уметь обрабатывать и классифицировать различную (по основаниям и источникам) информацию; уметь пользоваться услугами эксперта.
3. Думать: осознавать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к различным аспектам развития общества; уметь ориентироваться в сложностях и противостоять неуверенности; занимать обоснованную позицию в дискуссиях и формировать свое собственное мнение; видеть и оценивать значимость экономического, политического, социального и культурного окружения, в котором осуществляется образование или работа; оценивать и формировать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, сохранностью окружающей среды; уметь оценивать произведения искусства и литературы.
4. Сотрудничать: уметь строить взаимоотношения и совместную работу в группе; принимать ответственные решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать, заключать и выполнять контракты.
5. Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь организовать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
6. Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость перед лицом быстрых изменений; показать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.
В связи с этим целью и результатом семинарских занятий в высшей школе является прежде всего развитие интеллектуальных возможностей и способностей студентов, которые должны стать средством индивидуального освоения науки и культуры, основой профессиональной компетентности и внутренним источником ее развития. Это предполагает изменение организации и содержания семинарских занятий в высшей школе.
В организационном плане семинарские занятия превращаются в совместное проективно-деятельностное решение студентами и преподавателем познавательных задач, возникающих в результате проблематизации учебного процесса. Гуманитаризация высшего образования предполагает и изменение содержания семинарских занятий, в ходе которых важная роль отводится не только приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, но и развитию гуманитарного мышления, без чего сама профессиональная деятельность не может быть эффективной.
Гуманитаризация образования, превращая студента из объекта образовательной деятельности в его активного субъекта, укореняет в сознании студента представление о творчестве как основе его профессиональной деятельности. Поэтому организуя семинарские занятия, преподаватель должен создавать организационные и интеллектуальные условия прежде всего для творческой активности студентов.
В процессе семинарских занятий по курсу «История Отечества» студент должен приобрести умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.
С целью приобретения навыков усвоения знаний эмпирического характера студенту можно предложить ряд заданий для самостоятельной работы, например, заполнить таблицы тематического содержания (см. табл. 1,2,3)
Табл. 1. Правители России
Правители | Годы правления | Основные события |
Олег |
|
|
Игорь |
|
|
Святослав |
|
|
Владимир |
|
|
Ярослав Мудрый |
|
|
Владимир Мономах |
|
|
Юрий Долгорукий |
|
|
Андрей Боголюбский |
|
|
Всеволод Юрьевич |
|
|
Иван Калита |
|
|
Дмитрий Донской |
|
|
Иван III |
|
|
Иван IV |
|
|
Борис Годунов |
|
|
Василий Шуйский |
|
|
Михаил Романов |
|
|
Алексей Михайлович |
|
|
Петр I |
|
|
Анна Иоанновна |
|
|
Елизавета Петровна |
|
|
Екатерина II |
|
|
Павел I |
|
|
Александр I |
|
|
Николай I |
|
|
Александр II |
|
|
Александр III |
|
|
Николай II |
|
|
Керенский |
|
|
Ленин |
|
|
Сталин |
|
|
Хрущев |
|
|
Брежнев |
|
|
Горбачев |
|
|
Ельцин |
|
|
Путин |
|
|
Табл. 2. Войны России
Годы | Название | Сражения | Условия мира |
| Ливонская |
|
|
1654–1667 |
|
|
|
| Северная |
|
|
| Семилетняя |
|
|
1768–1774 |
|
|
|
1787–1791 |
|
|
|
1812–1815 |
|
|
|
| Крымская |
|
|
1878–1879 |
|
|
|
1904–1905 |
|
|
|
| Первая мировая |
|
|
| Вторая мировая |
|
|
Табл. 3. Реформы в России
Годы | Содержание |
50-60-е гг. XVI в. |
|
Первая четверть XVIII в. |
|
60-70-е гг. ХIХ в. |
|
Начало ХХ в. |
|
20-30-е гг. ХХ в. |
|
Середина 50 – начало 60-х гг. |
|
Середина 60 – конец 70-х гг. |
|
80-е гг. |
|
90-е гг. |
|
Начало XXI в. |
|
С целью приобретения умений систематизации и концептуализации исторических знаний студент должен научится выстраивать устные и письменные тексты в соответствии с определенным алгоритмом, который предварительно разрабатывается преподавателем или может быть предложен самим студентом.
Один из возможных алгоритмов такой систематизации и концептуализации может быть следующим:
1. Хронология, время исторических событий (процессов).
2. Историография. (Государственный образовательный стандарт преподавания социально-экономических и гуманитарных дисциплин в высшей школе требует от студента знания различных научных точек зрения по тому или иному вопросу).
3. Теория вопроса. (Прежде чем рассказывать о каких-либо исторических событиях (процессах) студент должен дать определение базового понятия вопроса, затем рассказать об основных теориях, с помощью которых объясняют эти события (процессы)).
4. Причины исторических событий (процессов). (Раскрывая причины студент должен рассмотреть основные тенденции внутреннего экономического, социального, политического и духовного развития накануне, а если нужно, то и охарактеризовать международную обстановку).
5. Ход исторических событий (процессов). (Систематизируя знания по тому или иному вопросу, студент вначале должен выделит основные этапы в развитии исторических событий (процессов), а затем описать и объяснить их).
6. Значение. (Показывая значения тех или иных исторических событий (процессов), надо показать их историческую роль, дать оценку, выявить последствия).
В ходе семинарских занятий следует уделять большое внимание усвоению студентами базовых понятий учебного курса. При этом надо ориентировать студента не на «заучивание» того или иного определения понятия, а на необходимость его самостоятельного конструирования. С этой целью студент должен овладеть определенным алгоритмом конструирования содержания базовых понятий. В процессе этого конструирования студент должен вначале показать, какую предметную область определяет понятие, а затем охарактеризовать ее черты (признаки, функции и т.п.). Например, государство – это понятие для обозначения основного института политической системы общества, который выполняет функции административного управления, социальной интеграции и мобилизации, защиты национальных интересов и характеризуется наличием следующих признаков: 1) публичная власть; 2) единая территория; 3) подвластное население; 4) правовая система; 5) налоги.
С целью активизации познавательной самостоятельности и развития логики исторического мышления студентам можно предлагать задания по решению разного рода познавательных задач, например, на доказательство и сравнение. При этом студент должен вначале усвоить определенный алгоритм их решения. Так, при решении задач на доказательство можно использовать следующий алгоритм: 1) дать определение того, что надо доказать; 2) выявить, исходя из определения, основные направления поиска доказательства; 3) найти согласно этим направлениям конкретно-исторические факты доказательства. При решении задач на сравнении можно использовать такой алгоритм: 1) дать определение того, что сравнивается; 2) выделить, исходя из определения, параметры сравнения; 3) установить общее и различное между сравниваемыми историческими явлениями.
С целью развития творческой самостоятельности и креативного мышления, связанного с формализацией исторических знаний, студентам может быть предложены задания на составление (заполнение) структурно-логических схем по вопросам семинарских занятий.
Особое место в структуре семинарского занятия имеют учебные доклады студентов. При подготовке докладов студенты должны продемонстрировать все свои знания и умения, связанные с творческой самостоятельностью, и в первую очередь умения читать и понимать учебные и научные тексты, систематизировать и концептуализировать содержащиеся в них исторические знания в соответствии с определенным алгоритмом и планом доклада.
В ходе семинарских занятий студент должен готовиться к успешной сдаче экзамена по курсу «История Отечества», который целесообразно проводить в письменной форме. Экзамен по «Истории Отечества» как продолжение учебно-познавательного процесса является также одной из форм его контроля и методом определения качества знаний, умений и навыков студентов, при чем по всему учебному курсу.
Письменный экзамен, с одной стороны, способствует развитию «западающих» элементов культуры мышления, с другой – расширяет возможности информационно-коммуникативного взаимодействия. Студент получает больше возможностей для целостного изложения и аргументации своего понимания изученного материала. Кроме того, письменная речь наиболее адекватно свидетельствует об умениях логично мыслить, в соответствии с проблемой выстраивать текст.
Для проверки качества полученных знаний и умений на семинарских занятиях можно практиковать проведение 10-15-минутных контрольных работ. Например, дать определение 2-3-х понятий; решить логическую задачу на доказательство или сравнение; ответить на вопрос, каковы были причины того или иного события; заполнить хронологическую таблицу или структурно-логическую схему и т.д.
Семинарские занятия по учебному курсу «История Отечества» могут завершаться тестированием студентов, в том числе и с использованием компьютерных технологий (см. Приложение 2).
Предлагаемый учебно-методический комплекс по курсу «История Отечества» содержит учебно-тематические планы, базовые понятия, логические задания, тематику докладов, методические указания, а также необходимые (кроме базового учебного пособия) материалы для подготовки к семинарским занятиям.
Учебно-методический комплекс подготовлен в рамках проекта «Гуманитаризация высшего образования» преподавателями и сотрудниками кафедры политической истории (зав. проф. Г.Н. Сердюков) исторического факультета Ростовского государственного университета при участии и по проекту А.В. Лубского, проф. кафедры социологии, политологии и права ИППК при РГУ. Творческий коллектив выражает благодарность доценту кафедры З.А. Монтеро, сотрудникам кафедры Е.Б. Синько и И.Л. Шишковой за организационное и техническое содействие при подготовке данного учебно-методического комплекса.
А.В. Лубский
- История отечества
- Рецензенты:
- Авторский коллектив:
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Древняя Русь в IX–XIII вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- № 6. Понятие «Русь»
- Тема 2. Россия в XIV-XVI вв.
- Понятия: вотчина,условное землевладение (поместье), сословно-представительная монархия, земский собор, постоянная армия, реформа, опричнина. Логические задания:
- Литература :
- 2. Внешняя политика России второй половины XVI в
- Методические указания
- №3. Этапы политического объединения на Руси
- Тема 3. Россия в XVII веке
- Методические указания
- Глава 19. О посадских людех, а в ней 40 статей.
- Тема 4. Россия в первой половинеXviii века
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 5. Россия во второй половине XVIII века.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Глава 1. Примерный штат губерний
- Тема 6. Россия в первой половине XIX века
- Методические указания
- Тема 7. Россия во второй половине хiх в.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 19 Февраля 1861 г.
- 16 Июня 1870 г.
- Тема 8. Россия в конце хiх – начале хх вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 9. Россия в 1907 - феврале 1917 гг.
- Учебные материалы
- Глава 1.
- Глава 2.
- Тема 10. Революция и гражданская война в России (1917 – 1920 гг.)
- Альтернативная ситуация; Учредительное собрание; Выбор пути; Мировая революция; Гражданская война; Октябрьский переворот 1917 г.; Военный коммунизм; Революционный процесс. Логические задания:
- Политический процесс в россии в 1917 г. Субъекты политические цели Литература:
- Методические указания
- Учебные материалы
- №2. Л.Д. Троцкий о событиях февраля 1917 г.
- Тема 11. Ссср в 20-30 гг. Хх века
- Методические указания
- Учебные материалы
- 21 Марта 1921 г.
- 31 Января 1924 г.
- Тема 12. Ссср накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)
- Понятия:
- Логические задания:
- Основные участники Второй мировой войны
- Литература:
- Методические указания
- Тема 13. Советский Союз в первые послевоенные годы. 1945 – 1953 гг.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 14 Декабря 1947 г.
- Тема 14. Ссср в 1953 – 1964 годах
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 15. Ссср в середине 60-х – середине 80-х гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. Причины смещения н.С.Хрущева
- № 2. Причины неудач реформ а.Н.Косыгина
- № 7. О попытках реабилитации Сталина
- № 9. О целях л.И.Брежнева и его окружения
- № 10. Заявление тасс о вступлении на территорию чехословакии советских войск
- Тема 16. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. М.С.Горбачев о необходимости реформ
- № 2. А.Д.Сахаров о неизбежности перестройки
- № 7. М.С.Горбачев о подготовке нового союзного договора
- № 9. Заявление советского руководства
- 18 Августа 1991 г.
- № 10. Указ Президента ссср б.Н.Ельцина в связи с заявлением
- 19 Августа 1991 г.
- № 15. М.С.Горбачев о роли Сталина
- № 17. Б.Ельцин о м.Горбачеве
- № 18. Перестройка и причины ее неудачи
- Тема 17. Россия в 90-х гг. Хх в.
- Глава 1. Основы конституционного строя
- Глава 4. Президент Российской Федерации
- Глава 5. Федеральное Собрание
- Глава 6. Правительство Российской Федерации
- Краткий исторический словарь
- Учредительное собрание – парламентское учреждение, избранное большинством народа в ноябре 1917 г. И разогнанное большевиками 6 января 1918 г.
- Тесты для проверки остаточных знаний по курсу «История Отечества»