Глава 1. Примерный штат губерний
1. Дабы губерния, или наместничество, порядочно могла быть управляема, полагается в оной от 300 до 400 000 душ.
2. Для управления же губернии или наместничества полагается [главнокомандующий в отсутствии императорского величества] государев наместник или генерал-губернатор.
3. В губернии или наместничестве учреждается правитель наместничества или губернатор.
4. В губернии учреждается правление наместническое или губернское.
5. В губернском правлении заседает главнокомандующий, правитель или губернатор с двумя советниками...
16. Наместничества [губернии] и области разделяются на уезды или округи.
17. В уезде или округе считается от 20 до 30000 душ...
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: Пособие для учителя / Сост. П.П.Епифанов, О.П.Епифанова. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1989. С.263.
№ 2. Жалованная грамота дворянству. 1785 г.
О личных преимуществах дворян
1-е. Дворянское название есть следствие, исключающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.
2-е. Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо; и для того изстари, ныне, да и пребудет навеки благородное дворянское достоинство неотъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются, и следственно:
3-е. Дворянин сообщает дворянское достоинство жене своей.
4-е. Дворянин сообщает детям своим благородное дворянское достоинство наследственно...
8-е. Без суда да не лишится благородный дворянского достоинства...
12-е. Да не судится благородный, окроме своими равными...
15-е. Телесное наказание да не коснется до благородного...
17-е. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу...
21-е. Благородный имеет право по призвании своем писаться, как помещиком его поместий, так и вотчинником родовых, наследственных и жалованных его вотчин.
22-е. Благородному свободная власть и воля оставляется, быв первым приобретателем какого имения, благоприобретенное им имение дарить или завещать, или в приданые или на прожиток отдать, или передать, или продать, кому заблаграссудит. Наследственным же имением да не распоряжается инако, как законами предписано...
26-е. Благородным подтверждается право покупать деревни.
27-е. Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится.
28-е. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням.
29-е. Благородным дозволяется в вотчинах их заводить местечки и в оных торги и ярмонки...
30-е. Благородным подтверждается право иметь, или строить, или покупать домы в городах, и в оных иметь рукоделие...
32-е. Благородным дозволяется оптом продавать, или из указанных гаваней за моря отпускать товар, какой у кого родится, или на основании законов выделан будет, ибо им не запрещается иметь или заводить фабрики, рукоделия и всякие заводы.
33-е. Подтверждается благородным право собственности, дарованное милостивым указом от 28-го июня 1782 года, не только на поверхности земли, каждому из них принадлежащей, но и в недрах той земли и в водах, ему принадлежащих, на все сокровенные минералы и произрастения, и на все из того делаемые металлы...
35-е. По деревням помещичий дом имеет быть свободен от постоя.
36-е. Благородный самолично изъемлется от личных податей.
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: Пособие для учителя / Сост. П.П.Епифанов, О.П.Епифанова. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1989. С.264-265.
№ 3. Жалованная грамота городам. 1785 г.
О гильдиях и о гильдейских выгодах вообще
92. Дозволяется всякому, какого бы кто ни был пола, или лет или рода, или поколения, или семьи, состояния, или торга, или промысла, или рукоделия, или ремесла, кто за собою объявит капитал выше 1000 рублей до 50000 рублей, записаться в гильдию...
99. Записавшимся в гильдии подтверждается дозволение при рекрутском наборе или наряде работников, вместо наличного рекрута или работника платить поскольку указом подписано (есть или будет), располагая деньги по числу душ, с которого набор или наряд в тот год назначен. Буде же кто записавшийся в гильдии добровольно сам пойдет или сына запишет в военную службу, то оное не запрещается...
100. Записавшимся в гильдии подтверждается дозволение вступать в казенные подряды и откупы...
102. В первую гильдию вписать всякого пола и лет, кто объявит капитал выше 10000 рублей и до 50000 рублей...
104. Первой гильдии не токмо дозволяется, но и поощряется производить всякие внутри и вне империи торги, товары выписывать и отпускать за море, оные продавать, выменивать и покупать оптом или подробно, на основании законов.
105. Первой гильдии не запрещается иметь или заводить фабрики, заводы и морские всякие суда.
106. Первой гильдии дозволяется ездить по городу в карете парою.
107. Первая гильдия освобождается от телесного наказания...
108. Во вторую гильдию вписать всякого пола и лет, кто объявит капитал выше 5000 рублей и до 10000 рублей...
114. В третью гильдию вписать всякого пола и лет, кто объявит капитал выше 1000 рублей и до 5000 рублей...
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: Пособие для учителя / Сост. П.П.Епифанов, О.П.Епифанова. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1989. С.265.
№ 4. Программа Екатерины II.
Так Екатерина революционным захватом власти затянула сложный узел разнообразных интересов и ожиданий, указывавших ей направления деятельности. Чтобы сгладить впечатление захвата, Екатерине надобно было стать популярной в широких кругах народа, действуя наперекор предшественнику, поправляя, что было им испорчено. Предшественник ее оскорбил национальное чувство, презирая все русское, выдав Россию головой ее врагу; Екатерина I обязана была действовать усиленно в национальном духе, восстановить попранную честь народа. Прежнее правительство вооружило против себя всех своим бесцельным произволом; новое разумно-либеральными мерами должно было упрочить законность в управлении, что и было обещано в июльском манифесте. Но Екатерина было возведена на престол дворянской гвардией, а дворянство не довольствовалось законом о вольности дворянской, требовало расширения и укрепления своих прав как господствующего сословия. Гвардейско - дворянский голос был, разумеется, самым внушительным для верховной власти, сделанной движением 28 июня. Так, популярная деятельность нового правительства должна была одновременно следовать направлению национальному, либеральному и сословно-дворянскому. Легко заметить, что эта тройственная задача страдала несогласимым внутренним противоречием. После закона 18 февраля дворянство стало поперек всех народных интересов и даже преобразовательных потребностей государства.
Деятельность правительства в духе этого сословия не могла быть ни либеральна, ни национальна, т. е. не могла быть популярна. Притом либеральные реформы в духе идей века не могли найти в органах правительства, в служащем классе достаточно ни подготовленных, ни сочувственных проводников и исполнителей: так чужды были эти идеи всем преданиям, понятиям и привычкам русского управления. По соображениям ли гибкой мысли или по указаниям опыта и наблюдения Екатерина нашла выход из неудобств своей программы. Не будучи в состоянии согласить противоречивые задачи и не решаясь пожертвовать которой-либо в пользу остальных, она разделила их, каждую проводила в особой сфере правительственной деятельности. Национальные интересы и чувства получили широкий размах во внешней политике, которой дан был полный ход. Предпринята была широкая реформа областного управления и суда по планам тогдашних передовых публицистов Западной Европы, но главным образом с туземной целью занять праздное дворянство и укрепить его положение в государстве и обществе. Отведена была своя область и либеральным идеям века: на них строилась проектированная система законодательства; они проводились как принципы в отдельных узаконениях, вводились в ежедневный оборот мнений, допускались как украшение правительственного делопроизводства и общественной жизни, проводились в частных беседах императрицы, в великосветских гостиных, в литературе и даже в школе как образовательное средство. Но деловое содержание текущего законодательства закрепляло туземные факты, сложившиеся еще до Екатерины, или осуществляло желания, заявленные преимущественно тем же дворянством,— факты и желания, совершенно чуждые распространяемым идеям. Тройственная задача развилась в такую практическую программу: строго национальная, смело патриотическая внешняя политика, благодушно-либеральные, возможно гуманные приемы управления, сложные и стройные областные учреждения с участием трех сословий, салонная, литературная и педагогическая пропаганда просветительных идей времени и осторожно, но последовательно консервативное законодательство с особенным вниманием к интересам одного сословия. Основную мысль программы можно, выразить так: попустительное распространение идей века и законодательное закрепление фактов места.
Ключевский В.О. О русской истории [Сборник] / Сост., авт. предисл. и примеч. В.В.Артемов; Под ред. В.И.Буганова. М.: Просвещение, 1993.
№ 5. Екатерининская эпоха.
При Екатерине усилились те тенденции в развитии России, которые были заложены в петровский период: централизация власти, бюрократизация, укрепление феодально-крепостнических устоев, внешняя экспансия. Объективно все это тормозило развитие страны, усиливало ее социально-политическое и экономическое отставание. Отчетливо выраженный продворянский характер социальной политики Екатерины II способствовал усилению феодальной эксплуатации в самых жестоких формах. Вместе с тем время Екатерины — это период расцвета русской культуры, важный этап в формировании русского национального самосознания, в котором демократические, антифеодальные элементы сочетались с элементами имперского сознания.
Может показаться удивительным, почему в концепции истории феодальной России, созданной в 30—40-е годы и в основных своих положениях существующей по сей день, добрые слова нашлись для оценки деятельности лишь двух царей — Ивана Грозного и Петра Великого. Правление же Екатерины, тоже снискавшей уже у современников титул «Великой», за небольшими оговорками, характеризуется чаще в хулительных выражениях, смысл которых мало чем отличается от тех, коими наградил ее еще князь М. М. Щербатов в своем обличительном эссе «О повреждении нравов в России». Ответ содержится в удивительных по глубине осознания сути происходящего строках письма Б. Л. Пастернака О. М. Фрейденберг от 4 февраля 1941 г.: «Благодетелю нашему кажется, что до сих пор были слишком сентиментальны и пора одуматься. Петр Первый уже оказывается параллелью не подходящей. Новое увлечение, открыто исповедуемое,— Грозный, опричнина, жестокость. На эти темы пишутся новые оперы, драмы и сценарии. Не шутя». Екатерина была гораздо «сентиментальнее», т. е. либеральнее, не только Грозного, но и Петра, да к тому же любила порассуждать на темы гражданских свобод и гуманизма. Был, видимо, и психологический фактор. Примеряя на себя Преображенский мундир Петра и шубу Грозного, Сталин, конечно, не мог равнять себя с женщиной.
Небезынтересен и вопрос об исторической альтернативе. Иной путь для России XVIII в. был возможен, но ко времени воцарения Екатерины шанс, по-видимому, был уже упущен. Вряд ли можно всерьез рассматривать возможность реализации альтернативного пути и в случае свержения Екатерины с воцарением вместо нее юного Павла или Ивана Антоновича. Какие-то частности, конкретные явления могли быть иными, поскольку иными были бы люди, стоявшие у государственного руля, но принципиальные различия трудно представить, ибо направление развития определилось в петровское время. И все же вторая половина XVIII в. не случайно названа екатерининской эпохой. Волею судеб на российском престоле оказался в это время человек яркий, незаурядный, оставивший заметный след в отечественной истории.
Каменский А.В.. Екатерина II // Вопросы истории. 1989. №3. С.88.
№ 6. Значение
Наиболее решительно после Петра I российский корабль в сторону Европы развернула Екатерина II. Она пришла к власти путем переворота, опираясь на гвардейские полки, и находилась на престоле 34 года — с 1762 по 1796 г. Любопытно, что одной из главных причин активного участия гвардейцев в перевороте было оскорбленное национальное достоинство: пренебрежение Петра III, сменившего Елизавету на престоле, ко всему русскому и его симпатии к Пруссии. Это второй переворот совершенный гвардейцами по тем же мотивам. В 1741 г. гвардия свергла антинациональное правительство Анны Леопольдовны, будучи возмущенной произволом временщиков. Но тогда на престол была воздвигнута дочь Петра I — Елизавета. А Екатерина была немкой и при живом муже не имела никаких прав на российский престол. Даже в случае цареубийства, которое оказалось неизбежным, ей предстояло доказать, что она способна выразить национальные интересы русских. Она смогла это сделать, войдя в историю как великая государыня. Во многом это произошло потому, что в эпоху Екатерины II удалось значительно укрепить международное положение страны, усилить влияние на европейскую политику, продвинуть границы на запад и юг. Каково было окружение России в начале ее царствования? Швеция начиналась недалеко от Петербурга, Польша стояла на Днепре, в Причерноморье господствовала Турция. Иной стала картина в конце XVIII в.: Польша исчезла как государство, Крым и Причерноморье стали российской территорией. Екатерина II окончательно утвердилась в национальном самосознании русских, когда включила в состав государства Западную Украину (за исключением Галиции), Белоруссию и большую часть Литвы (в ходе разделов Польши). Несколько столетий, со времени Ивана III Россия стремилась осуществить заявленные права на "киевское наследство" — древнерусские территории. При Екатерине II это было реализовано, при ней же Россия утвердилась на берегах Черного моря. Усиление России на мировой арене было столь заметным, что Фридрих II Великий назвал ее «страшным могуществом», от которого, по его мнению, через полвека будет трепетать вся Европа. Князь Безбородко в конце своей дипломатической карьеры говорил молодым русским дипломатам: "Не знаю как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела".
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Курсив, 1995. С.220-221.
№ 7. Итоги социально-экономического развития
В итоге можно отметить, что Екатерина II больше хотела, чем смогла. Но все же она оставила государство в значительно более благоприятном состоянии, чем получила:
— численность населения увеличилась с 19 млн. в середине XVIII в. до 36 млн. к концу XVIII в. (это произошло только за счет присоединения новых территорий, наблюдался естественный прирост);
— сумма государственных доходов увеличилась с 16 —до 69 млн. руб., т.е. возросла более чем вчетверо;
— промышленность: число фабрик и мануфактур выросло с 500 до 2000;
— создана банковская система;
— увеличилось число собственников, в том числе из крестьян.
Вместе с тем, сохранилась многоукладность и цивилизационная неоднородность общества: западный уклад получил более благоприятные условия для развития, но корпоративность не ослабла. Не удалось выйти за рамки того, что сложилось при Петре I. Кардинальные изменения принесет XIX век.
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Курсив, 1995. С.238-239.
№ 8. Хроника законодательных актов Павла I за 1799 Г.
2 апреля – Запрещение носить тупей, на лоб опущенный.
6 мая – Запрещение дамам носить через плечо разные цветные ленты наподобие кавалерских.
17 июня – Запрещение всем носить широкие большие букли.
12 августа – «Чтобы никто не имел бакенбард».
4 сентября – Запрещение немецких кафтанов и «сюртуков с разноцветными воротниками и обшлагами; но чтоб они были одного цвета».
28 сентября – «Чтоб кучера и форейторы, ехавши, не кричали».
28 ноября – Запрещение «синих женских сюртуков с кроеным воротником и белой юбкой».
Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра II – М.: Мысль, 1994. – С. 322.
№ 9. Итоги правления Павла I.
«Это царствование органически связано как протест – с прошедшим, а как первый неудачный опыт новой политики, как назидательный урок для преемников – с будущим. Инстинкт порядка, дисциплины и равенства был руководящим побуждением деятельности этого императора, борьба с сословными привилегиями – его главной задачей». Но «его преобразовательные позывы получили оппозиционный отпечаток, реакционную подкладку борьбы с предшествующим либеральным царствованием. Самые лучшие по идее предприятия испорчены были положенной на них печатью личной вражды».
Ключевский В.О. Сочинения. – Т. V. – С. 173 – 175.
- История отечества
- Рецензенты:
- Авторский коллектив:
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Древняя Русь в IX–XIII вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- № 6. Понятие «Русь»
- Тема 2. Россия в XIV-XVI вв.
- Понятия: вотчина,условное землевладение (поместье), сословно-представительная монархия, земский собор, постоянная армия, реформа, опричнина. Логические задания:
- Литература :
- 2. Внешняя политика России второй половины XVI в
- Методические указания
- №3. Этапы политического объединения на Руси
- Тема 3. Россия в XVII веке
- Методические указания
- Глава 19. О посадских людех, а в ней 40 статей.
- Тема 4. Россия в первой половинеXviii века
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 5. Россия во второй половине XVIII века.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Глава 1. Примерный штат губерний
- Тема 6. Россия в первой половине XIX века
- Методические указания
- Тема 7. Россия во второй половине хiх в.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 19 Февраля 1861 г.
- 16 Июня 1870 г.
- Тема 8. Россия в конце хiх – начале хх вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 9. Россия в 1907 - феврале 1917 гг.
- Учебные материалы
- Глава 1.
- Глава 2.
- Тема 10. Революция и гражданская война в России (1917 – 1920 гг.)
- Альтернативная ситуация; Учредительное собрание; Выбор пути; Мировая революция; Гражданская война; Октябрьский переворот 1917 г.; Военный коммунизм; Революционный процесс. Логические задания:
- Политический процесс в россии в 1917 г. Субъекты политические цели Литература:
- Методические указания
- Учебные материалы
- №2. Л.Д. Троцкий о событиях февраля 1917 г.
- Тема 11. Ссср в 20-30 гг. Хх века
- Методические указания
- Учебные материалы
- 21 Марта 1921 г.
- 31 Января 1924 г.
- Тема 12. Ссср накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)
- Понятия:
- Логические задания:
- Основные участники Второй мировой войны
- Литература:
- Методические указания
- Тема 13. Советский Союз в первые послевоенные годы. 1945 – 1953 гг.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 14 Декабря 1947 г.
- Тема 14. Ссср в 1953 – 1964 годах
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 15. Ссср в середине 60-х – середине 80-х гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. Причины смещения н.С.Хрущева
- № 2. Причины неудач реформ а.Н.Косыгина
- № 7. О попытках реабилитации Сталина
- № 9. О целях л.И.Брежнева и его окружения
- № 10. Заявление тасс о вступлении на территорию чехословакии советских войск
- Тема 16. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. М.С.Горбачев о необходимости реформ
- № 2. А.Д.Сахаров о неизбежности перестройки
- № 7. М.С.Горбачев о подготовке нового союзного договора
- № 9. Заявление советского руководства
- 18 Августа 1991 г.
- № 10. Указ Президента ссср б.Н.Ельцина в связи с заявлением
- 19 Августа 1991 г.
- № 15. М.С.Горбачев о роли Сталина
- № 17. Б.Ельцин о м.Горбачеве
- № 18. Перестройка и причины ее неудачи
- Тема 17. Россия в 90-х гг. Хх в.
- Глава 1. Основы конституционного строя
- Глава 4. Президент Российской Федерации
- Глава 5. Федеральное Собрание
- Глава 6. Правительство Российской Федерации
- Краткий исторический словарь
- Учредительное собрание – парламентское учреждение, избранное большинством народа в ноябре 1917 г. И разогнанное большевиками 6 января 1918 г.
- Тесты для проверки остаточных знаний по курсу «История Отечества»