Методические указания
При подготовке к семинарскому занятию по данной теме вначале следует обратить внимание на те тенденции общественного развития, которые имели место в Западной Европе и Древней Руси в IX-XIII вв.
После падения Западной Римской империи на ее территории в V-VII вв. образовался ряд варварских государств, наиболее крупным из которых в начале IX в. стала империя Карла Великого, короля франков. Эта империя просуществовала недолго. Внуки Карла Великого в середине IX в. произвели ее раздел, который положил начало возникновению в будущем таких крупных европейских государств, как Франция, Германия и Италия.
В IX-XIII вв. в Западной Европе происходили важные экономические, социальные и политические изменения. С одной стороны, осуществлялось масштабное сельскохозяйственное освоение западноевропейского субконтинента, которое сопровождалось утратой крестьянскими общинами собственности на землю и переходом ее в частное владение. В результате в Западной Европе утвердились отношения, которые позже получили наименование «феодальных», основу которых составляла собственность сеньоров на землю вместе с проживающими на ней крестьянами. С другой стороны, в это время началось ускоренное отделение ремесленного производства и торговли от сельского хозяйства. Это привело к быстрому развитию городов, которые стали выступать не столько в качестве государственно-административных, военных или культурно-религиозных центров, сколько в качестве центров ремесленного производства и товарного обмена. Развитие городов, возникновение органов городского самоуправления – все это привело к такому явлению, которое получило название «коммунальных революций», сопровождавшихся борьбой горожан с сеньорами.
Западноевропейское общество стало носить сословный характер. В нем сформировались привилегированные сословия – дворянство, рыцарство («воюющее за всех») и духовенство («молящееся за всех») и непривилегированные сословия – крестьянство («работающее за всех») и бюргерство («горожане»).
Концентрация экономической и политической власти в руках крупных сеньоров предопределила существование в Западной Европе в X-XII в. эпохи феодальной раздробленности, при которой королевская власть сохраняла за собой чисто символическое значение. В XII-XIII вв. начался процесс создания национальных централизованных государств и формирования такой формы правления, как сословно-представительная монархия.
В середине ХI в. разногласия между двумя христианскими центрами – Римом и Константинополем – привели к тому, что в 1054 г. произошло разделение христианской церкви на православие и католицизм. Западная Европа стала формироваться в качестве единого католического мира. Католическая церковь как социальный институт сыграла особую роль в интеграции Западной Европы, являясь источником формирования в ней единого нормативно-ценностного пространства.
В это время стало меняться геополитическое положение Западной Европы. В VIII в. Западная Европа подверглась вторжению арабов, которые овладели значительной частью Пиренейского полуострова, закрепились на островах западного Средиземноморья и в южных областях современных Франции и Италии. В конце IX в. на Дунае появились кочевые орды венгров (мадьяр), которые, уничтожив Великоморавское (западнославянское) государство, на протяжении всего X в. неоднократно опустошали европейские страны от Византии до Испании. В IХ–XI вв. североатлантическое, а затем и средиземноморское побережья Западной Европы постоянно подвергались нападениям «морских кочевников» – скандинавских викингов, или норманов («северных людей»). В конце XI в. усиливается экспансионизм самой западноевропейской (католической) цивилизации. В 1095 г. по призыву папы римского Урбана II началась почти двухвековая эпопея крестовых походов в страны Ближнего Востока, которые осуществлялись под религиозным предлогом необходимости освобождения святых мест христианства из-под власти иноверцев-мусульман.
В Восточной Европе в IX в. возникает «Русская земля» и образуется Древнерусское государство (Киевская Русь). В 988 г. Русь принимает христианство, превращаясь в религиозном плане в «дочернюю зону» Византийской цивилизации. Киевская Русь была достаточно аморфным государственным образованием с монархической формой правления. Во главе государства стоял Великий киевский князь, который правил вместе со старшей дружиной. Большую роль в политической жизни Древней Руси играли народные собрания в городах, а также церковь, которая долгое время носила автономный по отношению к государству характер.
В IX-XIII вв. основной сферой хозяйственной деятельности в Древней Руси было земледелие, которое носило в лесной зоне подсечный, а в поймах рек – пашенный характер. Большое развитие получили города как центры ремесла и торговли. Наиболее крупные из них являлись административными центрами местной княжеской власти. В X-XI вв. доминировала государственная собственность на землю, которая позволяла киевским князьям взимать дань с подвластного населения. Во второй половине XI в. в различных русских землях возникает частное землевладение – княжеские, боярские и монастырские вотчины. Появление вотчин как наследственной формы землевладения в различных регионах Руси привело в условиях господства натурального хозяйства к политической дезинтеграции Древнерусского государства. В результате сформировались четыре крупных региона: Южная Русь, Юго-Западная Русь, Северо-Западная Русь и Северо-Восточная Русь, различавшиеся между собой спецификой хозяйственной, социальной, политической и культурной жизни и представлявшие собой возможности альтернативного развития Древней Руси.
В X-XIII вв. изменилось геополитическое положение Древнерусского государства. В Х в. был разгромлен Хазарский каганат, которому долгое время некоторые русские земли платили дань. Были нормализованы отношения с Византийской империей, установлены дипломатические и династические связи с некоторыми странами Западной Европы. Особыми были отношения Киевской Руси со Степью, где господствующее положение вплоть до татарского нашествия в XIII в. занимали кипчаки (половцы). Отношения между Русью и Степью постоянно менялись: вооруженные столкновения сменялись мирными годами, политические ссоры – династическим браками. В начале XIII в. возникли две серьезные геополитические угрозы Руси: на западе начались направляемые папской курией крестовые походы Ордена, на востоке появились татары.
При подготовке к первому вопросу семинарского занятия «Образование древнерусского государства» надо прочитать соответствующие страницы учебных пособий (Отечественная история: Элементарный курс. М., 2002. С. 23-33; История России в вопросах и ответах. Ростов н/Д., 2001. С. 117-126)., а затем выдержки из работ, помещенные в данной книге (№ 1-7). Изучая эту литературу, надо в текстах выделить те фрагменты, которые помогут самостоятельно составить ответ на вопрос «Образование древнерусского государства» по схеме: 1) время образования Древнерусского государства; 2) историография вопроса; 3) теория вопроса (что такое государство, теории происхождения государства, норманская и антинорманская теории); 4) причины образования Древнерусского государства; 5) процесс образования Древнерусского государства (возникновение публичной власти, формирование единой территории, подвластного населения, правовой системы, государственного суверенитета); 6) значение образования Древнерусского государства.
В 882 г. произошло объединение политических центров – Новгорода и Киева, возникла единая «публичная власть» во главе с Великим князем киевским.
В современной исторической науке отказались от марксистского представления о государстве как «аппарате насилия одного класса над другим». В настоящее время государство рассматривают как основной институт политической системы общества, который выполняет функции административного управления, социальной интеграции и мобилизации, защиты национальных интересов и характеризуется наличием следующих признаков: 1) публичная власть; 2) единая территория; 3) подвластное население; 4) правовая система; 5) налоги.
Выделяют три пути образования ранних государства. Один из них – это завоевание одной социальной общностью территории другой и создание соответствующего административного аппарата управления и подавления. Другой путь (иногда его называют восточным) – трансформация «вождеств», потестарной власти в государственную. Третий путь образования государства (его часто называют западным) связывают с имущественным расслоением общин и возникновением частной собственности на землю и формированием больших социальных групп, или классов. Образование Древнерусского государства шло по второму пути.
Чтобы выявить причины образования Древнерусского государства, надо рассмотреть основные тенденции экономического, социального и политического развития восточных славя и соседних этнических общностей накануне, то есть в середине IX в. При этом следует обратить внимание на то, что основной сферой хозяйственной деятельности восточных славян в это время было земледелие, основу которого составляла общинная собственность на землю. Восточные славяне жили соседскими общинами, кровнородственные связи в которых уже уступили место территориальным. Общины объединялись в роды, а последние – в племена. Существовали такие союзы племен, как поляне, древляне, словене и др. Основной формой правления у них являлась «военная демократия» – потестарная политическая власть догосударственного характера во главе с военным вождем. По своим религиозным воззрениям восточные славяне были язычниками.
При выяснении причин образования Древнерусского государства надо разобраться в содержании споров между норманистами и антинорманистами и уяснить, какова была роль варягов в этом образовании (№ 1).
Следует обратить внимание на то, что процесс образования Древнерусского государства начался во второй половине IX в. (объединение князем Олегом Новгорода и Киева) и завершается в первой половине XI в. (создание «Русской Правды» при Ярославе Мудром). Большую роль в этом процессе сыграло принятие князем Владимиром христианства в 988 г., которое создало единое нормативно-ценностное пространство на территории «Русской земли», а сама «Руськая земля» стала пониматься как земля православная, богоизбранная. При рассмотрении вопроса об образовании Древнерусского государства надо познакомиться с различными точками зрения ученых по поводу этнической принадлежности первых русских князей и, в частности, Рюрика (№ 2,3), постараться понять, почему первые князья древней Руси были иноземцами (№ 5), что означает слово «Русь» (№ 4,6), каков был политический строй Древней Руси (№ 7).
Значение образования Древнерусского государства состояло в том, что это привело в процессе крестьянской и княжеской колонизации к дальнейшему хозяйственному освоению огромной территории, на которой проживали славянские, балтские, финно-угорские, тюркские этнические общности. Стали расти города как центры ремесла, торговли и культуры. Древнерусское государство становится важным субъектом международных отношений.
При подготовке ко второму вопросу семинарского занятия «Политическая дезинтеграция древнерусского государства» надо прочитать соответствующие страницы учебных пособий (Отечественная история: Элементарный курс. М., 2002. С. 42-49; История России в вопросах и ответах. Ростов н/Д., 2001. С. 83-94)., а затем выдержки из работ, помещенные в данной книге (№ 8-11). Изучая эту литературу, надо в текстах выделить те фрагменты, которые помогут самостоятельно составить ответ на вопрос «Политическая дезинтеграция древнерусского государства» по схеме: 1) время политической дезинтеграции; 2) историография вопроса; 3) теория вопроса (что такое политическая дезинтеграция, политическая раздробленность; 4) причины политической дезинтеграции древнерусского государства; 5) процесс политическая дезинтеграция и регионализация Русской земли; 6) значение политической дезинтеграции древнерусского государства.
Симптомы политической дезинтеграции древнерусского государства появились уже во второй половине XI в., однако половецкая опасность заставила русских князей поддерживать военно-политическое единство Русской земли, основанное на договорных отношениях. Процесс политической дезинтеграции древнерусского государства развернулся во второй четверти XII в. после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха.
Политическая дезинтеграция, или политическая раздробленность – это не «распад» государства, а изменение формы его государственного устройства: родственные отношения, лежавшие в основе военно-политического единства Древнерусского государства, уступают место территориально-политическим; возникают региональные политические образования, обладающие государственным суверенитетом (№ 8).
При уяснении причин политической дезинтеграции Древнерусского государства надо обратить внимание на то, что процесс дезинтеграции был обусловлен «оседанием» князей на землю, возникновением вотчинного (княжеского, боярского) хозяйства в различных русских землях и присвоением местной политической элитой, прежде всего князем функций государственной власти (№ 8).
Особое внимание следует обратить на роль Любечского съезда князей (1197 г.), который юридически оформил новый порядок вступления князей на местные престолы и разрушал государственное единство Русской земли (№ 9, 10). Процесс политической дезинтеграции Древнерусского государства завершился регионализацией Русской земли. В результате к середине XII в. сформировалось несколько регионов – Южная, Юго-Западная, Северо-Западная и Северо-Восточная Русь, различавшиеся между собой особенностями геополитического положения, характером экономического и политического развития (№ 11).
Аналогические процессы, связанные с политической раздробленностью Древнерусского государства, наблюдались повсеместно в это время в Европе в связи с политической дезинтеграцией «варварских» государств. Значение политической раздробленности Древнерусского государства состояло в том, что, с одной стороны, она способствовала экономическому и культурному развитию русских земель, с другой стороны, ослабляла Русскую землю перед лицом внешней опасности.
При выполнении логического задания «Доказать, что в первой половине ХI в. на Руси существовало государство» надо вначале дать определение понятия «государство», а затем подтвердить наличие его признаков конкретным примерами, прочитав соответствующий раздел учебника и приведенного в данном пособии текста (№ 1).
При выполнении логического задания «Сравнить древнерусское традиционное общество с восточным обществом «азиатского» типа» надо дать определение понятия «общество», а затем, прочитав текст (№ 11), выделить общие и особенные черты древнерусского и восточного обществ.
При выполнении логического задания «Заполнить хронологическую таблицу «Древняя Русь в IX–XIII вв.» надо прочитать рекомендованную учебную литературу и определить, какие важнейшие события произошли в эти годы и каково было их содержание.
При выполнении логического задания «Заполнить структурно-логическую таблицу «Альтернативы общественного развития в Древней Руси XII – первой половине XIII в.» надо помнить, что альтернативы – это возможности различного развития. Чтобы выявить эти альтернативу надо уяснить особенности экономического, политического и геополитического развития отдельных регионов Русской земли (История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын – Ростов н/Д: Феникс, 2001. С. 83-94).
- История отечества
- Рецензенты:
- Авторский коллектив:
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Древняя Русь в IX–XIII вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- № 6. Понятие «Русь»
- Тема 2. Россия в XIV-XVI вв.
- Понятия: вотчина,условное землевладение (поместье), сословно-представительная монархия, земский собор, постоянная армия, реформа, опричнина. Логические задания:
- Литература :
- 2. Внешняя политика России второй половины XVI в
- Методические указания
- №3. Этапы политического объединения на Руси
- Тема 3. Россия в XVII веке
- Методические указания
- Глава 19. О посадских людех, а в ней 40 статей.
- Тема 4. Россия в первой половинеXviii века
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 5. Россия во второй половине XVIII века.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Глава 1. Примерный штат губерний
- Тема 6. Россия в первой половине XIX века
- Методические указания
- Тема 7. Россия во второй половине хiх в.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 19 Февраля 1861 г.
- 16 Июня 1870 г.
- Тема 8. Россия в конце хiх – начале хх вв.
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 9. Россия в 1907 - феврале 1917 гг.
- Учебные материалы
- Глава 1.
- Глава 2.
- Тема 10. Революция и гражданская война в России (1917 – 1920 гг.)
- Альтернативная ситуация; Учредительное собрание; Выбор пути; Мировая революция; Гражданская война; Октябрьский переворот 1917 г.; Военный коммунизм; Революционный процесс. Логические задания:
- Политический процесс в россии в 1917 г. Субъекты политические цели Литература:
- Методические указания
- Учебные материалы
- №2. Л.Д. Троцкий о событиях февраля 1917 г.
- Тема 11. Ссср в 20-30 гг. Хх века
- Методические указания
- Учебные материалы
- 21 Марта 1921 г.
- 31 Января 1924 г.
- Тема 12. Ссср накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)
- Понятия:
- Логические задания:
- Основные участники Второй мировой войны
- Литература:
- Методические указания
- Тема 13. Советский Союз в первые послевоенные годы. 1945 – 1953 гг.
- Методические указания
- Учебные материалы
- 14 Декабря 1947 г.
- Тема 14. Ссср в 1953 – 1964 годах
- Методические указания
- Учебные материалы
- Тема 15. Ссср в середине 60-х – середине 80-х гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. Причины смещения н.С.Хрущева
- № 2. Причины неудач реформ а.Н.Косыгина
- № 7. О попытках реабилитации Сталина
- № 9. О целях л.И.Брежнева и его окружения
- № 10. Заявление тасс о вступлении на территорию чехословакии советских войск
- Тема 16. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Литература:
- Методические указания
- № 1. М.С.Горбачев о необходимости реформ
- № 2. А.Д.Сахаров о неизбежности перестройки
- № 7. М.С.Горбачев о подготовке нового союзного договора
- № 9. Заявление советского руководства
- 18 Августа 1991 г.
- № 10. Указ Президента ссср б.Н.Ельцина в связи с заявлением
- 19 Августа 1991 г.
- № 15. М.С.Горбачев о роли Сталина
- № 17. Б.Ельцин о м.Горбачеве
- № 18. Перестройка и причины ее неудачи
- Тема 17. Россия в 90-х гг. Хх в.
- Глава 1. Основы конституционного строя
- Глава 4. Президент Российской Федерации
- Глава 5. Федеральное Собрание
- Глава 6. Правительство Российской Федерации
- Краткий исторический словарь
- Учредительное собрание – парламентское учреждение, избранное большинством народа в ноябре 1917 г. И разогнанное большевиками 6 января 1918 г.
- Тесты для проверки остаточных знаний по курсу «История Отечества»