logo search
История отечества

Учебные материалы

1. Имперская модернизация в России

Россия первой в мире предприняла попытку догоняющей, форсирован­ной модернизации (реформы Петра I). Тогда же сложился и алгоритм оте­чественных модернизации — так называемая имперская модель, просуществовавшая почти триста лет, до самой горбачевском перестройки.

Эта своеобразная модель зависимого развития не похожа на сложив­шуюся в Азии, Африке и Латинской Америке. Россия, как известно, не была чьей-либо колонией. Однако как раз это и предопределило специфиче­скую зависимость ее развития от Запада: чтобы укрепить свою государственность и независимость, России приходилось постоянно подстраиваться под него. Как сказал Сергей Витте, «великая страна не может ждать». Как только Западная Европа делала очередной шаг вперёд в приращении своей технической и военной мощи, Россия вынуждена была делать то же самое — во имя сохранения независимости и имперского статуса, укреп­ления своей военно-технической мощи. Для этого создавали сильную ар­мию, оснащённую современным вооружением, строили предприятия, ра­ботавшие для военных нужд. С той же целью выборочно заимствовали на Западе технические достижения и научные знания, прямо или косвенно относившиеся к военному делу. Порой они стимулировали развитие соб­ственной науки и техники. Но поначалу многие технологии и образцы технических достижений приходилось закупать за границей в обмен на сырьё и продукты питания.

Имперская модернизация в России проводилась по инициативе наиболее активной и дальновидной правящей элиты и опиралась на мощь государства, поскольку в стране не было сплоченного предпринимательского класса, как в странах Западной Европы. Задачей такой модернизации было сохранение военно-политического статуса империи, усиление военно-технической мощи. Поэтому на Западе заимствовались технические достижения и научные знания. Прежде всего, можно выделить следующие особенности имперской модернизации. Во-первых, исключительная роль государства и инициировании, определении направленности и осуществлении модернизационного процесса. Государство настолько жестко

контролировало процесс модернизации, что он предстает как цепь своеобразных «революций сверху», которые не только осуществлялись зачастую силовыми методами, вопреки устремлениям основной общественной массы и оказались неорганичными социокультурной специфике России.

Роль государства в России во многих отношениях отличается от роли государства как на Западе, так и на Востоке. С одной стороны, российское государство было инициатором эволюционных изменений в обществе, с другой - представляло инертную структуру, блокировавшую естественное разрешение противоречий. Монополия государства на осуществление модернизационного процесса не учитывала социокультурную специфику страны, рассматривая некоторые ее характеристики как подлежащий упразднению анахронизм, а внедряемые насильственно «западные элементы» деформировали, либо даже разрушали сложившуюся культурную парадигму.

В модернизацнонных усилиях государства общество, хозяйственный строй, культура всякий раз выступали лишь в качестве объекта преобразования, но никогда - в качестве его опоры или стимула к изменению. Со значительной долей уверенности можно сказать, что государство само удерживало общество в своеобразном переходном состоянии от традиции к современности.

Во-вторых, особенность имперской модернизации в России состоит в разнонаправленности процессов модернизации & обществе. Модернизации подвергаются те сферы, к которым государство имело непосредственное отношение - органы государственной власти, военные силы, экономика.

2. Реформы и контрреформы

В современной исторической науке прочно утвердилось мнение, что одной из особенностей российских реформ является их непременной чередование с контрреформами. Для того, чтобы утверждать это с уверенностью, следует прояснить само понятие «контрреформа». В самом общем виде оно означает преобразования, подрывающие результаты предшествующих преобразований или сводящие их на нет. Однако имеются и другие трактовки данного понятия: это действия, ведущие к изменению направления и характера развития по сравнению с тем, каким оно стало в результате предшествующих реформ; это действия по отмене, ликвидации результатов всех реформ, имеющие следствием частичный или полный возврат к дореформенному состоянию. Контрреформы – это попятное движение, которое может быть вызвано тем, что реформы проводятся с опорой на слишком узкую социальную базу, что вызывает отторжение у большинства общества.

Сама схема «реформы - контрреформы» далеко не так проста и однозначна. В истории России есть немало примеров, которые в нее не укладываются. Во-первых, проведение реформ и контрреформ в одно и то же время (в правление Александра III), во-вторых, за реформами следовали не контрреформы, а революции (реформы С.Ю.Витте и революция 1905-1907 гг., реформы П.А.Столыпина и последующая война и революция 1917 г.). В-третьих, за контрреформы принимались меры, направленные на корректировку реформ в ходе их осуществления (например, деятельность Петра 1, которая трактовалась как контрреформы)

Четкого определения контрреформы в науке пока не выработано. Наиболее приемлемым является трактовка контрреформ как попятного движения, возвращающего общество к дореформенным порядкам. Для проведения контрреформ должны быть определенные условия. Главное из них – наличие у власти людей, которые выражают интересы антиреформаторских сил.

3. Из манифеста 19 февраля 1861 г. «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»

Явился результатом длительной работы, которая велась правительством в Главном комитете по крестьянскому делу, созданному Александром II в 1858 г. и Редакционных комиссиях при нем (с 1859 г.), а также на местах в дворянских губернских комитетах. Манифест провозглашал личное освобождение крестьян от помещиков и «дарование» им прав «свободных сельских обывателей». Обнародован 5 марта 1861 г.

...Мы начали сие дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и принять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие не оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей.

Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях и рассмотрены в Государственном совете.

Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение.

В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и испол­нения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников...

... существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.

Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:

1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.

2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возник­нуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредни­ков и образовать из них уездные мировые съезды.

3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное поль­зование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.

5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в те­чение двух лет со дня издания настоящего манифеста.

6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов <...>

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожерт­вование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.

Документы крестьянской реформы // Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1989. Т. 7. С. 27-39.

4. Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости