logo search
История

Создание Совета экономической взаимопомощи (сэв).

В последние годы правления Сталина (умер 5 марта 1953) социа­лизм вышел за рамки одной страны, началось формирование мировой социа­листической системы. В 1944–1945 годах в Польше, Чехословакии, Венгрии, Ру­мынии, Болгарии, Албании, Юго­славии к вла­сти пришли антифашистские правительства, представлявшие интересы аб­со­лютного боль­шинства населе­ния. В эти несколько лет советская сторона исходила из концепции «мирного перехода к социализму», использовала тактику широкого демокра­тического блока. Лидеры стран Восточной Европы говорили о «национальном пути к со­циализму», о борьбе за новую социальную и экономическую структуру, но без диктатуры пролетариата, без применения некоторых положений марксизма-ленинизма. В организа­ции общественно-политической жизни приоритет отдавался парламентской демократии. В экономической сфере признавались сосуществование и соревнование кооперативного, ча­стного и государственного секторов.

Ведущую роль в большинстве стран Восточной Европы играли местные коммуни­сты, дейст­во­вавшие под силь­ным влиянием Москвы. В обстановке начавшейся «холодной войны» Сталин и его сторонники перешли к жестким силовым методам влияния на внутриполитические процессы в восточноевропейских странах. В 1948–1949 годах коммуни­сты от­тесняют от ру­ково­дства представителей других политических сил, начинается прове­де­ние социалистиче­ских преобразований по примеру СССР. Попытка руководства Юго­славии во главе с силь­ным, волевым лидером Иосипом Броз Тито дейст­вовать само­стоя­тельно вызвала гневную реак­цию Сталина и привела к разрыву советско-юго­слав­ских отношений. Победе сталинизма в Восточной Европе способствовали обнищание, люмпенизация всех социальных групп, обещания коммунистов, мифологизация советской действительности и надежды на помощь СССР. В патронируемых государствах прошли политические судебные процессы. Началось давление на церковь. С 1949 года институт со­ветников, действовавших в отдельных странах, стал превращаться во всеобъемлющую систему контроля. Проводником советской линии, носителем власти являлась местная партийно-государственная номенклатура.

В 1949 году Болгария, Чехословакия, Венгрия, Польша, Румыния и Советский Союз создали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Впоследствии полноправными членами СЭВ стали ГДР, МНР, Куба, СРВ. СЭВ рассматривался как международная экономическая организация социалистических стран, основанная на новом типе экономических отношений, принципах братского сотрудничества и социалистического интернационализма, полного равноправия и товарищеской взаимопомощи. Целью создания СЭВ считалось стимулирование процесса сотрудничества и экономической интеграции социалистических стран. В рамках СЭВ осуществлялась организация, специализация и координация экономической деятельности стран-участников.

В СЭВ могла вступить любая страна, согласная с его Уставом. Кроме 10 вышеперечисленных членов в работе ряда органов СЭВ участвовали представители Социалистической Федеративной Республики Югославии, Лаосской Народно-Демократической Республики, Народной Республики Ангола, Корейской Народно-Демократической Республики, Социалистической Эфиопии. СЭВ имела соглашения о сотрудничестве с Финляндией, Ираком и Мексикой, а также статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

В СЭВ каждая страна имела право на равное представительство независимо от величины, уровня развития и взноса в бюджет СЭВ. В любом органе каждая страна имела только один голос. Совет не принимал решения без согласия всех заинтересованных стран. Высшим органом СЭВ являлась сессия Совета, которая проводилась один раз в год поочередно в странах-членах. Главным исполнительным органом был Исполнительный комитет. Разработку мероприятий и подготовку предложений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве по различным отраслям или определенным проблемам осуществляли Комитеты СЭВ (по сотрудничеству в области плановой деятельности; по научно-техническому сотрудничеству; по сотрудничеству в области материально-технического снабжения) и 22 постоянные комиссии. Экономическим и исполнительно-административным органом Совета был Секретариат СЭВ, находившийся в Москве.

В начале своей деятельности СЭВ сосредотачивал свои усилия на развитии торговли между социалистическими странами. Затем главным направлением все больше становилась координация народнохозяйственных планов. Затем был определен курс на всестороннее развитие экономической интеграции, в основе которой лежали потребности дальнейшей интернационализации материальной и духовной жизни стран – членов СЭВ.

Внешняя торговля в рамках СЭВ была призвана удовлетворить потребности каждой страны за счет товаров, производимых в других странах на основе международного разделения труда. Преследовалась и важная идеологическая задача – «обойтись без запада». Во всех социалистических странах была введена государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность. Она соответствовала системе общественного производства, при которой частная собственность в ее различных видах почти полностью уничтожалась и средства производства сосредотачивались в руках государства. В СССР и других странах социализма считали, что государственная монополия не только решала задачу защиты социалистической экономики от стихии капиталистического рынка, но и обеспечивала максимально возможное использование потенциала внешней торговли для повышения эффективности производства и ускорения темпов экономического развития.

Внешняя торговля велась по долгосрочным соглашениям, носила эквивалентный характер, осуществлялась на основе государственной монополии внешней торговли и в соответствии с перспективными планами развития народного хозяйства. Считалось, что на мировом социалистическом рынке товары реализовались по ценам, которые базировались на ценах всемирного рынка, но были очищены от спекулятивных наслоений и учитывали издержки производства и особенности реализации ряда товаров в мировой системе социализма. За 1950-1978 годы взаимный товарооборот стран – членов СЭВ увеличился более чем в 22 раза и составил 103 млрд. руб. Около 28% товарооборота стран – членов СЭВ приходилось на торговлю с промышленно развитыми капиталистическими странами и более 12% - на торговлю с развивающимися странами. Более высокими темпами развивалась торговля машинами и оборудованием. На СССР приходилось 40% общего объема внешнеторгового оборота СЭВ. На втором месте была Польша – свыше 12%. На третьем – ГДР с 12%. СССР был крупнейшим поставщиком машин, оборудования, топлива и сырья. В то же время из общего объема экспорта европейскими странами – членами СЭВ машиностроительной продукции в среднем более 40% направлялось в СССР. Советский Союз покупал около 80% судов и судового оборудования, 60% железнодорожного подвижного состава, около 2/3 оборудования для химической и пищевой промышленности, более 50% подъемно-транспортного оборудования, которое экспортировалось этими странами. Заказы СССР обеспечивали промышленности стран – членов СЭВ стабильный и емкий рынок.

Экономическая социалистическая интеграция определялась как объединение и планомерная координация усилий стран содружества в целях решения важнейших социально-экономических задач по дальнейшему подъему производительных сил, достижения наивысшего научно-технического уровня, повышения народного благосостояния, укрепления обороноспособности как каждой страны, так и всего социалистического содружества. Это сознательно и планомерно регулируемый коммунистическими и рабочими партиями и правительствами стран – членов СЭВ процесс международного разделения труда, сближения их экономик и формирования современной, высокоэффективной структуры национальных хозяйств, постепенного выравнивания уровней экономического развития социалистических стран, формирования глубоких и устойчивых связей в основных отраслях экономики, науки и техники, расширения и укрепления международного рынка этих стран, совершенствования товарно-денежных отношений. Она демонстрирует самый высокий тип интернационализации хозяйственной жизни.