logo search
История

Окончательное свержение монгольского ига.

Вместе с тем набиравшая силу Северо-Восточная Русь находилась под пятой татарских поработителей. Несмотря на царящий в ордынском стане беспорядок, вызванный распадом родовых структур власти, татарские царевичи частенько напоминали русским «кто в их доме хозяин». Стремительные набеги татарской конницы на города, грабежи и взятие в полон все еще были реальностью. В 1472 году, когда Ахмат-хан из Большой Орды в очередной раз наведался пограбить Русь, Иван III перестал платить дань татарам. Предстояла решительная схватка за право быть свободными. Опасность угрожала Москве не только со стороны Ахмат-хана. В то время Псков подвергся нападению ливонских рыцарей, а удельные князья, братья великого князя, подняли против него мятеж.

Иван III умело использовал все обстоятельства и собрал рать не меньшую, чем у хана. Не вступая в большую схватку, московские войска маневрировали вдоль реки Оки. После переправы татарских войск через Оку, неприятель двинулся к русско-литовской границе, проходящей по реке Угре. Хан надеялся на помощь Литвы, но, так и не дождавшись ее, с первыми морозами повернул конницу в степь.

После «стояния на р. Угре» в 1480 году, московский князь получил полные суверенные права на подчиненные ему земли. «Свобода действий» вылилась в несколько удачных военных походов, что ускорило окончательное присоединение Твери и Новгорода. Укрепление военной мощи Москвы способствовало разработке новых договоренностей, сужавших владельческие права удельных князей в пользу великого князя. С этого времени Великое княжество Московское получило дипломатическое признание, приобрело полный суверенитет и стало общерусским государством.

Консолидация земель вокруг Москвы объяснялась этническими и религиозно-политическими интересами. Новгородцы, ростовчане, тверичи, жители других городов и сел осознавали своё древнерусское происхождение и ценили усилия московских властей. В 1397-1398 годах жители Двинской земли, сопротивлявшиеся новгородским властям, приняли уставную грамоту великого князя Василия I для исполнения норм московского права на своей земле. Очевидно, что объединительная политика Ивана III встретила необходимую поддержку со стороны местного населения. Вот почему сторонников Москвы хватало во всех «собираемых» землях.

Народ, связанный единством православной веры, воспринимал Москву как новый религиозный центр после утраты Киева. Во Владимир переместился в 1300 году митрополит, сбежавший от татарского насилия. Именно церковь наиболее активно препятствовала реализации литовских объединительных планов. Она поддерживала «собирательную» политику московских князей и помогла им справиться с феодальной смутой. Церковь принесла на Русь из Византии не только культуру, но и идеи православной византийской государственности о сильной политической власти и едином государстве. Авторитет церкви способствовал созданию благоприятной почвы, на которой развилось московское царство.

Территориальное расширение Великого княжества Московского сопровождалось политической централизацией. Изменилось положение московского князя Ивана III, который стал с 1485 года в своих официальных политических документах употреблять титул «государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский и иных». Прежние народные тяготения к Москве превратились в прочные политические связи. Сложившаяся в удельные века на северо-западе и северо-востоке Руси великорусская народность была объединена сильной рукой Москвы. Задача освобождения от власти Орды и устранения претензий Польши и Литвы на древнерусские земли была последовательно решена наследниками Калиты.