logo search
История отечества

№2. Л.Д. Троцкий о событиях февраля 1917 г.

Февральское восстание именуют стихийным..., в феврале никто за­ранее не намечал путей переворота; никто не голосовал по заводам и казармам вопроса о революции, никто сверху не призывал к восста­нию. Накоплявшееся в течение годов возмущение прорвалось наружу, в значительной мере неожиданно для самой массы.

Троцкий Л.Д. К истории русской революции. М., 1990. С.373.

3. Из воспоминаний монархиста В.В.Шульгина о событиях февраля 1917 г.

... Мы были рождены и воспитаны, чтобы под крылышком власти хватить ее или порицать... Мы способны были в крайнем случае безболезненно пересесть с депутатских кресел на министерские скамьи... Нo перед возможным падением власти, перед бездонной пропастью этого обвала у нас кружилась голова и немело сердце... Боже, как это было гадко!.. Так гадко, что, стиснув зубы, я чувствовал в себе одно тоскую­щее, бессильное и потому еще более злобное бешенство. - Пулеметов!

Пулеметов - вот чего мне хотелось. Ибо я чувствовал, что только язык пулеметов доступен уличной толпе и что он, свинец, может заг­нать обратно в его берлогу вырвавшегося на свободу страшного зверя...

Увы - этот зверь был... Его Величество русский народ...

То, чего мы боялись, чего во что бы то ни стало хотели избежать, уже было фактом. Революция началась.

Шульгин В.В. Дни.. 1920. М., 1989. С.181-182, 184-185.

4. Из дневника Николая II об обстоятельствах его отречения от престола 2 марта 1917 г.

Утром пришел Рузский и прочел свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, чтo теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, так как с ним борется социал-демократическая партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 21 / 2 ч. пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии, нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого.

Кругом измена и трусость и обман!

Сборник документов и материалов по курсу «Политическая история XX века». М., 1991. С.187.

5. Декларация Временного правительства о его задачах 3 марта 1917 г.

Временный комитет членов Государственной думы при содействии и сочувствии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой степени успеха над темными силами старого режима, что он доз­воляет ему приступить к более прочному устройству исполнительной власти. <...>

В своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться следующими основаниями:

1 Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т.д.

2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распростра­нением политических свобод на военнослужащих в пределах, допус­каемых военно-техническими условиями.

3. Отмена всех сословных, вероисповедальных и национальных ог­раничений.

4. Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равно­го, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны.

5. Замена полиции народной милицией с выборным начальством. подчиненным органам местного самоуправления.

6 Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего прямого равного и тайного голосования

7. Неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, при­нимавших участие в революционном движении.

8. При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при не­сении военной службы - устранение для солдат всех ограничений в пользовании общественными правами, предоставленными всем граж­данам. Временное правительство считает своим долгом присовокупить, что оно отнюдь не намерено воспользоваться военными обстоятельства­ми для какого-либо промедления в осуществлении вышеизложенных реформ и мероприятий.

Председатель Государственной Думы М.В.Родзянко, председатель Совета Министров кн. Г.Е.Львов, министры: П.Н.Милюков, Н.В.Нек­расов, А.И.Коновалов, А.А.Мануйлов, М.И.Терещенко, Вл.Н.Львов. А.И. Шингарев, А.Ф.Керенский.

Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). М., 1996. С.54-55.

6. Из статьи В.И.Ленина «О задачах пролетариата в данной революции. («Апрельские тезисы») 4-5 апреля 1917 г.

1. В нашем отношении к войне, которая со стороны России и при новом правительстве Львова и К° безусловно остается грабительской, империалистической войной в силу капиталистического характера этого правительства, недопустимы ни малейшие уступки «революционному оборончеству».

На революционную войну, действительно оправдывающую револю­ционное оборончество, сознательный пролетариат может дать свое со­гласие лишь при условии: а) перехода власти в руки пролетариата и примыкающих к нему беднейших частей крестьянства; б) при отказе от всех аннексий на деле, а не на словах; в) при полном разрыве на деле со всеми интересами капитала. <...>

2. Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недоста­точной сознательности и организованности пролетариата, - ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и бедней­ших слоев крестьянства.

Этот переход характеризуется, с одной стороны, максимумам легаль­ности (Россия сейчас самая свободная страна в мире из всех воюющих стран), с другой стороны, отсутствием насилия над массами и. нако­нец, доверчиво-бессознательным отношением их к правительству ка­питалистов, худших врагов мира и социализма. <...>

3. Никакой поддержки Временному правительству, разъяснение пол­ной лживости всех его обещаний, особенно относительно отказа от ан­нексий. Разоблачение вместо недопустимого, сеющего иллюзии, «тре­бования», чтобы это правительство, правительство капиталистов пере­стало быть империалистским.

4. Признание факта, что в большинстве Советов рабочих депутатов наша партия в меньшинстве. <...>

Разъяснение массам, что С.Р.Д. есть единственно возможная форма революционного правительства и что поэтому нашей задачей, пока это правительство поддается влиянию буржуазии, может явиться лишь тер­пеливое, систематическое, настойчивое, приспособляющееся особен­но к практическим потребностям масс, разъяснение ошибок их такти­ки.

Пока мы в меньшинстве, мы ведем работу критики и выяснения ошибок, проповедуя в то же время необходимость перехода всей госу­дарственной власти к Советам рабочих депутатов, чтобы массы опы­том избавились от своих ошибок.

5. Не парламентарная республика, - возвращение к ней от С.Р.Д. было бы шагом назад, - а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху.

Устранение полиции, армии, чиновничества.

Плата всем чиновникам, при выборности и сменяемости всех их в любое время, не выше средней платы хорошего рабочего.

6. В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов.

Конфискация всех помещичьих земель.

Национализация всех земель в стране, распоряжение землею мест­ными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Выделение Со­ветом депутатов от беднейших крестьян. <...>

7. Слияние немедленное всех банков страны в один общенациональный банк и введение контроля над ним со стороны С.РД.

8. Не «введение» социализма, как наша непосредственная задача, а переход тотчас лишь к контролю со стороны С.РД. за общественным производством и распределением продуктов.

9. Партийные задачи:

а) немедленный съезд партии;

б) перемена программы партии, главное:

1) об империализме и империалистической войне,

2) об отношении к государству и наше требование «государства-коммуны»,

3) исправление отсталой программы-минимум:

в) перемена названия партии.

10. Обновление Интернационала.

Инициатива создания революционного Интернационала, Интерна-ционала против социал-шовинистов и против «центра». <...>

Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 1962. Т.31. С.113-118.

7. Из обращения А.Ф. Керенского к населению России о попытке генерала Л.Г.Корнилова захватить государственную власть 27 августа 1917 г.

26 августа ген. Корнилов прислал ко мне члена Гос. думы Вл. Ник. Львова с требованием передачи Временным правительством ген. Кор­нилову всей полноты гражданской и военной власти с тем, что им, по личному усмотрению, будет составлено новое правительство для уп­равления страной. <...>

Усматривая в предъявлении этого требования, обращенного в моем лице к Временному правительству желание некоторых кругов русского общества воспользоваться тяжелым положением государства для ус­тановления в стране государственного порядка, противоречащего заво­еваниям революции, Временное правительство признало необходимым для спасения родины, свободы и республиканского строя уполномочить меня принять скорые и решительные меры, дабы в корне пресечь все попытки посягнуть на верховную власть в государстве, на завоеванные революцией права граждан. Все необходимые меры к охране свободы II порядка в стране мною принимаются и о таковых мерах население своевременно будет поставлено в известность.

Вместе с тем приказываю:

1) Генералу Корнилову сдать должность Верховного главнокомандующего...

2) Объявить город Петроград и Петроградский уезд на военном положении, распространив на него действие правил о местностях, объявленных состоящими на военном положении...

Призываю всех граждан к полному спокойствию и сохранению по рядка, необходимого для спасения родины. Всех членов армии и флота призываю к самоотверженному и спокойному исполнению своего долга - защиты родины от врага внешнего!

Министр-председатель, военный и морской министр А.Ф.Керенский.

Хрестоматия по истории России... С.398-399.

8. Воззвание генерала Л.Г.Корнилова 28 августа 1917г.

... Русские люди! Великая родина наша умирает. Близок час ее кон­чины.

Вынужденный выступить открыто - я, генерал Корнилов, заявляю, что Временное правительство под давлением большинства советов дей­ствует в полном согласии с планами германского генерального штаба и одновременно с предстоящей высадкой вражеских сил на рижском по­бережье, убивает армию и потрясает страну внутри.

Тяжелое сознание неминуемой гибели страны повелевает мне в эти грозные минуты призвать всех русских людей к спасению умирающей Родины. Все. у кого бьется в груди русское сердце, все. кто верит в Бога - в храмы, молите господа Бога об явлении величайшего чуда спасения родимой земли.

Я, генерал Корнилов, - сын казака-крестьянина, заявляю всем и каждому, что мне лично ничего не надо, кроме сохранения Великой Рос­сии, и клянусь довести народ - путем победы над врагом до Учреди­тельного Собрания, на котором он сам решит свои судьбы и выберет уклад новой государственной жизни.

Предать же Россию в руки ее исконного врага - германского племе­ни и сделать русский народ рабами немцев - я не в силах. И предпочи­таю умереть на поле чести и брани, чтобы не видеть позора и срама русской земли.

Русский народ, в твоих руках жизнь твоей родины.

Хрестоматия по отечественной истории... С.88-89.

№9. Из постановления Временного правительства о провозглашении России республикой 1 сентября 1917 г.

Мятеж генерала Корнилова подавлен. Но велика смута, внесенная им в ряды армии и страны. И снова велика опасность, угрожающая судьбе Родины и ее свободе.

Считая нужным положить предел внешней неопределенности госу­дарственного строя, памятуя единодушное и восторженное признание республиканской идеи, которое сказалось на Московском государствен­ном совещании. Временное правительство объявляет, что государствен­ный порядок, которым управляется российское государство, есть порядок республиканский, и провозглашает Российскую республику.

Срочная необходимость принятия немедленных и решительных мер для восстановления потрясенного государственного порядка побудила Временное правительство передать полноту своей власти по управле­нию пяти лицам из его состава во главе с министром-председателем.

Хрестоматия по истории России... С.399-400.

10. Из протокола №25 заседания ЦК РСДРП (Б) о подготовке вооруженного восстания 10 (23) октября 1917г.

Присутствуют: Ленин, Зиновьев, Каменев, Троцкий. Сталин, Свер­длов, Урицкий, Дзержинский, Коллонтай, Бубнов, Сокольников. Ломов (Оппоков).

Председатель: Свердлов.

Порядок дня:

... 4) Текущий момент.

Слово о текущем моменте получает Ленин.

Он констатирует, что с начала сентября замечается какое-то равнодушие к вопросу о восстании. Между тем это недопустимо, если мы серьезно ставим лозунг о захвате власти Советами...

Абсентеизм и равнодушие масс можно объяснить тем, что массы 'утомились от слов и резолюций.

Большинство теперь за нами. Политически дело совершенно созрело для перехода власти.

Аграрное движение также идет в эту сторону, ибо ясно, что нужны героические силы, чтобы притушить это движение. Лозунг перехода всей земли стал общим лозунгом крестьян. Политическая обстановка, таким образом, готова. Надо говорить о технической стороне. В этом все дело...

Ждать до Учредительного собрания, которое явно будет не с нами, бессмысленно, ибо это значит усложнять нашу задачу...

Тов. Свердлов информирует о том, что ему известно о положении дел во всей России.

Принимается резолюция в следующем виде:

«ЦК признает, что как международное положение русской револю­ции (восстание во флоте в Германии, как крайнее проявление нараста­ния во всей Европе всемирной социалистической революции, затем угроза мира империалистов с целью удушения революции в России), так и военное положение (несомненное решение русской буржуазии и Керенского с К° сдать Питер немцам), так и приобретение большин­ства пролетарской партией в Советах, - все это в связи с крестьянским восстанием и с поворотом народного доверия к нашей партии (выборы в Москве), наконец, явное подготовление второй корниловщины (вы­вод войск из Питера, подвоз к Питеру казаков, окружение Минска каза­ками и пр.) - все это ставит на очередь дня вооруженное восстание.

Признавая, таким образом, что вооруженное восстание неизбежно и вполне назрело, ЦК предлагает всем организациям партии руково­диться этим и с этой точки зрения обсуждать и разрешать все практи­ческие вопросы (съезда советов Северной области, вывода войск из Питера, выступления москвичей и минчан и т.д.)».

Высказываются за 10, против 2.

Тов. Дзержинский предлагает создать для политического руковод­ства на ближайшее время Политическое бюро из членов ЦК...

Решено образовать бюро из 7 чел.: Ленин, Зиновьев, Каменев, Троц­кий, Сталин, Сокольников, Бубнов.

Хрестоматия по отечественной истории... С.98-100.

11. Из «Записок о революции» меньшевика Н.Н.Суханова об уходе фракции меньшевиков со II Всероссийского съезда Советов

... Мы ушли неизвестно куда и зачем, разорвав с Советом, смешав себя с элементами контрреволюции, дискредитировав и унизив себя в глазах масс, подорвав все будущее своей организации и своих принци­пов. Этого мало, мы ушли, совершенно развязав руки большевикам, сделав их полными господами всего положения, уступив им целиком всю арену революции.

Борьба на съезде за единый демократический фронт могла иметь успех. Уходя со съезда, оставляя большевиков с одними левыми эсеровскими ребятами и слабой группкой «новожизненцев», мы своими руками отдали большевикам монополию над Советом, над массами над революцией. По собственной неразумной воле мы обеспечили победу всей «линии» Ленина...

Суханов Н.Н. Записки о революции. М., 1992. Т.З. Кн.7. С.342.

12. Из декрета II Всероссийского съезда Советов об образовании Совета народных комиссаров 27 октября 1917 г.

Проект был написан В.И. Лениным 26 октября. Съезд принял постановление утром 27 октября.

Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депута­тов постановляет:

Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного соб­рания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет имено­ваться Советом Народных Комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспе­чить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы, в тесном едине­нии с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.е. Совету Народных Комиссаров.

Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду Советов рабочих, крестьянских и солдат­ских депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету.

В настоящий момент Совет Народных Комиссаров составляется из следую­щих лиц:

Председатель Совета - Владимир Ульянов (Ленин);

Народный комиссар по внутренним делам - А. И. Рыков;

Земледелия - В. П. Милютин;

Труда - А.Г. Шляпников;

По делам военным и морским - комитет в составе: В.А. Овсеенко (Антонов), Н.В. Крыленко и П.Е. Дыбенко.

По делам торговли и промышленности — В.П. Ногин; Народного просвещения - А.В. Луначарский;

Финансов - И. И. Скворцов (Степанов);

По делам иностранным - Л. Д. Бронштейн (Троцкий);

Юстиции - Г.И. Оттоков (Ломов);

По делам продовольствия - И.А. Теодорович;

Почт и телеграфов - Н.П. Авилов (Глебов);

Председатель по делам национальностей - И.В. Джугашвили (Сталин). Пост народного комиссара по делам железнодорожным временно остается незамещенным.

Декреты Советской власти. М., 1957. Т.1. С.20-21.

13. Из статьи Г.Х.Попова «Месяц Скорпиона, год Красной Змеи»

В 1917-м на четырнадцатый день месяца Скорпиона года Змеи произошла Октябрьская революция в России. Соединились два яда: змеи и скорпиона. К тому же по китайскому календарю Змея 1917 г. была Красной, Огненной.

… 25 октября 1917 года – дитя двух кризисов: российского и мирового.

К середине XIX века Россия начала реформы. Но реформы в России оказались менее глубокими… по сравнению с американскими фермерско-буржуазными или прусскими помещичье-буржуазными… В России возник всеохватывающий кризис. И все же в 1917-м, как и в 1905 году, Россия «справилась» бы с новой революцией. Если бы… не мировой кризис.

Мировой кризис начала XX века был кризисом классического капитализма, не сумевшего даже с помощью перехода в империалистическую стадию решить свои противоречия. Никакого выхода кроме мировой войны капитализм не нашел. Десятки миллионов убитых, искалеченных, отравленных газами поставили под вопрос судьбу цивилизации. Надо было отказаться от классического капитализма. Ограничить стихийность. Ограничить власть денег. Усилить организованные начала. Поднять роль социальных ценностей и критериев.

Захват власти большевиками в октябре 1917 года остался бы историческим эпизодом, если бы большевики не предложили свой вариант решения мирового кризиса в виде социалистической модели.

Но никогда большевики не укрепились бы в России только под флагом социализма – даже террором, - если бы ими не были предложены пути решения и главной национальной задачи России. Чтобы вести мир к социализму, надо было преодолеть отставание России.

Таким образом, Октябрь родился и на стремнине века, и в главном русле российской истории.

Газета «Известия», 6 ноября 1997 г.

14. Из сообщения СНК «Ко всем трудящимся и эксплуатируемым» об объявлении кадетской партии партией врагов народа

29-30 ноября 1917 г.

Буржуазия, руководимая кадетской партией, подготовила к моменту созыва Учредительного собрания все свои силы для контрреволюционного переворота. На Урале и на Дону Корнилов, Каледин и Дутов подняли знамя гражданской войны против Советов Крестьянских, Рабочих и Солдатских Депутатов. Богаевский, помощник Каледина, открыто заявляет, что восстание начато по прямому требованию кадетской партии, которая давно уже связала себя официально с контрреволюционной частью казачества. На Урале кадетская буржуазия поддерживает контрреволюционный мятеж деньгами и продуктами. Под Белгоро­дом произошли первые кровавые столкновения революционных войск с отря­дами буржуазных заговорщиков. Таким образом, прямая гражданская война открыта по инициативе и под руководством кадетской партии. Центральный Комитет этой организации является сейчас политическим штабом всех контрре­волюционных сил страны.

Эта работа, непосредственно угрожающая делу мира и всем завоеваниям ре­волюции, ведется под прикрытием защиты Учредительного собрания. Кадетская Центральная Избирательная Комиссия вела свою работу, прячась от Советов и скрывая все данные о выборах, чтобы не дать возможности обнаружиться про­валу кадетов, прежде чем заговор Милюкова, Каледина, Корнилова и Дутова увенчается успехом. <...>

В полном сознании огромной ответственности, которая ложится сейчас на Советскую власть, на судьбы народа и революции, Совет Народных Комиссаров объявляет кадетскую партию как организацию контрреволюционного мятежа, партией врагов народа.

История Отечества в документах. 1917-1993 гг. Часть 1. С.109-110.

15. Из декрета СНК о роспуске Учредительного собрания

6 января 1918 г.

<...> Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсужде­нию совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков предло­жение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать «Деклара­цию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций большевиков и левых эсеров, которые со­ставляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются до­верием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.

А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики ведут открытую борьбу против Совет­ской власти, призывая в своих органах к свержению ее, объективно этим под­держивая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки тру­дящихся.

Ясно, что оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за сверже­ние власти Советов.

Поэтому Центральный Исполнительный Комитет постановляет: Учреди­тельное собрание распускается.

Декреты Советской власти. Т.1. С. 335-336.

16. Из приказа Наркома внутренних дел Г.И. Петровского о заложниках

4 сентября 1918 г.

...Убийство Володарского, убийство Урицкого, покушение на убийство и ранение председателя Совета Народных Комиссаров Владимира Ильича Ленина, массовые десятками тысяч расстрелы наших товарищей в Финляндии, на Ук­раине, и наконец на Дону, и в Чехо-славии, постоянно открываемые заговоры в тылу наших армий, открытое признание правых эсеров и прочей контрреволю­ционной сволочи в этих заговорах, и в то же время чрезвычайно ничтожное количество серьезных репрессий и массовых расстрелов белогвардейцев и бур­жуазии со стороны Советов показывает, что, несмотря на постоянные слова о массовом терроре против эсеров, белогвардейцев и буржуазии, этого террора на деле нет.

С таким положением должно быть решительно покончено. Расхлябанности и миндальничанью должен быть немедленно положен конец. Все известные местным Советам правые эсеры должны быть немедленно арестованы. Из бур­жуазии и офицерства должны быть взяты значительные количества залож­ников. При малейших попытках сопротивления или малейшем движении в бе­логвардейской среде должен применяться безоговорочно массовый расстрел. Местные Губисполкомы должны проявлять в этом направлении особую инициа­тиву.

Отделы управления через милицию и чрезвычайные комиссии должны при­нять все меры к выяснению и аресту всех, скрывающихся под чужими именами и фамилиями лиц, с безусловным расстрелом всех замешанных в белогвардей­ской работе. <...>

Тыл наших армий должен быть, наконец, окончательно очищен от всякой белогвардейщины и всех подлых заговорщиков против власти рабочего класса и беднейшего крестьянства. Ни малейших колебаний, ни малейшей нерешитель­ности в применении массового террора. <...>

Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945 гг. М., 1996. С.199-200.

17. Декрет СНК о красном терроре

5 сентября 1918 г.

Совет Народных Комиссаров, заслушав доклад председателя Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией о деятельности этой комиссии, нахо­дит, что при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью; что для усиления деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии и внесения в нее большей планомерности необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, при­косновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необ­ходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания приме­нения к ним этой меры.

Декреты Советской власти. Т.3. С.291-292.

18. Из приказа №1 Реввоенсовета Республики 6 сентября 1918 г.

§1

Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 2 сентября учрежден Революционный военный совет Республики...

§2

Революционному военному совету Республики непосредственно подчиняют­ся Всероссийский главный штаб, Центральное управление по снабжению ар­мии, Военно-законодательный совет и все органы Народного комиссариата по военным делам.

§3

С формированием Революционного военного совета Республики Высший военный совет упраздняется, все его функции, дела, документы и суммы передаются в штаб Революционного военного совета Республики.

§4

Главнокомандующим всеми Вооруженными Силами Республики назначается Главнокомандующий Восточным фронтом И. Вацетис. <...>

Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945. С.200-201.

19. Из обращения святейшего патриарха Тихона к СНК 13 октября 1918 г.

«Все взявшие меч мечом погибнут» (Матф. 26:52)

Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители су­деб нашего отечества, называющие себя «народными комиссарами». Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздно­вать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды.

Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?

По истине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7, 9, 10). Народу, изнуренному кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций».

От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоевана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото. <...>

Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли их в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заме­нили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции. <...>

Но мало вам, что вы обагрили руки русского народа его братской кровью, прикрываясь различными названиями контрибуций, реквизиций и национализа­ции, вы толкнули его на самый открытый и беззастенчивый грабеж. По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала под именем «буржуев» грабили людей состоятельных, потом, под именем «кулаков», стали уже грабить и более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая таким образом нищих, хотя вы не можете не сознавать, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народное богатство и разоряется сама страна.

Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безна­казанной наживы, вы отуманили его совесть и заглушили в нем сознание греха, но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния, - убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями.

Вы обещали свободу.

Великое благо - свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой-то свободы вы и не дали: во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств и грабежей заключается дарованная вами свобода. Все проявления как истинной гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно. Это ли свобода, когда никто без особого разрешения не может провезти себе пропитание, нанять квартиру, пе­реехать из города в город? Это ли свобода, когда семьи, а иногда населения целых домов выселяются и имущество выкидывается на улицу, и когда граж­дане искусственно разделены на разряды, из которых некоторые отданы на голод и на разграбление? Это ли свобода, когда никто не может высказать от­крыто свое мнение, без опасения попасть под обвинение в контрреволюции?

Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своею кровью мученичества многие смелые церковные проповедники, голос общественного и государственного обсуждения и обличения заглушен, печать, кроме узко-большевистской, задушена совершенно.

Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры...

Родина. 1990. № 6. С.72.

20. Из постановления ВЦИК об образовании Совета рабоче-крестьянской обороны 30 ноября 1918 г.

Советская республика стоит перед возрастающей опасностью вторжения со­единенных полчищ мирового империализма...

Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 2 сентября с.г. Советская Республика провозглашена военным лагерем.

Это постановление должно быть ныне проведено в жизнь во всех отраслях хозяйственной деятельности и государственного управления.

Необходимо обеспечить армию снабжением и для этого повысить произво­дительность труда. Необходимо обеспечить продовольствием армию и флот, а также Москву, Петроград и все другие центры формирования и труда.

Для этого нужно заставить все продовольственные и железнодорожные ор­ганы в центре и на местах работать с высшим напряжением и высшей добросо­вестностью.

Не только в армии и во флоте, но и в продовольственном и транспортном деле, а также в области военной промышленности должен быть установлен военный режим, т.е. режим суровой трудовой дисциплины, отвечающий поло­жению страны, которую бандиты империализма вынудили превратить в воен­ный лагерь.

Для проведения в жизнь указанных мер необходимо теснейшее объединение военного ведомства, Чрезвычайной комиссии по производству, ведомств путей сообщения и продовольствия на общей работе во имя общих практических за­дач.

С этой целью Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов постановляет учредить Совет Рабочей и Крестьянской Обороны под председательством т. Ленина, как Председателя Совета Народных Комисса­ров...

Совету Обороны предоставляется вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны в интересах обороны. Для всех ведомств и учреждений, цен­тральных и местных, для всех, граждан постановления Совета Обороны безус­ловно обязательны.

Сборник документов по истории СССР. Эпоха социализма. Вып.1. С.199-200.

21. Из наказа А.И. Деникина представителям добровольческой армии о целях ее борьбы

Начало мая 1919 г.

В конце апреля в обращении к русским людям я определил политические цели борьбы Добровольческой армии. В начале мая мною, с ведома генерала Алексеева, был дан наказ представителям армии, разосланным в разные города, для общего руководства:

I. Добровольческая армия борется за спасение России путем: 1) создания сильной дисциплинированной и патриотической армии; 2) беспощадной борьбы с большевизмом; 3) установления в стране единства государственного и право­вого порядка.

II. Стремясь к совместной работе со всеми русскими людьми, государственно мыслящими, Добровольческая армия не может принять партийной окраски.

III. Вопрос о формах государственного строя является последующим этапом и станет отражением воли русского народа после освобождения его от рабской неволи и стихийного помешательства.

IV. Никаких сношений ни с немцами, ни с большевиками. Единственно приемлемые положения: уход из пределов России первых и разоружение и сда­ча вторых.

V. Желательно привлечение вооруженных сил славян на основе их истори­ческих чаяний, не нарушающих единства и целостности Русского государства, и на началах, указанных в 1914 году русским верховным главнокомандующим. <...>

Деникин А. И. Белое движение и борьба Добровольческой армии / Белое дело: Избранные произведения в 16 книгах. Дон и Добровольческая армия. М., 1992. С.226.

22. Из книги Н.А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»

Русский коммунизм трудно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны, он есть явление мировое и интернациональное, с другой стороны - явление русское и национальное. Особенно важно для западных людей понять национальные корни русского коммунизма, его детерминированность русской историей. Знание марксизма этому не поможет.

Русский народ по своей душевной структуре народ восточный Рос­сия - христианский Восток, который в течение двух столетий подвер­гался сильному, влиянию Запада и в своем верхнем культурном слое ассимилировал все западные идеи. Историческая судьба русского на­рода была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофи­ческим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации. В русской истории, вопреки мнению славянофилов, нельзя найти орга­нического единства. Слишком огромными пространствами приходилось овладевать русскому народу, слишком велики были опасности с Востока от татарских нашествий, от которых он охранял и Запад, велики были опасности и со стороны самого Запада. В истории мы видим пять раз­ных России: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую советскую Россию. < ...>

Противоречивость русской души определялась сложностью русской исторической судьбы, столкновением и противоборством в ней восточ­ного и западного элемента. Душа русского народа была формирована православной церковью, она получила чисто религиозную формацию И эта религиозная формация сохранилась и до нашего времени, до рус­ских нигилистов и коммунистов. Но в душе русского народа остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины. <...> Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта... Русские историки объясняют деспотический характер русского государства этой необходимостью оформления огромной, необъятной русской равнины…

Русская революция универсалистична по своим принципам, как и всякая большая революция, она совершалась под символикой интернационализма, но она же и глубоко национальна и национализируема все более и более по своим результатам. Трудность суждений о коммунизме определяется его именно двойственным характером, русским и международным. Только в России могла произойти коммунистическая революция. Русский коммунизм должен представляться людям Запада коммунизмом азиатским. И вряд ли такого рода коммунистическая революция возможна в странах Западной Европы, там, конечно, все будет по-иному. Самый интернационализм русской коммунистической революции - чисто русский, национальный. Я склонен думать, что даже активное участие евреев в русском коммунизме очень характерно для России и для русского народа. Русский мессианизм родствен еврейскому мессианизму. Ленин был типически русский человек. В его характерном, выразительном лице было что-то русско-монгольское. В характере Ленина были типически русские черты, и не специально интеллигенции, а русского народа: простота, цельность, грубоватость, любовь к прикрасам и к риторике, практичность мысли, склонность к нигилистическому цинизму на моральной основе. По некоторым чертам своим он напоминает тот же русский тип, который нашел себе гениальное выражение в Л.Толстом, хотя он не обладал сложностью внутренней жизни Толстого. Ленин сделан из одного куска, он монолитен. У Ленина есть замечательная демонстрация роли личности в историчес­ких событиях. Ленин потому мог стать вождем революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим рус­ским интеллигентом В нем черты русского интеллигента-сектанта сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство. Он соединял в себе черты Чернышевского, Нечаева, Тка­чева, Желябова, с чертами великих князей московских. Петра Великого и русских государственных деятелей деспотического типа. В этом ори­гинальность его физиономии. Ленин был революционер-максималист и государственный человек. Он соединял в себе предельный максима­лизм революционной идеи тоталитарного революционного миросозер­цания с гибкостью и оппортунизмом в средствах борьбы, в практичес­кой политике. Только такие люди успевают и побеждают. Он соединял в себе простоту, прямоту и нигилистический аскетизм с хитростью, почти с коварством. В Ленине не было ничего от революционной боге­мы, которой он терпеть не мог. В этом он противоположен таким людям, как Троцкий или Мартов, лидер левого крыла меньшевиков.

В своей личной жизни Ленин любил порядок и дисциплину, был хороший семьянин, любил сидеть дома и работать, не любил бесконеч­ных споров в кафе, к которым имела склонность русская ради­кальная интеллигенция. В нем не было ничего анархического, и он тер­петь не мог анархизма, реакционный характер которого он всегда изобличал. Он терпеть не мог революционной романтики и революционного фразерства. Будучи председателем Совета Народных Комиссаров, вождем советской России, он постоянно изобличал эти черты в комму­нистической среде. Он громил коммунистическое чванство и коммунистическое вранье. Он восставал против «детской болезни левизны» в коммунистической партии. В 1918 году, когда России грозил хаос и анархия, в речах своих Ленин делает нечеловеческие усилия дисциплини­ровать русский народ и самих коммунистов. Он призывает к элементарным вещам, к труду, к дисциплине, к ответственности, к знанию и к учению, к положительному строительству, а не к одному разрушению, он громит революционное фразерство, обличает анархические наклон­ности, он совершает настоящие заклинания над бездной. И он остано­вил хаотический распад России, остановил деспотическим, тираническим путем. В этом есть черта сходства с Петром.

Ленин проповедовал жестокую политику, но лично он не был жестоким человеком. Он не любил, когда ему жаловались на жестокости, говорил, что это не его дело, что это в революции неизбежно. Но он, вероятно, не мог бы управлять Чека. В личной жизни у него было много благодушия. Он любил животных, любил шутить и смеяться, трогательно заботился о матери своей жены, которой часто делал подарки...

В молодости Ленин поклонялся Плеханову, относился к нему почти с благоговением и ждал первого свидания с Плехановым со страстным волнением. Разочарование в Плеханове, в котором он увидел мелкие черты самолюбия, честолюбия, горделиво-презрительного отношения к товарищам, было для Ленина разочарованием в людях вообще. Но первым толчком, который определил революционное отношение Ленина к миру и жизни, была казнь его брата, замешанного в террористи­ческом деле. Отец Ленина был провинциальный чиновник, дослужившийся до генеральского чина и дворянства. Когда брат его был казнен по политическому делу, то окружающее общество отвернулось от се­мьи Ленина. Это также было для юного Ленина разочарованием в лю­дях. У него выработалось циническо-равнодушное отношение к лю­дям. Он не верил в человека, но хотел так организовать жизнь, чтобы людям было легче жить, чтобы не было угнетения человека человеком. В философии, в искусстве, в духовной культуре Ленин был очень от­сталый и элементарный человек, у него были вкусы и симпатии людей 60-х и 70-х годов прошлого века. Он соединял социальную революци­онность с духовной реакционностью.

Ленин настаивал на оригинальном, национально-освободительном характере русской революции. Он всегда говорил, что русская револю­ция будет не такой, какой представляли ее себе доктринеры марксизма. Этим он всегда вносил корректив к марксизму. И он построил теорию и тактику русской революции и осуществил ее. Он обвинял меньшеви­ков в педантическом следовании марксизму и отвлеченном перенесе­нии его принципов на русскую почву. Ленин не теоретик марксизма, как Плеханов, а теоретик революции. Все, что он писал, было лишь разработкой теории и практики революции. Он никогда не разрабаты­вал программы, он интересовался лишь одной темой, которая менее всего интересовала русских революционеров, темой о захвате власти, о стяжании для этого силы. Поэтому он и победил. Все миросозерцание Ленина было приспособлено к технике революционной борьбы. Он один, заранее, задолго до революции, думал о том, что будет, когда власть будет завоевана, как организовать власть. Ленин — империалист, а не анархист. Все мышление его было империалистическим, деспотичес­ким. С этим связана прямолинейность, узость его миросозерцания, со­средоточенность на одном, бедность и аскетичность мысли, элементар­ность лозунгов, обращенных к воле. Тип культуры Ленина был невы­сокий, многое ему было недоступно и неизвестно. Всякая рафиниро­ванность мысли и духовной жизни его отталкивала. Он много читал, много учился, но у него не было обширных знаний, не было большой умственной культуры. Он приобретал знания для определенной цели, для борьбы и действия. В нем не было способности к созерцанию. Он хорошо знал марксизм, имел некоторые экономические знания. По философии он читал исключительно для борьбы, для сведения счетов с ересями и уклонами в марксизме... Но у него не было философской культуры, меньше, чем у Плеханова. Он всю жизнь боролся за целостное, тоталитарное миросозерцание, которое необходимо было для борь­бы, которое должно сосредоточивать революционную энергию. Из этой тоталитарной системы он не позволят вынуть ни одного кирпича, он требовал принятия всего целиком. <... > Он требовал сознательности и организованности в борьбе против всякой стихийности. Это основной у него мотив. И он допускал все средства для борьбы, для достижения целей революции, зло - все, что ей мешает. Революционность Ленина имела моральный источник, он не мог вынести несправедливости, угнетения, эксплуатации. Но став одержимым максималистической революционной идеей, он в конце концов потерял непосредственное раз­личие между добром и злом, потерял непосредственное отношение к живым людям, допуская обман, ложь, насилие, жестокость. Ленин не был дурным человеком, в нем было и много хорошего. Он был беско­рыстный человек, абсолютно преданный идее, он даже не был особен­но честолюбивым и властолюбивым человеком, он мало думал о себе. Но исключительная одержимость одной идеей привела к страшному сужению сознания и к нравственному перерождению, допущению со­вершенно безнравственных средств в борьбе. Ленин был человеком судь­бы, роковой человек, в этом его сила.

Ленин был именно революционер до мозга костей именно потому, что всю жизнь исповедовал и защищал целостное, тоталитарное миро­созерцание, не долу скал никаких нарушений этой целостности. Отсю­да же непонятная на первый взгляд страстность и яростность, с кото­рой он борется против малейших отклонений от того, в чем он видел, марксистскую ортодоксию... Пусть меньшевики имели тот же конечный идеал, что и Ленин, пусть они также преданы рабочему классу, но у них нет целостности, они не тоталитарны в своем отношении к рево­люции. Они усложняли дело разговорами о том, что в россии сначала нужна буржуазная революция, что социализм осуществим лишь после периода капиталистического развития, что нужно ждать развития сознания рабочего класса, что крестьянство класс реакционный и пр. Меньшевики также не придавали особого значения целостному- миро­созерцанию, обязательному исповеданию диалектического материализ­ма, некоторые из них были обыкновенными позитивистами и даже, что уже совсем ужасно, неокантианцами, т.е. держались за «буржуаз­ную)4 философию. Все это ослабляло революционную волю. Для Ле­нина марксизм есть прежде всего учение о диктатуре пролетариата. Меньшевики же считали невозможной диктатуру пролетариата в сель­скохозяйственной, крестьянской стране. Меньшевики хотели быть де­мократами, хотели опираться на большинство. Ленин не демократ, он утверждает не принцип большинства, а принцип подобранного мень­шинства. Поэтому ему часто бросали упрек в бланкизме. Он строил план революции и революционного захвата власти, совсем не опира­юсь на развитие сознания огромных масс рабочих и на объективный экономический процесс. Диктатура вытекала из всего миросозерцания Ленина, он даже строил свое миросозерцание в применении к диктату­ре Он утверждал диктатуру даже в философии, требуя диктатуры диалектического материализма над мыслью.

Целью Ленина, которую он преследовал с необычайной последовательностью, было создание сильной партии, представлявшей хорошо организованное и железно дисциплинированное меньшинство, опирающееся на цельное революционно-марксистское миросозерцание. Партия должна иметь доктрину, в которой ничего нельзя изменить, и она должна готовить диктатуру над всей полнотой жизни. Самая организация партии, крайне централизованная, была уже диктатурой в малых размерах. Каждый член партии был подчинен этой диктатуре центра. Большевистская партия, которую в течение многих лет создавал Ленин, должна была дать образец грядущей организации всей России. И Россия действительно была организована по образцу организации большевистской партии. Вся Россия, весь русский народ оказался подчиненным не только диктатуре коммунистической партии, ее центральному органу, но и доктрине коммунистического диктатора в своей мыс­ли и своей совести. Ленин отрицал свободу внутри партии, и это отрицание свободы было перенесено на всю Россию. Это и есть диктатура миросозерцания, которую готовил Ленин. Ленин мог это сделать толь ко потому, что он соединял в себе две традиции - традицию русской революционной интеллигенции в ее наиболее максималистических течениях и традицию русской исторической власти в ее наиболее дес­потических проявлениях. Социал-демократы, меньшевики и социалисты-революционеры остались лишь в первой традиции, да и то смягченной. Но соединив в себе две традиции, которые находились в XIX веке в смертельной вражде и борьбе, Ленин мог начертать план орга­низации коммунистического государства и осуществить его. Как это парадоксально ни звучит, но большевизм есть третье явление русской великодержавности, русского империализма, - первым явлением было Московское царство, вторым явлением Петровская империя. Большевизм — за сильное и централизованное государство. Произошло соединение воли к социальной правде с волей к государственному могуществу, и вторая воля оказалась сильнее. <... >

... Ленин был марксист и верил в исключительную миссию пролетариата. Он верит, что мир вступит в эпоху пролетарских революции Но он был русский и делал революцию в России, стране совсем особой. Он обладал исключительной чуткостью к исторической ситуации. Он почувствовал, что его час настал, настал благодаря войне, перешедшей в разложение старого строя. Нужно было сделать первую в мире пролетарскую революцию в крестьянской стране. И он почувствовал себя свободным от всякого марксистского доктринерства, с которым надоедали марксисты-меньшевики. Он провозгласит рабоче-крестьянскую революцию и рабоче-крестьянскую республику. Он решил воспользоваться крестьянством для пролетарской революции, и он успел этом деле, столь смущавшем марксистов-доктринеров. Ленин совершил прежде всего аграрную революцию, воспользовавшись многим, раньше утверждали социалисты-народники. В ленинизм вошли в преображенном виде элементы революционного народничества и бунтарства. Социалисты-революционеры, представители старой традиции оказались ненужными и вытесненными. Ленин сделал все лучше, скорее и более радикально, он да больше. Это сопровождалось провозглашением новой революционной морали, соответствующей новому психическому типу и новым условиям. Она оказалась уже иной, чем у старой революционной интеллигенции, менее гуманной, не стесняющейся никакой жестокостью. Ленин - антигуманист, как и антидемократ. В этом он человек новой эпохи, эпохи не только коммунистических, но и фашистских переворотов. Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью. Этому будут подражать Муссолини и Гитлер. Сталин будет законченным типом вождя-диктатора. Ленинизм не есть, конечно, фашизм, но ленинизм уже очень походит на фашизм. <...>

... В коммунизме есть здоровое, верное и вполне согласное с хрис­тианством понимание жизни каждого человека, как служения сверх-личной цели, как служения не себе, а великому целому. Но эта верная идея искажается отрицанием самостоятельной ценности и достоинства каждой человеческой личности, ее духовной свободы. <...>

... В русский коммунизм вошли не традиции русского гуманизма, имевшего христианские истоки, а русского антигуманизма, связанного с русским государственным абсолютизмом, всегда рассматривавшим человека как средство. Марксизм считает зло путем к добру Новое об­щество, новый человек рождается от нарастания зла и тьмы, душа но­вого человека образуется из отрицательных аффектов, из ненависти, мести, насильничества. Это - демониакальный элемент в марксизме, который считают диалектикой. Зло диалектически переходит в добро, тьма - в свет. Ленин объявляет нравственным все. что способствует пролетарской революции, другого определения добра и зла он не знает. Отсюда вытекает, что цель оправдывает средства, всякие средства. Нрав­ственный момент в человеческой жизни теряет всякое самостоятельное значение. И это есть несомненная дегуманизация. Цель, для которой оправдываются всякие средства, есть не человек, не новый человек, не полнота человечности, а лишь новая организация общества. Человек есть средство для этой новой организации общества, а не новая орга­низация общества - средство для человека. <...>

Юность. 1989, №11. С.81,84-85, 90,92.