Тема 5 (6 ч.)
Лекция 1 (2 ч.). Церковь до крестовых походов.
-
Христианизация Западной Европы: основные вехи и особенности.
-
Феодализация церкви и превращение ее в опору государственной власти.
-
Кризис церкви и папства во второй половине IX – первой половине XI в. и пути выхода из него.
Краткое содержание лекции.
Хронология и обстоятельства христианизации народов Европы. Особенности внедрения христианского вероучения среди германцев-варваров. Тесная связь христианизации с процессами классообразования и политогенеза. "Народное" христианство. Место языческого субстрата в его оформлении. Основные этапы становления и развития христианского вероучения в Европе.
Союз церкви и раннефеодального государства. Роль папства. Превращение церкви в централизованную иерархическую организацию. Ее содействие процессу феодализации. Значение монастырей в религиозной, культурной, хозяйственной и политической жизни.
Упадок папства в IX – первой половине XI в. Церковный раскол 1054 г. и его исторические корни. Система "имперской церкви" в Германии. Клюнийское движение. Григорий VII. Теория папской теократии. Борьба пап за инвеституру с германскими императорами, ее итоги. Вормсский конкордат. Возвышение папства в XII – XIII вв., его причины и значение. Роль церкви в организации крестовых походов на Восток. Духовно-рыцарские ордена – тамплиеры, госпитальеры (иоанниты) и др. Значение их деятельности на Востоке и в Европе.
Лекция 2 (4 ч.). Церковь в конце XI-XV в.
-
Новый этап в истории христианства. Возвышение папства.
-
Ереси средневековья и борьба с ними церкви.
-
Упадок папства в XIV-XV вв. и его причины.
-
Роль католической церкви и папства в истории средневековой Европы.
Краткое содержание лекции.
Перемены в духовной развитии европейцев после 1000 г. Внутренняя христианизация Европы. Процесс евангелизации масс. Церковь и ереси. Социальная сущность средневековых ересей. Ереси и "народное христианство". Бюргерская и крестьянско-плебейская ереси, их соотношение. Роль городов в возникновении ересей. Крестьянство и ереси; роль ересей в крестьянских движениях XIV в. Учения патаров, катаров, вальденсов, иоахимитов, "братьев свободного духа" и др. Борьба церкви с ересями. Деятельность инквизиции. Учреждение орденов нищенствующих монахов-проповедников. Новое в социально-религиозной практике францисканцев, их роль в обществе.
Упадок папства и влияния официальной церкви в XIV – XV вв. Филипп IV Красивый и Бонифаций VIII. Разгром ордена тамплиеров во Франции. "Авиньонское пленение пап". Церковный раскол ("схизма"). Поздние ереси. Обособление национальной церкви во Франции путем "сверху" ("Буржская прагматическая санкция"). Элементы низовой католической "перестройки" во Франции в XV в. Реформа церкви в Чехии в эпоху гуситской революции (путь "снизу"). Деятельность "предреформаторов" (Д. Виклеф, Я. Гус. Д. Савонарола и др.) и ее значение. Католическая реакция. Начало "охоты на ведьм", ее современное понимание. Борьба церкви с народной культурой в конце средневековья и начале раннего нового времени.
Христианство – идеологическое и духовное содержание западноевропейской средневековой цивилизации. Противоречивая роль церкви в истории средневековья: положительные и отрицательные черты.
Семинар 9 (6 ч.). СРС – 16 ч.
1.Основные положения христианского вероучения и эволюция отношения к ним в поздней Римской империи и средневековье.
2.Средневековые еретические движения (истоки, основные черты, социальная сущность и борьба с ними церкви).
- Учебно-методический комплекс дисциплины История средних веков. – Армавир, 2010. – 92с. С.Л. Дударев
- Учебно-тематический план дисциплины
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие истории средних веков, ее периодизация и место в мировой истории (4 ч.).
- Тема 2. Особенности становления и развития феодализма. Генезис аграрных отношений в средние века (8 ч.).
- Тема 3. Генезис феодального государства в средневековье (8 ч.).
- Тема 4. Основные проблемы возникновения и развития средневекового города в Европе, характер средневекового ремесленного производства (6 ч.).
- Тема 5. Христианская религия и церковь в истории средневековой Европы (6 ч.).
- Тема 6. Международные отношения эпохи средневековья и начала раннего нового времени (6 ч.)
- Тема 7. Мир средневекового человека (6 ч.).
- Тема 8. Возникновение капиталистических отношений в странах Западной Европы. Особенности процесса первоначального накопления капитала (8 ч.).
- Тема 9. Политическая, социальная и духовная жизнь в начале раннего нового времени (10 ч.).
- Тема 10. Основные черты восточных обществ эпохи средневековья (8 ч.).
- Тема 11. Мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в средневековье (4 ч.).
- Тема 12. Индия, Китай, Япония в период средних веков (основные этапы истории) (12 ч.)
- Тема 1 (4ч.).
- Тема 2 (8 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Литература
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 3 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Тема 4 (6ч.) Лекция 1 (4 ч.). Возникновение и рост средневековых городов.
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Литература
- Тема 5 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 6 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 7 (6 ч.). Срс-12 ч.
- Литература
- Тема 8 (8 ч.)
- Тема 9 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 10 (8 ч.) Лекция 1 (2 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 11 (6 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 12 (12 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Примерная тематика курсовых работ
- План самостоятельной работы студента
- Формы промежуточного и итогового контроля тематика рефератов
- Экзаменационные вопросы по истории средних веков
- Самостоятельная работа студентов термины и понятия, обязательные для изучения в курсе "история средних веков"
- Контрольная работа
- Методические указания
- Вопросы для подготовки
- Коллоквиум по истории средних веков историческая география. Методические указания
- Римская империя и варвары
- Крестовые походы
- Тексты с ошибками Методические указания
- «Хлодвиг»
- «Халифат»
- «Лэнгтон»
- Тест по истории средних веков
- Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- План характеристики письменных источников
- Требования к уровню освоения учебной дисциплины
- Список рекомендуемых источников и литературы Источники
- Интернет-сайты, видеофильмы и мультимедийные программы по истории средних веков
- Литература Основная Учебники, курсы лекций, учебные пособия, справочные издания
- Общие работы
- Дополнительная
- Методические указания для преподавателя (общие подходы)