logo search
СЕВА

4.1. Страны Европы в ху1-хуш вв. 4.1.1. Новое время: понятие и периодизация

Новое время было важнейшим этапом в процессе ста­новления современной мировой цивилизации. В эту эпоху происходит переход общества от «традиционного» типа к «индустриальному». Термин «новая история» появился в европейской политической мысли еще в эпоху Возрожде­ния. Европейские мыслители-гуманисты, осмысливая пути развития человеческой цивилизации, предложили трехчленное деление истории на Древний мир. Средние века и Новое время. Это деление прочно закрепилось в историче­ской литературе. Что касается вопроса о хронологических рамках данного периода, то среди историков до сих пор нет единого мнения по этому поводу. Долгое время в отече­ственной историографии точкой отсчета Новой истерии было принято считать английскую буржуазную революцию 1640 года, явившуюся характерным примером кризиса «старого порядка». Однако процесс разложения феодального обще­ства начался гораздо раньше. В последнее время большин­ство историков придерживаются принципиально иной точ­ки зрения. Они полагают, что начало нового периода миро­вой истории следует отнести к рубежу XV — XVI веков. В это время в жизни европейского общества происходили из­менения глобального характера. В экономической сфере та­кие процессы, как активное развитие торговли, финансо­вого и банковского дела, появление и расширение ману­фактурной промышленности, начавшийся процесс перво­начального накопления капитала, постепенно стали вхо­дить в противоречие с традиционными устоями средневе­ковой экономики. Меняется и социальная структура обще­ства. Буржуазия и «новое дворянство», значительно разбо­гатевшие за эти годы, начинают играть все большую роль в политической жизни европейских государств. Революци­онные изменения происходят и в духовной сфере. Гума­низм, распространявшийся в Европе с XV века, рассматри­вал человека уже не как носителя всяческих пороков, обя­занного всю жизнь искупать «первородный грех», а как свободную личность, обладающую огромными возможнос­тями. Закономерным результатом развития гуманизма стала Реформация, разрушившая духовную монополию католи­ческой церкви в Европе. Идеологической основой этого про­цесса стал тезис о том, что человек не нуждается в по­средничестве церкви для спасения своей души. На рубеже XV — XVI веков в значительной степени меняются пред­ставления европейцев о Земле. Достижения научной мыс­ли, Великие географические открытия — все это расширя­ло кругозор людей, влияло на представления о своем месте в окружающем мире. Данные явления самым радикаль­ным образом изменили образ жизни европейцев, ознамено­вав начало Нового времени. Процесс трансформации евро­пейской цивилизации проходил в тяжелой борьбе со ста­рыми порядками, институтами (католическая церковь и др.), которые не желали уступать свои позиции. Эта борь­ба, протекавшая в виде религиозных войн, национально-освободительных движений, буржуазных революций, дли­лась более двух с половиной столетий. Данный период мо­жет быть обозначен как раннее Новое время.

Важной вехой в процессе становления и утверждения буржуазных отношений в качестве основы общественной жизни был конец XVIII века, ознаменовавший начало ново­го этапа в развитии мировой цивилизации. К этому време­ни существенно возросла политическая и экономическая мощь буржуазии. В некоторых странах (Нидерланды, Анг­лия) в ее руках находилась практически вся полнота влас­ти. События последней четверти XVIII — начала XIX веков, прежде всего. Великая французская буржуазная революция, нанесли окончательный удар по пережиткам феодального строя в Европе. Бурные события этого периода были идео­логически подготовлены широким просветительским дви­жением, которое началось с конца XVII столетия. Полити­ческие, экономические, морально-этические идеи просвети­телей стали основой современного либерализма, именно про­светители впервые открыто заявили о необходимости введе­ния в общественную практику разделения властей, равен­ства граждан перед законом, создания механизма осуществ­ления «естественных» прав человека. Вторая половина XVIII века характеризуется окончательным утверждением капи­талистического способа производства. В этот период процесс перехода от «традиционного» к «индустриальному» обще­ству значительно ускорился, что было вызвано началом про­мышленного переворота в Европе. Мануфактура постепенно вытеснялась фабрикой. В развитии стран Европы и Север­ной Америки все очевиднее проявлялись такие факторы, как быстрая смена технических достижений и технологий, эко­номическая конкуренция, отчуждение человека от резуль­татов труда, борьба трудящихся за свои права. Резко воз­росший слой наемных рабочих уже в XIX веке начинает оказывать значительное влияние на политику правящих элит. Центральной проблемой социального развития индус­триальных стран становятся противоречия между буржуа­зией, получавшей огромные прибыли, и бесправным и эксп­луатируемым рабочим классом. Борьба между этими соци­альными группами определяла характер развития капита­листических отношений на протяжении всего XIX века. Лишь к концу столетия рабочий класс превратился в мощную, организованную политическую силу, с которой ни го­сударство, ни буржуазия не могли не считаться. Успехи индустриальной цивилизации способствовали укреплению веры во всемогущество человеческих сил, в возможность преобразования окружающего мира по своему усмотрению, идею постоянного поступательного, прогрессивного разви­тия цивилизации.

Важнейшим явлением Новой истории было распростра­нение элементов Западной цивилизации на весь мир. На­чало этому процессу положили еще Великие географиче­ские открытия, передавшие в руки европейцев огромные богатства. Европа утверждала свою гегемонию в мире пу­тем открытой экспансии. Наиболее развитые страны про­водили активные колониальные захваты, истребляя и уг­нетая местное население, навязывая ему свои политиче­ский, экономические и культурные нормы и традиции. К концу XIX века европейская цивилизация уже господство­вала во всем мире. Обширные территории Азии и Африки, являвшиеся колониями европейских держав, использова­лись последними как источник сырья и рынок сбыта своей продукции.

Верхней границей периода новой истории считается ру­беж XIX — XX веков, когда западная цивилизация подошла к своеобразной исторической развилке: ей предстояло либо найти путь постепенной адаптации к новым условиям, либо резко изменить вектор своего развития и перейти в принци­пиально новое качественное состояние.

Таким образом, период Новой истории можно разделить на два крупнейших этапа: первый с конца XV — начала XVI веков по вторую половину XVIII века, когда новые явления только зарождались и пробивали себе дорогу в жизнь, и вто­рой — со второй половины XVIII по начало XX веков, время ускоренного становления индустриального общества со своей специфической политической и социальной структурой.