logo
СЕВА

3.2.2. Экономическое и политическое развитие Руси в IX-XII вв.

Династия Рюриковичей. Рюрик, призванный в 862 г. основал династию, правившую Русью до 1598 г. Опекун малолетнего Игоря Рюриковича — Олег — совершил в 882 г. поход на Киев, который и стал центром Руси. Этот год счи­тается исходной датой начала существования Русского госу­дарства. Соединив Север и Юг, Олег покорил племена древ лян, северян и радимичей. После смерти Олега во главе Руси оказался князь Игорь. Внешняя политика Руси в Х в. В рамках этого периода перед Русским государством стояли следующие внешнеполитические задачи:

— объединение всех восточных славян;

— обеспечение безопасности торговли и торговых путей (торговля была важнейшим источником доходов);

— безопасность южных рубежей. На юге Русь граничила с кочевниками (вначале с венграми, а после того, как венг­ры ушли — с печенегами), а на юго-востоке соседом Руси был Хазарский каганат - мощное государство со столицей в низовьях Волги.

В 907 г. Олег, а в 941 и 944 гг. Игорь предпринимают походы на Константинополь. В результате между Русью и Византией был заключен пакет соглашений, в которых об­говаривались условия торговли и отношения между госу­дарствами.

Сын Игоря Святослав развил обширную внешнеполити­ческую деятельность, проведя всю свою жизнь в походах. Он присоединил земли вятичей к Руси, разгромил Волж­скую Булгарию (мусульманское государство на Волге) и Ха­зарский каганат. При Святославе Русь контролировала ог­ромные территории от Карпат до Северного Кавказа.

Затем Святослав переключил свое внимание на Визан­тию. После нескольких удачных сражений с византийски­ми войсками Святослав потерпел крупное поражение. Воз­вращаясь на Русь, он был убит в стычке с печенегами.

Его преемник Владимир (980 - 1015 гг.) основное вни­мание стал уделять внутреннему устройству Руси, а не заво­еваниям. Но во внешней политике ему также сопутствовал успех: Русь отвоевала у Польши земли Червенской Руси, кроме того, Владимиру удалось дать достойный отпор пече­негам. Укрепилась власть князя над непокорными славян­скими племенами вятичей и радимичей.

Крещение Руси. Русь была огромным по территории, но малонаселенным государством, связанным только княже­ской властью. Владимир решил объединить страну под вла­стью единой религии. Попытка использовать для этого язы­чество себя не оправдала. Христианство для этих целей подходило гораздо больше.

К этому времени христианство принимают Венгрия и Польша; князья и правители этих стран использовали дан­ную религию как средство усиления своего влияния, а так­же в целях сплочения общества. Владимир учел опыт Евро­пы и стал готовиться к христианизации. Он остановился на византийской церкви, поскольку Русь и Византию соединя­ли давние торговые и культурные связи. В свою очередь, Византия стремилась использовать христианизацию Руси для подчинения ее своим интересам.

Крещение Руси принято датировать 988 г. На самом деле христианизация затянулась на века и во многих местах (осо­бенно Новгороде, Ростове) встречала упорное сопротивление. Реально христианство коснулось только верхушки русского общества и жителей городов. На Руси возникает двоеверие — причудливая смесь христианства и язычества.

Но со временем христианству удалось проникнуть во все слои общества, а сама церковь стала мощной и влиятельной в обществе организацией, хотя некоторые элементы языче­ства сохранились на Руси вплоть до настоящего времени.

Ярослав Мудрый. После смерти Владимира между его сыновьями развернулась ожесточенная борьба за власть, в которой победил Ярослав. Но затем против Ярослава высту­пил державшийся в тени Мстислав и разбил его войско. По уговору Русь была разделена между братьями, и только пос­ле смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав стал единым власти­телем.

В 1037 г. в битве под Киевом русские дружины разгро­мили печенегов. После этого они уже не представляли опас­ности для Руси.

Обострились русско-византийские отношения, закономер­ным разрешением которых явилась война 1043 г. Но рус­ский поход на Византию закончился неудачей. Проводя соб­ственную политическую линию и стремясь к независимости от Византии, Ярослав утвердил митрополитом — главой рус­ской церкви - не грека, а русского — Иллариона.

Положение Руси на европейской арене при Ярославе за­метно укрепилось: русские князья заключали династиче­ские браки с представителями крупнейших европейских мо­нархий. Так, сын Ярослава Всеволод женился на византий­ской принцессе. При Ярославе появился свод законов Киевской Руси — «Русская Правда». По всей Руси развернулось обширное строительство, основывались новые города. Киев­ская Русь переживала период своего расцвета.

Внутриполитическое устройство Руси. Во главе древне­русского государства стоял великий киевский князь из ди­настии Рюриковичей. Князь опирался на войсковые подраз­деления — дружину. Дружинники не только выполняли во­енные функции, но также могли выступать в качестве по­садников — наместников князя в городах, воевод — предво­дителей отрядов, исполнять обязанности сборщиков пода­тей и торговых пошлин, судебных чиновников. Существова­ли дружины и у других, местных князей. Бояре — члены старшей дружины — занимали высшие посты в государстве и входили в Совет при князе.

В Новгороде и других городах сохранились старые де­мократические институты, такие, как вече — народное со­брание. Некоторые должности в городах и деревнях были выборными.

Структурно Русь делилась на волости, которыми прави­ли представители правящей династии. По завещанию Ярос­лава Мудрого киевский престол — престол великого князя — переходил самому старшему Рюриковичу. На деле между сыновьями великого князя и его братьями часто возникали конфликты по поводу прав на великокняжеский престол. После смерти Ярослава Русь распалась на несколько боль­ших удельных княжеств, которыми правили князья, постоянно враждовавшие между собой.

Экономическое развитие Киевской Руси. Основная масса населения Руси — свободные общинники — жила в селах и была обязана платить дань князю. Князь со своей дружи­ной каждый год обходил свои земли, собирая дань, которая именовалась полюдьем.

Постепенно формируется княжеский домен — земли, ко­торыми владеет князь. Из этих земель составлялись вотчи­ны — наследственные земельные владения, которые князь давал за службу своим дружинникам. Княжеская власть также предоставляла местным правителям право на корм­ления — сбор дани с земель и городов. Со временем князья даровали крупным землевладельцам — боярам и церкви — право суда и другие важные полномочия в своем вотчинном хозяйстве.

Так на Руси формируется феодальное землевладение. Появляется феодально-зависимое население, обязанное пла­тить подати за землю своему господину. Возникает новая форма зависимости - личная.

Набирают силу и растут города, которые были полити­ческими, административными, торговыми и ремесленными центрами княжеств. Город делился на две части — детинец (крепость) и посад, расположенный подле детинца. В посаде жили торговцы и ремесленники, в детинце — князь или на­местник с дружиной.

Обострение социальных противоречий. Во второй по­ловине XI в. в связи с усилением феодальной эксплуатации, ростом княжеских усобиц и произвола властей усиливается борьба народа с феодальной знатью. Народное восстание 1068 г. в Киеве было вызвано поражением князей в битве с половцами — новым врагом, появившимся у южных рубе­жей Руси. В 1071 г. антихристианские выступления про­шли в Новгородской и Ростовской землях: все эти волнения были сравнительно быстро подавлены.

Крупное восстание произошло в Киеве в 1113 г. Народ, недовольный администрацией князя и обозленный на рос­товщиков, совершил здесь ряд погромов. Движение расши­рялось. В этой обстановке на великое княжение был при­глашен Владимир Мономах, который сумел справиться с мятежом.

Владимир Мономах (1113—1125). Внук византийского императора и Ярослава Мудрого, Владимир Мономах пока­зал себя их достойным преемником. Всю свою жизнь он провел в походах, в том числе против главного внешнего врага Руси — половцев. Он организовал несколько крупных военных походов на половцев, один из которых — в 1111 г. — по примеру Запада, был назван крестовым. Половцы дол­го не могли оправиться после этих выступлений. Кроме того, Мономах пытался упрочить влияние Руси на Византию, ока­зывая на нее военное и политическое давление.

Владимир Мономах довольно успешно противостоял се­паратистским устремлениям некоторых князей, сумев со­хранить единство Руси. Новый князь также проявил себя как мудрый реформатор. После восстания 1113 г., учиты­вая требования восставших. Мономах издал юридический свод законов — так называемую Пространную редакцию Рус­ской Правды.

Но Мономах сумел лишь на время приостановить цент­ростремительные тенденции в русских княжествах. Со смер­тью его преемника в 1132 г. Русь распалась на несколько независимых государств.