5.2.2. Эволюция экономической и социально-политической системы России на путях реформаторской альтернативы (июнь 1907-1916 гг.)
Третьеиюньская политическая система. Революция 1905—1907 гг. открыла для России реформаторскую альтернативу развития. Финалом революции стал так называемый третьеиюньский переворот 1907 г. и установление третье июньской политической системы. Последняя не только явилась составной частью этой альтернативы, но и во многом определила сам ее характер, и потому нуждается в более детальном рассмотрении.
Суть переворота заключалась в роспуске II Государственной думы и изменении избирательного закона. Целью этого изменения был созыв новой, более лояльной Думы, которая пошла бы на решение наиболее актуального в то время аграрного вопроса в рамках столыпинского проекта. Именно этот проект стал камнем преткновения во II Государственной думе, где октябристам и кадетам противостояли социалистические партии и крестьянские депутаты. Последним в гораздо большей мере импонировала радикальная концепция социалистов-революционеров, ратовавших за национализацию земли и раздачу ее крестьянам. Отказав в поддержке проекту Столыпина, 1-я Дума не только обрекла себя на роспуск, но и вызвала очередной реакционный шаг правительства в правовой сфере.
Самодержавная власть, используя сфабрикованный документ, обвинила социал-демократическую фракцию в антигосударственном заговоре. В ночь на 3 июня депутаты от социал-демократов были арестованы, а затем осуждены и сосланы в Сибирь. 3 июня опубликовывается царский манифест о роспуске 2-й Государственной думы и об изменениях в избирательном законе. Не будучи одобренным Думой, он фактически явился противозаконным актом, так как, согласно манифесту 17 октября, только поддержанный Думой яакон вступал в силу и мог быть издан. Это позволяет классифицировать действия правительства 3 июня как государственный переворот.
В соответствии с новым положением, изменилось соотношение представительства в Думе различных слоев населения в пользу помещиков и представителей крупного капитала. Доля выборщиков от крестьянства снизилась с 42 % до 22 %, число рабочих выборщиков уменьшилось с 208 до 112, урезались избирательные права населения национальных окраин. Помещики и крупные капиталисты составляли, таким образом, до 65 % всех выборщиков.
Столыпинская аграрная реформа, 3-я Государственная дума вследствие своеобразного механизма принятия в ней решений, который будет рассмотрен ниже, дала ход Столыпинской аграрной реформе. Главной целью ее стало создание широкого слоя крепких крестьянских хозяйств фермерского типа (кулацкие хозяйства). Эти хозяйства должны были расширить численный состав среднего класса России, способствуя стабилизации политической обстановки в стране. Создать такие хозяйства реформаторы пытались путем разрушения общины и насаждения частной крестьянской земельной собственности. Разрешая продажу и куплю наделов (по указу 9 ноября 1906 г. и закону 14 июня 1910 г.), власть способствовала отливу бедных крестьян из деревни и концентрации земли в руках кулачества. Такая политика предполагала создание хуторов и отрубов на надельной земле.
Видное место в проведении реформы принадлежало Крестьянскому банку. Он выдавал ссуды на покупку земли, продавал вверенный ему земельный фонд, осуществлял операции на льготных условиях.
Для решения проблемы малоземельных крестьян предусматривалась политика переселения на новые территории, в частности, на Урал и в Сибирь. Поддержанное правительством, переселенческое движение охватило довольно значительное число крестьян, однако, из 3 млн переселившихся за 1906 — 1916 годы почти 550 тыс. человек возвратились, составив 18 % от тех, кто подался на новые места.
Столыпинская аграрная реформа была приостановлена постановлением Временного правительства 28 июня (11 июля) 1917 г. и дала довольно скромные результаты, так и не решив поставленных перед ней задач. Причиной тому стал сам характер проводившейся реформы, в рамках которой основной упор делался исключительно на создание хуторе и и отрубов, как основы частного надельного хозяйства, что не затрагивало всего многогранного характера перехода к капиталистической форме хозяйствования; сама реформ; была довольно ограниченной. Кроме того, смысл реформ нередко искажался бюрократическими мерами ее проведения. Общий ход и итоги реформы характеризовались весьма сдержанным отношением к ней крестьян, а часто даже и прямым недовольством. Кроме психологических причин, связанных с трудностью перехода к новому способу хозяйствования, сопровождавшимся большим риском и вычлененностью из общины, одиночеством в решении проблем, следует отметить и саму специфику ведения крестьянского хозяйства. Создание цельных наделов уничтожало систему чересполосицы, которая в глазах крестьян имела явные плюсы: ведь в знойное время хороший урожай ожидался в низинах, в дождливое — на возвышенностях; в засушливые районах общая собственность на землю облегчала решение вопросов водоснабжения и т. д. Создание хуторов разрушало этот веками сложившийся порядок, отнимая его преимущества, как у выделившихся крестьян, так и у общинников,
В результате к 1 января 1916 г. из общин вышло около 2,5 млн. крестьян с 17 млн десятин земли, что составило всего 26% от общинных дворов и 15% общинного землевладения. Реформа катализировала процесс вовлечения надельной земли крестьян в торговый оборот. Подавляющая масса крестьян, продававших землю, разорялась, что способствовало ее концентрации в руках кулаков. Организация хозяйства на новых хуторах и отрубах, в свою очередь, требовала значительных средств, будучи не под силу многим крестьянам.
Завершившись в 1917 г., Столыпинская аграрная рефор ма не только не решила поставленной перед ней социально экономической задачи, но еще больше возбудила недоволь ство в деревне, усугубив назревавшие в ней противоречия между старым укладом и необходимостью нового способа ведения хозяйства, между бедными и богатыми, общинниками и хуторянами и т. д». Ущербное решение вопроса о лле подготавливало почву для нового конфликта.
Государственная дума. Деятельность Столыпина была ;но связана с работой 3-й Государственной думы. Только она просуществовала весь положенный срок (1907—1912 гг.), остальные же были распущены царем досрочно. В 1-й и 2-й Думах большинство было за кадетами, в 3-й и 4-й — за октябристами, широко практиковавшими блокирование, как с пра-ми, так и с левыми партиями в составе парламента. В Думе ли представлены преимущественно поместное дворянство, зхи городской интеллигенции и крестьяне, что было следствием ограниченности избирательного закона, по которому выборы не были ни всеобщими, ни равными, ни прямыми. Верхней палатой российского парламента являлся Государственный совет из назначенных царем чиновников.
Источник будущих коллизий в работе Думы был заложен самой конституцией, предоставившей Государственному совету одинаковые с Думой законодательные права. Будучи крайне консервативным органом, он все время вступал зей в противоречия, тормозя либеральные устремления путатов Думы. Наиболее острый конфликт между Думой травительством был вызван решением аграрного вопроса, денно он стал причиной роспуска 1-й и 2-й Государственных дум и изменения избирательного закона в обход манифеста 17 октября, по которому «никакие законы не могли приниматься без одобрения их Думой».
Созванная в соответствии с новым избирательным законом 3-й Государственная дума должна была, по замыслу царского правительства, пойти навстречу программе реформ
'олыпина. Ключевым пунктом в ней был аграрный вопрос крестьянское равноправие и землеустройство. Остальную часть программы составляли: создание самоуправляющейся
лости как низшей земской единицы, реформа местного давления и суда, передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением, легализация профсоюзов и
казуемость экономических стачек, сокращение продолжи-льности рабочего дня, школьная, финансовая реформы, введение подоходного налога.
Реформы и преобразования. В межреволюционный период развития страны (1907—1916 гг.) реформы в России подталкивались деятельностью двух государственных органов Государственной думы и царского правительства. В июне 1912 г. издаются законы о социальном страховании рабочих, по которым пежсия по нетрудоспособности от несчастного случая на производстве целиком оплачивалась его владельцем, пособия по болезни выплачивались «больничных кассами», формировавшихся из взносов, как рабочих, так и предпринимателей. Было введено земское самоуправление в южных и западных губерниях. С 1912 г. судебная власть в сельских местностях вновь переходила к мировым судьям, избираемым уездными земскими собраниями. Одновременно расширяется вмешательство во внутренние дела Финляндии; по закону 1912 г. дз состава Польши была выделена губерния со смешанным русско-польским населением.
Так, весьма ограниченно в сравнении с планами выглядел реальный вклад А.П. Столыпина в дело реформ, оборванный безвременной смертью премьера от руки террориста Д. Багрова 1 сентября 1911 г.
Начало войны с Германией в 1914 гг способствовало проведению новых преобразований общественной жизни страны. В первуво очередь это коснулось экономики и ее государственного регулирования. Само направление перемен можно охарактеризовать тремя словами: милитаризация, монополизация, централизация.
Милитаризация экономики обусловила смещение акцента на выпуск и перевозку продукции, необходимой для ведения боевых действий. Данная политика привела к нарастанию дефицита товаров общественного потребления. Резкое увеличение объема поставок на фронт вызвало транспортные трудности, парализуя систему путей сообщения Российской империи. Повышение налогов, рост масштабов эмиссий и государственных займов имели своим последствием возникновение финансового кризиса.
Необходимость удовлетворения все возрастающих потребностей фронта способствовала дальнейшей монополизации капитала. Рост государственных заказов, непосредственное стимулирование экономики, увеличение эксплуатации трудящихся в условиях военного времени благоприятствовали дальнейшему укреплению капитала, сращиванию банковских и промышленных ресурсов.
Требования быстрой и адекватной реакции на перемены внутри страны и на фронте, эффективного регулирования экономики выступили в качестве факторов, усиливших процесс централизации власти и расширения ее полномочий. Для координации работы ведомств с лета 1916 г. создаются особые совещания по обороне. Их состав определялся Государственной думой и утверждался императором. Особые совещания должны были требовать от частных предприятий принятия военных заказов и следить за их выполнением. В дальнейшем появляются особые совещания по топливу, по продовольствию и так далее.
Важным элементом государственного регулирования экономики явилась борьба с дороговизной и дефицитом продовольствия. Не имея возможности осуществлять гибкое регулирование цен, правительство вышло на установление четких тарифов с учетом рыночной стоимости продукции. С февраля 1915 г. командующим войсками предоставлялись широкие полномочия в отношении находящихся на вверенной им территории продовольственных запасов, вплоть до запрета их вывоза, фиксаций цен и реквизиции.
В мае 1915 г. возник Главный продовольственный комитет, в компетенцию которого входило: проведение ревизий запасов продовольствия всех учреждений и физических лиц, разработка планов перевозок продовольствия и заготовительная деятельность. Отделения комитета создавались по отраслевому и территориальному принципом.
Все эти чрезвычайные меры усилили проникновение государственных органов в структуру экономики, способствуя объединения бюрократического аппарата и все более монополизирующегося капитала. В результате возникло явление, получившее название «государственный капитализм».
Кризис российской монархии. Война резко обострила положение в стране, усугубила все старые нерешенные проблемы и противоречия. Первая мировая война легла тяжелым бременем на плечи России. В 1915 году остановилось 573 промышленных предприятия, в 1916 году — 74 металлургических завода. Экономика страны уже не могла содер-I жать многомиллионную армию, в которую было мобилизовано 11% сельского населения и свыше 0, 5 млн кадровых рабочих. Положение усугубляли огромные потери русской армии, превысившие к 1917 году 9 млн человек, в том числе до 1, 7 млн убитыми. Страна буквально бурлила политическими забастовками и стачками рабочих.
Все льготы, займы и заказы, щедро раздаваемые правительством, уже не могли сдержать недовольства отсталой неповоротливой системой. Русская буржуазия повзрослела настолько, что захотела разделить власть с царем. В августе 1915 г. кадеты, октябристы и прогрессисты вошли в единый «Прогрессивный блок», составив в нем 2/3 депутатов думы. Они выступили за восстановление свобод, формирование нового правительства, частичную амнистию политических заключенных. Нежелание царя идти на уступки породило кризис власти.
Все вопросы, оставшиеся после 1905 - 1907 гг. нерешенными — аграрный, рабочий, национальный, вопрос о власти, — в годы жестокого политического и военного кризиса вышли на поверхность и привели ко второй революции в России, носившей, как и первая, буржуазно-демократический характер. Ее ждали давно, но падение старой власти в России оказалось неожиданностью для всех партий, в том числе и для революционных.
- Раздел 1
- Раздел 2.
- 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Источники сведений о первобытности
- 2.2. Цивилизации древнего мира
- Раздел 3 история средних веков
- 3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века
- 3.2. От Древней Руси к Московскому царству
- 3.2.1. Происхождение восточных славян.
- 3.2.2. Экономическое и политическое развитие Руси в IX-XII вв.
- 3.2.3. Феодальная раздробленность на Руси,
- 3.2.4. Нашествие татаро-монголов на Русь
- 3.2.5. Татаро-монгольское иго.
- 3.2.6. Образование Российского централизованного
- 3.2.7. Русская культура в IX - XVI веках
- 3.3. Индия и Дальний Восток в средние века
- Раздел 4 история нового времени
- 4.1. Страны Европы в ху1-хуш вв. 4.1.1. Новое время: понятие и периодизация
- 4.1.2. Реформация и Контрреформаиия
- 4.1.3. Абсолютизм в Европе
- 4.1.4. Европейские революции хvi-хviii вв.
- 4.1.5. Развитие культуры в новое время
- 4.2. Россия в XVI - начале XVII вв.
- 4.2.1. Реформы Ивана Грозного.
- 4.2.3. «Смутное» время на Руси:
- 4.3. Россия в хvii-хvш вв.
- 4.3.1. Особенности социально-экономического
- 4.3.2. Первые попытки модернизации России.
- 4.3.3. Внешняя политика России в эпоху
- 4.3.4. Внутренняя политика России во второй половине XVIII в.
- 4.3.5. Развитие культуры в XVII - XVIII веках
- 4.4. Традиционные общества Востока в хvi-хviii вв.
- 4.5. Страны Европы и Северной Америки в XIX в.
- 4.5.1. Индустриальное развитие стран Запала во второй половине XVIII - хiх вв.
- 4.5.2. Политическое развитие западного мира в XIX в.
- 4.5.3. Развитие культуры в странах Западной Европы в XIX в.
- 4.6. Россия в XIX веке
- 4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
- 4.6.2. Отечественная война 1812 г.;
- 4.6,3. Общественно-политическое движение в России в 30 - 50-е годы XIX века
- 4.6.4. Реформы 60 - 70-х годов XIX в. В России, их социально-экономические и политические результаты
- 4.6.5. Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века
- 4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру
- 4.7. Страны Востока в период колониализма
- 4.8. Международные отношения в Новое время
- 5.2. Россия в 1905 - 1917 гг.
- 5.2.1. Революция 1905 -1907 гг. Причины, характер, движущие силы, основные этапы и итоги
- 5.2.2. Эволюция экономической и социально-политической системы России на путях реформаторской альтернативы (июнь 1907-1916 гг.)
- 5.2.3. Российская культура начала XX в.
- 5.3. Первая мировая война: причины, характер, итоги. Участие в войне России
- 5,4. Россия в 1917 голу
- 5.4.1. Борьба политических сил России за выбор пути
- 5.4.2. Октябрьская революция.
- 5.5. Страны Западной Европы и сша в 1918-1939 гг.
- 5.5.1. Революционный подъем в странах Европы
- 5.5.2. Западные демократии (1918-1923 гг.)
- 5.5.3. Страны Европы и сша
- 5.5.4. Общемировой кризис 1929 -1933 гг. Пути выхода из него разных стран. Наступление фашизма и усиление угрозы мировой войны
- 5,6. Ссср в 1918-1941 гг.
- 5.6.1. Гражданская война: основные этапы, последствия. Причины победы большевиков
- 5.6.2. Экономический и политический кризисы 1920 - 1921 гг. В Советской России. Переход от политики «военного колм мунизма» к нэПу. Сущность нэПа
- 5.6.3. Индустриализация и коллективизация.
- 5.6.4. Становление тоталитарного режима в ссср в 30-е годы
- 5.6.5. Внешняя политика ссср в 30-е годы
- 5.6. Страны Азии в 1918 - 1939 гг.
- 5.7. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа
- 5.7.1. Вторая мировая война
- Раздел 6
- 6.1.1. Особенности послевоенного восстановления
- 6.1.2. Реформизм 60-х годов
- 6.1.3. «Консервативная волна»
- 6.2. Ссср в 1945-1991 гг.
- 6.2.1. Советское общество в послевоенный период. Апогей сталинского тоталитаризма (1945-53 гг.)
- 6. 2.2. Внутриполитическое развитие страны в 1953-1964 гг.
- 6.2.3. Социально-экономическое развитие ссср в 1953-1964 гг.
- 6.2.4. Социально-экономическое и политическое развитие ссср в 1964—1985 гг.
- 6.2.5. Советское общество второй половины 80-х до начала 90-х голов. Попытки обновления социализма и причины неудач
- 6.2.6. Августовский переворот 1991 г.
- 6.3. Ссср и Запад: международные отношения. «Холодная война»
- 6.4. Страны Азии в 1945 - 2000 гг.
- 6.5. События 1989 - 1991 гг.
- 6.6. Россия в 1991 - 2002 гг.
- 6.6.1. Современная ситуация в стране. Трудности, противоречия, ошибки в проиессе преобразования всех сфер жизни Российской Федерации и их преодоление
- 6.6.2. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации
- 6.7. Человеческое сообщество на рубеже тысячелетий. Кризис технократической цивилизации
- 6.8. Международные отношения и мировая политика во второй половине XX века