logo
СЕВА

4.6.4. Реформы 60 - 70-х годов XIX в. В России, их социально-экономические и политические результаты

Предпосылки «великих» реформ. Реформы 60 — 70-х стали важной вехой в истории России XIX века. В основе реформ лежала планомерная политика правительства, торое в 30 — 40-е гг. проделало большую подготовительна работу в данном направлении. Однако решающим фактором, побудившим правительство приступить к реформированию, стал рост социальной напряженности и значительный общественно-политический подъем конца 50-х - начала 60-х годов XIX в. Значительную роль сыграло и поражение в Крымской войне, показавшее бессилие политически режима, сложившегося при Николае I. Первостепенной задачей, вставшей перед вступившим на российский престолу в 1855 г. Александром II (1818—1881), была отмена крепос­тного права.

Подготовка к отмене крепостного права. Непосредственная подготовка отмены крепостного права начинается 1857 г., когда был создан Секретный комитет для решения крестьянского вопроса. С 1858 г. он возглавляется великим князем Константином Николаевичем, имевшим либеральные взгляды; деятельность комитета приобретает гласный характер. На местах начинают создаваться губернские комитеты, которые разрабатывали различные проекты освобождения крестьян. Затем эти проекты передавались в называемые Редакционные комиссии — «рабочий орган» при Главном комитете, созданный в 1859 г., где они всесторонне, рассматривались и дорабатывались. Крестьяне, таким образом, были полностью отстранены от дела, касавшегося их жизненных интересов.

Крестьянская реформа. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положения о крестьянах, выходящих из крепост­ной зависимости» и Манифест, возвещавший об отмене кре­постного права в России. Согласно этим документам, кресть­яне сразу получали личную свободу, вводились сельские волостные крестьянские органы правления. Крестьяне освобождались с землей, но наделение их достаточным количеством земли было невыгодно помещику, поскольку тогда крестьянские хозяйства были бы полностью независимы от него. Реформа устанавливала «высшую» и «низшую» нормы наде­лов. Предусматривалась отрезка от крестьянского надела в пользу помещика, если дореформенные его размеры превы­шали «высшую» норму, и прирезку, если он не достигал «низ­шей» нормы. На практике отрезки стали правилом, а при­резки — исключением. В отрезки чаще всего попадали луч­шие, наиболее необходимые крестьянину угодья (выпасы, се­нокосы, водопои). Малоземелье и чересполосица не давали возможности крестьянскому хозяйству успешно развивать­ся. После окончания срока введения в действие «Положе­ний...» крестьяне переходили в так называемое «временно-обязанное» положение, согласно которому они отбывали пре­жние феодальные повинности за предоставленную землю. То есть, крестьянин по-прежнему выплачивал оброк и отраба­тывал барщину (хотя и в урезанном виде). Завершающим этапом крестьянской реформы являлся перевод крестьян на выкуп. Размер выкупа за надел определялся путем так назы­ваемой «капитализации» оброка. Годовой оброк приравни­вался к 6 % с капитала «х». Таким образом, если крестьянин уплачивал оброк с одной души мужского пола в размере 10 руб. в год, то выкупная сумма х составляла: 10 руб./б % *100% = 166 руб. 67 коп. 80 % выкупа помещикам выпла­чивало государство, которое затем взимало эту сумму с крес­тьян с 6 % ежегодно. Проведением в жизнь всех аспектов реформы на местах занимались «мировые посредники» (чаще всего из помещиков). Все новые поземельные отношения и повинности фиксировались в Уставных грамотах.

Крестьянская реформа 1861 г. была проведена, прежде исего, в интересах помещиков. Многие крестьянские хозяй­ства разорялись. Ответом на реформу был всплеск кресть­янских волнений и бунтов, прокатившийся по стране в на­чале 60-х годов. Однако, несмотря ни на что, реформа 1861 г. стала важнейшим шагом, создавшим условия для утверждения капитализма в стране. Следствием этого пре­образования становится возрастание темпов экономическо­го роста, формирование новых социальных слоев — пролета­риата и промышленной буржуазии.

Земские и городские реформы. Вслед за крестьянской реформой в России проводятся преобразования в других сферах — местного управления, суда, образования, в воен ном деле и др. К марту 1863 г., после предварительной ра боты, проделанной комиссиями Н.А. Милютина и П.А. Валцева, были подготовлены «Положения о губернских и уезд­ных земских учреждениях», утвержденные Александром II 1 января 1864 года. Создаваемые земские учреждения со­стояли из распорядительных (уездных и губернских зем­ских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Те и другие избирались на трехлетний срок. Все избиратели делились на три курии — землевладельцев, городских избирателей, выборных от сельских обществ. Если по первым двум куриям выборы были прямыми, хотя и ог­раниченными имущественным цензом, то по третьей — многоступенчатыми и бесцензовыми. Земства были лишены каких-либо политических функций, занимались исключитель­но хозяйственными вопросами местного значения. В веде­нии земств находилось устройство местных путей сообще­ний, почты, школ, больниц, попечение о местной торговле и промышленности и т.д. При земствах содержались врачи, учителя, техники, статистики и другие служащие. Деятель­ность земств даже в этих, весьма скромных рамках, была чрезвычайно полезна и необходима. Помимо этого, земства становились очагами общественной деятельности либераль­ного дворянства. По тем же принципам, что и земская, про­водилась городская реформа, получившая силу закона 16 июня 1870 г. В 509 городах России вводились новые органы самоуправления — городские думы, избираемые на четыре года. Городские думы избирали на тот же срок исполни­тельные органы — управы. Городские избиратели делились на три курии по имущественному принципу. Лица, не имев­шие собственности в городе и не платившие городских нало­гов (рабочие, интеллигенция, служащие), в выборах учас­тия не принимали. Компетенция городского самоуправле­ния, как и земского, была ограничена рамками исключи­тельно хозяйственных вопросов.

Судебная реформа. Наиболее либеральной и завершен­ной по своему характеру являлась судебная реформа. 20 ноября 1864 г. проекты судебных уставов были утверждены Александром II. Они предусматривали бессословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса, в котором участвовали присяжные и адвокаты, равенство всех сословий перед законом. Вводились новые судебные учреждения коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции — окружной суд и судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и состоявшая из уголовного и гражданского департаментов. Для разбора мелких правона­рушений и исков на сумму до 500 руб. в городах и уездах учреждался мировой суд. Председатели и члены судебных палат и окружных судов утверждались императором, мировые судьи — Сенатом. Сенат имел право кассации судебных решений.

В судебной реформе 1864 г. наиболее последовательно были осуществлены принципы буржуазного права. Судеб­ная система России стала одной из самых прогрессивных для своего времени, несмотря на многие пережитки и черты сословного суда, сохранявшиеся в стране. Уже с начала 70-х годов последовала серия «изъятий» и «дополнений», которые ограничивали гласность суда, несменяемость судей и тедователей, изымали из ведения судов присяжных поли-яческие дела и т.п.

Военная реформа. Поражение России в Крымской вой­не вследствие военно-технической отсталости николаевской прмии, усиление военной мощи европейских держав требо-пяли коренной реорганизации военного дела в России. Преобразования в военной сфере во многом связаны с именем I,. А. Милютина, назначенного на пост военного министра в 1361 году. В 1864 году началась реорганизация системы оенного управления. Территория страны была разделена на 15 военных округов, что имело целью ликвидировать излишнюю централизацию управления, создать условия для более быстрой мобилизации войск в военное время. В условиях России с ее огромными территориями эта мера имела первостепенное значение. 1 января 1874 г. был утверэкден «Устав о воинской повинности», предусматривавший: рас­пространение воинской повинности на все мужское населе­ние, без различия сословий. Для сухопутных регулярных поиск устанавливался шестилетний срок действительной службы, затем увольнение в запас на 9 лет, а по исполне­нию этого срока зачисление в ополчение до 40-летнего возраста. Помимо этих преобразований, была реформирована система военно-учебных заведений, введен новый военно-судебный устав и т. д. Военные реформы 60 - 70-х гг сыграли существенную роль в повышении боеспособности русской армии.

Реформы в сфере образования и просвещения. Значительные либеральные преобразования были проведены сфере просвещения. Университеты получали широкую внутреннюю автономию; был введен принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий, вероисповеданий; расширена сеть начальных народных лищ; значительно смягчался цензурный контроль за издательской деятельностью.

Сущность реформ и их последствия. Несмотря на всё огромное положительное значение реформ 60 — 70-х гг. XIX века, они носили непоследовательный и незавершенный характер, став отражением двух тенденций в политике эпохи Александра II — реформистской и консервативной. Трудность реформирования заключалась в том, что проводимые преобразования не имели достаточно прочной соци­альной базы: правительственный курс подвергался критике как справа (за чрезмерную радикальность), так и слева (за нерешительность и ограниченность реформ). Многие преобразования носили опережающий характер — предстоял слож­ный этап адаптации новых институтов к реальным условиям действительности. Тем не менее, реформы 60 - 70-х го­дов создали условия для развития буржуазно-капиталисти­ческого общества в России и перехода к гражданскому об­ществу и правовому государству.