6.2.5. Советское общество второй половины 80-х до начала 90-х голов. Попытки обновления социализма и причины неудач
Сущность перестройки. Оценки событий. С середины 80-х годов произошел переход истории советского общества в принципиально новое качество. Новая эпоха, начало которой было положено в марте-апреле 1985 года, получила наименование «перестройки». Научных оценок этих событий пока еще достаточно немного. Сторонники перемен обуславливают события объективными причинами, противники считают, что эти меры были искусственными, проведенными посредством иностранного влияния или даже при участии потусторонних сил. В этой связи необходимо отметить, что экономика советского общества к середине 80-х годов действительно вступила в предкризисное состояние: абсолютное господство плановой системы тормозило перевод народного хозяйства на рельсы научно-технической революции, производство развивалось в условиях преобладания в "ряде отраслей ручного труда, низкой производительности. Эти проблемы были осознаны руководством страны задолго до 1985 года (в частности, руководством Ю.В. Андропова). Первые два года перестройки были периодом возврата к прежним андроповским планам экономических реформ, с определенными коррективами, внесенными новым главой государства — М.С. Горбачевым. Преобразования в экономике были затем дополнены реформированием политической сферы. Ученые в настоящее время сходятся во мнении, что у руководства страной отсутствовала четкая концепция преобразований, стратегия реформ. Первоначально Горбачев заявил, что все делается для укрепления социализма, не собираясь менять основу советского государства, однако фактически политика демократизации не только привела к крушению советского режима, но и обернулась развалом самого государства — Советского Союза.
Периодизация перестройки. В истории перестройки можно условно выделить три этапа:
1) март 1985 — январь 1987 — период экономических реформ, разрабатывающихся в рамках традиционных механизмов хозяйствования. Главным принципом было объявлено «ускорение социально-экономического развития», разрабатываются планы по схеме директивного планирования;
2) 1987 — 1988 гг. Лейтмотивом периода стали решения январского пленума ЦК КПСС, на котором заявляется о намерении партии радикально демократизировать общество и внутрипартийную жизнь. Данные решения были дополнены резолюциями XIX партконференции (июнь 1988 г.), направленными на создание гражданского общества;
3) 1989 — 1991 гг. Период размежевании и расколов в лагере перестройки, ознаменовавшийся резким изменением соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группировок. Кризис политики Горбачева приводит к неудавшейся попытке консерваторов предотвратить распад СССР.
Экономические реформы. Официальной датой отсчета перестройки можно считать апрельский пленум ЦК КПСС 1985 года. Согласно решениям пленума, предполагалось осуществить техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное обновление, прежде всего, машиностроительной отрасли. В дополнении к этим мерам руководство приняло несколько скороспелых решений, в частности, усиление борьбы с пьянством. Несмотря на некоторые достижения, экономический эффект от этих мер был отрицательным: снизились поступления в бюджет, теневая экономика быстро удовлетворяла спрос на алкогольные напитки. В целом, в 1985—1986 гг., реформирование осуществлялось с применением обычных схем государственного управления (пытались, к примеру, повысить ответственность предприятий за выполнение договоров, вводили госприемку продукции), однако ускорить социально-экономическое развитие посредством этих мер не удалось. К середине 1987 года относится новый этап экономических преобразований, — расширяются права предприятий: часть из них переводится на хозрасчет, самоуправление. Правительство намеревалось нвести договорные цены на некоторую продукцию. В целом, руководство стремилось сформировать экономическую структуру, характеризующуюся функционированием рыночных механизмов в рамках командно-административной системы. При этом роль министерств и ведомств оставалась ведущей. Предприятию навязывали потребителя. Свобода производственной деятельности рассматривалась по остаточному принципу (цены в основном устанавливались сверху). Все же частичная децентрализация производства дала некоторые положительные результаты: показатели советской экономики несколько возросли, в том числе на 5 % в сельском хозяйстве. Необходимо отметить, что данные результаты в значительной степени определялись ростом инвестиций и одновременно сопровождались увеличением бюджетного дефицита (в 1986 году он вырос почти втрое). Отсутствие реальных сдвигов в экономическом развитии и уже проявляющийся финансовый кризис привели руководство Горбачева к мысли о необходимости более радикальных экономических реформ. Выход из тупика виделся политической элитой в легализации частной собственности. Еще в конце 1986 года выходит закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД), в мае 1988 г. - закон о кооперации (здесь разрешалось использовать наемный труд). Колхозники получили возможность создавать арендные и подрядные коллективы. В 1990 году правительство издает закон о малых предприятиях: данные предприятия имели определенный юридический статус, получали в рамках большого предприятия определенную самостоятельность. В том же году выходит закон об аренде, согласно которому трудовой коллектив мог брать в аренду свое предприятие.
Последствия экономической перестройки общества. Законодательные основы перестройки экономических отношений были в основном заложены к концу периода (в 1989 - 1990 гг.). Начался процесс отделения хозяйственной деятельности от законодательной, исполнительной власти государства. Образовалась двойственная структура условий хозяйствования: только часть предприятий приобрела свободу предпринимательской деятельности, другая продолжала функционировать в рамках командно-административной системы. Государственная исполнительная власть не сумела перестроить свою деятельность в соответствии с требованиями рыночной экономики. Рыночные механизмы были вынуждены действовать в условиях прежней системы: сохранялся госзаказ, лимитирование продукции. Те же кооперативы лишались возможности свободно закупать средства производства. В итоге деятельность большинства из них сводилась к спекуляции. Что же касается государственных предприятий, то они были поставлены в крайне тяжелое положение: труд на них становился все менее престижным, прокатилась волна забастовок. Экономика страны вступила в глубокий кризис. В 1991 году спад производства составил 11 %, дефицит бюджета - 20 - 30%, а внешний долг достиг 103,9 млрд. долларов. Кризисный процесс грозил стать нерегулируемым. Провал политики перестройки экономики в СССР, распад страны ставил на повестку дня проведение реформ уже в российском масштабе.
Политические преобразования. Формирование многопартийной системы. Демократическое движение. Практически одновременно, параллельно с процессами реформирования экономики, руководство предприняло попытку преобразовать политическую систему общества. Теоретической платформой идеологов перестройки являлась концепция общечеловеческих ценностей (сюда включались как экономические, так и политические принципы). Товарно-рыночные отношения, индивидуально-трудовая собственность должны были быть дополнены демократизацией общества, борьбой с бюрократией, гласностью, правовой реформой. Советы предполагалось преобразовать в соответствии с законами парламентаризма. Было решено созвать съезд народных депутатов, который должен был сформировать Верховным совет, являющийся постоянным органом. Данные решения фактически перевернули весь ход советской истории.
В марте 1989 года состоялись первые в истории СССР альтернативные выборы, которые вызвали небывалую активность избирателей. Первый съезд стал действительно историческим событием, здесь впервые прозвучала критика в адрес руководства страны, что уже само по себе было беспрецедентным явлением. Постепенно идеи XIX партийной конференции начинали работать против самого аппарата, так как ему все больше угрожала оппозиция. Радикальное крыло Верховного совета образовало Межрегиональную депутатскую группу (Афанасьев, Попов, Ельцин), которая стала вносить свои идеи в сознание десятков миллионов людей. Радикалы делали упор на необходимости демонтажа командно-административной системы, предложив реформу по передаче всей власти Советам, лишением ее КПСС. В 1989 году руководство Горбачева впервые столкнулось с кризисом доверия. Непосредственной причиной падения авторитета власти стал резко растущий дефицит товаров народного потребления, политическая нестабильность, рост преступности. Большинство населения, по данным социологических опросов, поддерживало требования радикалов. Демократическое движение в этот период разрабатывает новую стратегию, согласно которой сначала необходимо было завоевать власть в стране, а потом проводить в ней реформы. Радикально настроенные депутаты создали блок «Демократическая Россия», в программу которого входило сочетание рынка и системы государственных рычагов экономического стимулирования. В самой КПСС образуется демократическая платформа (Ельцин, Травкин, Гдлян), ставящая задачей завоевание центральных позиций в партии.
С другой стороны в рядах партии формируется и консервативно настроенная часть, состоящая из лидеров партийной номенклатуры, не желавших никаких перемен в обществе.
1990 - 1991 гг. Кризис политики Горбачева. Предпосылки переворота августа 1991 года. В условиях фактического раскола Верховного Совета, КПСС и общества в целом на сторонников и противников преобразований советского строя формальный глава государства М.С. Горбачев занимает центристскую позицию. В 1990 - 1991 Горбачев пытается найти компромисс с радикалами: в этот период он признает ошибки К. Маркса, заявляет о необходимости использования опыта западной социал-демократии. Далее Горбачев соглашается с требованием радикалов об отмене шестой статьи Конституции СССР («главенствующая роль КПСС»), предлагает избрать президента - главу советского государства. На третьем съезде народных депутатов Горбачева избирают президентом СССР. Однако принятие президентства не усилило, а напротив, ослабило его позиции. Горбачев не был избран всенародно, не получив, тем самым, необходимую легитимность избрания. Новый президент не смог создать крепкую вертикаль президентской власти взамен прежней дискредитировавшей себя партийно-государственной системы. Заняв президентскую должность, Горбачев не выдвинул ни одной позитивной идеи. Политическое влияние президента неуклонно падало. Верховный совет РСФСР возглавляет ярый противник Горбачева, один из лидеров радикальных реформаторов, Б.Н. Ельцин. Радикалы получили власть в Московском (Попов) и Ленинградском Советах (Собчак). Победа 12 июня 1991 года в первом же туре президентских выборов в РСФСР Ельцина также свидетельствовала о расшатывании старого номенклатурного строя. В этой ситуации Горбачев был поставлен перед выбором: или поддержать силы, ориентирующиеся на силовые методы сохранение старых структур власти, или окон-ттельно встать на сторону демократов. Президент выбрал гуть политического наблюдателя и тем самым предрешил свою судьбу. Своим бесконечным лавированием, тактикой уступок Горбачев подтолкнул часть высшего руководства к принятию чрезвычайных мер (августовский путч 1991 г.). События августа 1991 года и последовавший за ним распад СССР фактически завершил эпоху перестройки, как курса на обновление социализма. Некоторые исследователи, правда, считают, что перестройка окончательно завершилась в 1993 году, выделяя события октября 1993 года в качестве сонечной стадии четвертого этапа перестройки, прошедшей, уже без активного участия ее главного архитектора — М. Горбачева и многих ее сторонников.
Перестройка: причины провала. В чем заключаются причины провала политики перестройки? Во-первых, необходимо отметить, что горбачевское руководство не смогло разработать четкой стратегии, концепции реформирования. Сами реформы проводились крайне непоследовательно: не завершив преобразований в экономической сферы, Горба-чев и его сторонники сразу перешли к реформе политической системы. Государственный аппарат оказался не в состо-шии регулировать рыночные отношения, ввести четкие правила их функционирования.
Во-вторых, ошибочной следует признать попытку руководства страны сконцентрировать гигантские ресурсы на годъеме машиностроения. Как известно, львиную его долю доставляли предприятия военного комплекса. В итоге на рынок была выброшена огромная денежная масса, не имеющая товарного покрытия. В последующие годы объем денежной массы постоянно возрастал. Этому способствовала и масштабная денежная эмиссия (в 1991 году она была больше, чем за последние 15 лет). Ощущение полной безнадежности дополняли и пустые полки магазинов. Были израсходованы практически весь золотой запас и валютные резеры страны. В результате «шоковая терапия» (радикальные жономические реформы начала 90-х годов) оказалась, как считают сейчас многие ученые, единственным возможным выходом из создавшегося положения.
- Раздел 1
- Раздел 2.
- 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Источники сведений о первобытности
- 2.2. Цивилизации древнего мира
- Раздел 3 история средних веков
- 3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века
- 3.2. От Древней Руси к Московскому царству
- 3.2.1. Происхождение восточных славян.
- 3.2.2. Экономическое и политическое развитие Руси в IX-XII вв.
- 3.2.3. Феодальная раздробленность на Руси,
- 3.2.4. Нашествие татаро-монголов на Русь
- 3.2.5. Татаро-монгольское иго.
- 3.2.6. Образование Российского централизованного
- 3.2.7. Русская культура в IX - XVI веках
- 3.3. Индия и Дальний Восток в средние века
- Раздел 4 история нового времени
- 4.1. Страны Европы в ху1-хуш вв. 4.1.1. Новое время: понятие и периодизация
- 4.1.2. Реформация и Контрреформаиия
- 4.1.3. Абсолютизм в Европе
- 4.1.4. Европейские революции хvi-хviii вв.
- 4.1.5. Развитие культуры в новое время
- 4.2. Россия в XVI - начале XVII вв.
- 4.2.1. Реформы Ивана Грозного.
- 4.2.3. «Смутное» время на Руси:
- 4.3. Россия в хvii-хvш вв.
- 4.3.1. Особенности социально-экономического
- 4.3.2. Первые попытки модернизации России.
- 4.3.3. Внешняя политика России в эпоху
- 4.3.4. Внутренняя политика России во второй половине XVIII в.
- 4.3.5. Развитие культуры в XVII - XVIII веках
- 4.4. Традиционные общества Востока в хvi-хviii вв.
- 4.5. Страны Европы и Северной Америки в XIX в.
- 4.5.1. Индустриальное развитие стран Запала во второй половине XVIII - хiх вв.
- 4.5.2. Политическое развитие западного мира в XIX в.
- 4.5.3. Развитие культуры в странах Западной Европы в XIX в.
- 4.6. Россия в XIX веке
- 4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
- 4.6.2. Отечественная война 1812 г.;
- 4.6,3. Общественно-политическое движение в России в 30 - 50-е годы XIX века
- 4.6.4. Реформы 60 - 70-х годов XIX в. В России, их социально-экономические и политические результаты
- 4.6.5. Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века
- 4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру
- 4.7. Страны Востока в период колониализма
- 4.8. Международные отношения в Новое время
- 5.2. Россия в 1905 - 1917 гг.
- 5.2.1. Революция 1905 -1907 гг. Причины, характер, движущие силы, основные этапы и итоги
- 5.2.2. Эволюция экономической и социально-политической системы России на путях реформаторской альтернативы (июнь 1907-1916 гг.)
- 5.2.3. Российская культура начала XX в.
- 5.3. Первая мировая война: причины, характер, итоги. Участие в войне России
- 5,4. Россия в 1917 голу
- 5.4.1. Борьба политических сил России за выбор пути
- 5.4.2. Октябрьская революция.
- 5.5. Страны Западной Европы и сша в 1918-1939 гг.
- 5.5.1. Революционный подъем в странах Европы
- 5.5.2. Западные демократии (1918-1923 гг.)
- 5.5.3. Страны Европы и сша
- 5.5.4. Общемировой кризис 1929 -1933 гг. Пути выхода из него разных стран. Наступление фашизма и усиление угрозы мировой войны
- 5,6. Ссср в 1918-1941 гг.
- 5.6.1. Гражданская война: основные этапы, последствия. Причины победы большевиков
- 5.6.2. Экономический и политический кризисы 1920 - 1921 гг. В Советской России. Переход от политики «военного колм мунизма» к нэПу. Сущность нэПа
- 5.6.3. Индустриализация и коллективизация.
- 5.6.4. Становление тоталитарного режима в ссср в 30-е годы
- 5.6.5. Внешняя политика ссср в 30-е годы
- 5.6. Страны Азии в 1918 - 1939 гг.
- 5.7. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа
- 5.7.1. Вторая мировая война
- Раздел 6
- 6.1.1. Особенности послевоенного восстановления
- 6.1.2. Реформизм 60-х годов
- 6.1.3. «Консервативная волна»
- 6.2. Ссср в 1945-1991 гг.
- 6.2.1. Советское общество в послевоенный период. Апогей сталинского тоталитаризма (1945-53 гг.)
- 6. 2.2. Внутриполитическое развитие страны в 1953-1964 гг.
- 6.2.3. Социально-экономическое развитие ссср в 1953-1964 гг.
- 6.2.4. Социально-экономическое и политическое развитие ссср в 1964—1985 гг.
- 6.2.5. Советское общество второй половины 80-х до начала 90-х голов. Попытки обновления социализма и причины неудач
- 6.2.6. Августовский переворот 1991 г.
- 6.3. Ссср и Запад: международные отношения. «Холодная война»
- 6.4. Страны Азии в 1945 - 2000 гг.
- 6.5. События 1989 - 1991 гг.
- 6.6. Россия в 1991 - 2002 гг.
- 6.6.1. Современная ситуация в стране. Трудности, противоречия, ошибки в проиессе преобразования всех сфер жизни Российской Федерации и их преодоление
- 6.6.2. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации
- 6.7. Человеческое сообщество на рубеже тысячелетий. Кризис технократической цивилизации
- 6.8. Международные отношения и мировая политика во второй половине XX века