logo
СЕВА

6.1.3. «Консервативная волна»

Исходный импульс «консервативной волне», по мнению большинства ученых, дал экономический кризис 1974 — 1975 гг. Он совпал по времени со всплеском инфляции, при­ведшей к крушению структуры внутренних цен, что затрудняло получение кредитов. К этому добавился энергетичес­кий кризис, который способствовал нарушению традицион­ных связей на мировом рынке, осложнил нормальный ход экспортно-импортных огжераций, дестабилизировал сферу фи­нансово-кредитных отношений. Стремительный рост цен на нефть вызвал струрстуроые изменения в экономике. Основ­ные отрасли европейской промышленности (черная метал­лургия, судостроение, химическое производство) пришли в упадок. В свою очередь, происходит быстрое развитие но­вых энергосберегающих технологий.

В результате иарушелшя международного валютного об­мена, пошатнулись основы финансовой системы, введенной еще в Бреттонвудсе в 1944 г. В западном сообществе стало нарастать, недоверие к доллару как основному средству рас­четов. В 1971 и в 1973 гг. он дважды подвергся девальва­ции. В марте 1973 г-, ведущие страны Запада и Япония под­писали соглашение о введении «плавающих» курсов валют, а в 1976 г. Международгаый валютный фонд (МВФ) отменил официальную цену на золото.

Экономические неурядицы 70-х гг. происходили на фоне приобретавшей все болыший размах НТР. Ее основным про­явлением стала массовая компьютеризация производства, способствовавшая постепенному переходу всей западной цивилизации к «постиндустриальному» этапу развития. Заметно ускорились, прощессы интернационализации хозяй­ственной экизни. ТНСК стали определять лицо западной эко­номики. 1С середине 80-х гг. на их долю приходилось уже 60 % внежпней торговли и 80 % разработок в сфере новых технологий.

Процесс преобразования экономики, толчком к которому стал экономический кризис, сопровождался рядом социальных трудностей: увеличением безработицы, ростом стоимости зкизни. Традиционные кейнсианские рецепты, заключавши­еся в необходимости увеличения государственных расходов, сокращения налетов и удешевления кредита, порождали пер-манентнуьо инфляцизо и бюджетный дефицит. Критика кейнсианства в середине 70-хс гг. приобрела фронтальный харак­тер. Постепенно складывается новая консервативная концеп­ция регулирования экономики, наиболее яркими представи­телями которой на политической арене стали М. Тэтчер, возглавившая правительство Англии в 1979 г., и Р. Рейган, из­бранный в 1980 г. на пост президента США.

В области экономической политики неоконсерваторы ру­ководствовались идеями «свободного рынка» и «теорией предложения». В социальной сфере ставка была сделана на сокращение государственных расходов. Государство сохра­няло под своим контролем только систему поддержки не­трудоспособного населения. Все трудоспособные граждане должны были обеспечивать себя сами. С этим была связана и новая политика в области налогообложения: проводилось радикальное снижение налогов на корпорации, что имело целью активизировать приток инвестиций в производство.

Вторая составляющая экономического курса консервато­ров — формула «государство для рынка». В основе данной стратегии находится концепция внутренней стабильности капитализма, согласно которой данная система объявляет­ся способной к саморегуляции посредством конкуренции при минимальном вмешательстве государства в процесс воспро­изводства.

Неоконсервативные рецепты быстро завоевали широкую популярность среди правящей элиты ведущих стран Запад­ной Европы и США. Отсюда и общий набор мероприятий в сфере экономической политики: снижение налогов на кор­порации при росте косвенных налогов, свертывание ряда социальных программ, широкая распродажа государствен­ной собственности (реприватизация) и закрытие нерентабель­ных предприятий. Среди тех социальных слоев, которые поддержали неоконсерваторов, можно выделить главным образом предпринимателей, рабочих высокой квалификации и молодежь.

В США пересмотр социально-экономической политики произошел после прихода к власти республиканца Р. Рейга­на. Уже в первый год его президентства был принят закон об оздоровлении экономики. Его центральным звеном стала налоговая реформа. Вместо прогрессивной системы налого­обложения вводилась новая шкала, близкая к пропорцио­нальному налогообложению, что, безусловно, являлось вы­годным наиболее зажиточным слоям и среднему классу. Одновременно правительство осуществило сокращение со­циальных расходов. В 1982 г. Рейган выступил с концепцией «нового федерализма», включавшего перераспределение полномочий между федеральным правительством и властя­ми штатов в пользу последних. В связи с этим республикан­ская администрация предложила аннулировать около 150 федеральных социальных программ, а оставшиеся передать местным органам власти. Рейгану удалось в короткий срок снизить уровень инфляции: в 1981 г. она составляла 10,4 %, а к середине 1980-х гг. упала до 4 %. Впервые после 1960-х гг. начался бурный экономический подъем (в 1984 г. темпы роста достигли 6,4 %), увеличились расходы на образование.

В общем виде итоги «рейганомики» можно отразить в сле­дующей формулировке: «Богатые стали богаче, бедные — бед­нее». Но здесь необходимо сделать ряд оговорок. Повышение жизненного уровня затронуло не только группу богатых и сверхбогатых граждан, но и достаточно широкие и постоян­но растущие средние слои. Хотя «рейганомика» и нанесла ощутимый ущерб малоимущим американцам, она создала конъюнктуру, которая давала шансы на получение работы, тогда как предшествовавшая социальная политика способ­ствовала лишь общему сокращению числа бедняков в стране. Поэтому, несмотря на достаточно жесткие меры в социаль­ной сфере, правительству США не пришлось столкнуться со сколько-нибудь серьезным общественным протестом.

В Англии решительное наступление неоконсерваторов свя­зано с именем М. Тэтчер. Своей главной целью она объявила борьбу с инфляцией. За три года ее уровень снизился с 18% до 5 %. Тэтчер отменила контроль над ценами и сняла огра­ничения на передвижения капитала. Резко сократилось суб­сидирование государственного сектора, а с 1980 г. началась его распродажа: были приватизированы предприятия нефте­добывающей и авиакосмической промышленности, воздуш­ного транспорта, а также автобусные компании, ряд пред­приятий связи, часть имущества Управления британских железных дорог. Приватизация коснулась и муниципально­го жилого фонда. К 1990 г. 21 государственная компания была приватизирована, 9 миллионов англичан стали акцио­нерами, 2/3 семей — собственниками домов или квартир.

В социальной сфере Тэтчер повела жесткую атаку на проф­союзы. В 1980 и 1982 гг. ей удалось провести через парла­мент два закона, ограничивающие их права: под запрет ставились стачки солидарности, отменялось правило о преиму­щественном приеме на работу членов профсоюза. Предста­вители профсоюзов были отстранены от участия в деятель­ности консультативных правительственных комиссий по проблемам социально-экономической политики. Но главный удар по профсоюзам Тэтчер нанесла во время знаменитой стачки горняков в 1984 — 85 гг. Поводом к ее началу послу­жил разработанный правительством план закрытия 40 не­рентабельных шахт с одновременным увольнением 20 тыс. человек. В марте 1984 г. профсоюз горняков объявил забас­товку. Между пикетами бастующих и полицией началась открытая война. Суд в конце 1984 г. признал стачку неза­конной и наложил на профсоюз штраф в 200 тыс. фунтов стерлингов, а позднее лишил его права распоряжаться свои­ми фондами.

Не менее сложной для правительства Тэтчер была пробле­ма Северной Ирландии. «Железная леди», как называли М. Тэтчер, являлась сторонницей силового варианта ее реше­ния. Комбинация этих факторов несколько поколебала пози­ции правящей партии, и летом 1987 г. правительство объя­вило досрочные выборы. Консерваторы вновь одержали побе­ду. Успех позволил Тэтчер еще более энергично проводить в жизнь программные установки консерваторов. Вторая поло­вина 80-х гг. стала одной из самых благоприятных эпох в английской истории XX века: экономика постоянно находи­лась на подъеме, повышался уровень жизни. Уход Тэтчер с политической арены был предсказуем. Она не стала дожи­даться того момента, когда благоприятные для страны тен­денции пойдут на спад и на партию консерваторов ляжет вся ответственность за ухудшение положения. Поэтому осенью 1990 г. Тэтчер заявила о своем уходе из большой политики. Аналогичные процессы происходили в 80-е годы XX века в большинстве ведущих стран Запада. Некоторым исключе­нием из общего правила была Франция, где в 80-е гг. клю­чевые позиции принадлежали социалистам во главе с Ф. Миттераном. Но и им приходилось считаться с домини­рующими тенденциями общественного развития. «Консер­вативная волна» имела весьма определенные задачи — обес­печить оптимальные, с точки зрения правящей элиты, ус­ловия для осуществления назревшей структурной перестройки экономики. Поэтому неслучайно, что к началу 90-х гг., когда наиболее сложная часть этой перестройки была вы­полнена, «консервативная волна» постепенно пошла на спад. Происходило это в весьма мягкой форме. Р. Рейгана сменил в 1989 г. умеренный консерватор Дж. Буш, в 1992 г. Белый дом занял Б. Клинтон, а в 2001 г. к власти пришел Дж. Буш-младший. В Англии Тэтчер сменил умеренный консер­ватор Дж. Мейджор, его, в свою очередь, - в 1997 г. - лидер партии лейбористов Э. Блэр. Однако смена правящих партий не подразумевала изменения внутриполитического курса Ан­глии. Примерно так же развивались события и в других западноевропейских странах. Последний представитель «нео­консервативной волны», канцлер ФРГ Г. Коль в сентябре 1998 г. вынужден был уступить свой пост лидеру социал-демократов Г. Шредеру.

В целом 90-е гг. стали временем относительного затишья в социально-политическом развитии ведущих стран Запада в XX в. Правда, большинство специалистов считает, что оно будет недолгим. Вступление западной цивилизации в ста­дию «постиндустриального» развития ставит перед полити­ками множество новых, ранее неизвестных задач.