logo
СЕВА

6. 2.2. Внутриполитическое развитие страны в 1953-1964 гг.

Н.С. Хрущев: оценки его деятельности. 1953 год: по­литическое развитие, борьба за власть. Смерть Сталина 5 марта 1953 года завершила целую эпоху в жизни страны: кончина вождя открыла дорогу реформам, необходимость которых ощущалась обществом и частью руководителей сразу после окончания второй мировой войны. Комплекс политических проблем был связан с развитием репрессивной поли­тики конца 40-х — начала 50-х годов, превратившей органы МВД-МГБ в особую систему тотального контроля, охватив­шую практически все слои общественной жизни и группы общества. Элементарный закон самосохранения требовал от правящей элиты внести коррективы в эту систему, чтобы отвести от себя угрозу очередных кадровых чисток. Другим вопросом, требующим реформирования системы каратель­ных органов, был вопрос о системе ГУЛАГ, сохранение ко­торой являлось экономически неэффективной, создавая так­же и угрозу политической стабильности (смерть Сталина привела к массовым восстаниям заключенных).

После смерти Сталина наиболее реальным претендентом на власть оказался Л.П. Берия, в подчинении которого была вся система карательных органов — МВД и МГБ. Берия, одним из первых в руководстве страны, осознал необходи­мость отказа от наиболее одиозных проявлений командно-административной системы, предложив радикальную про­грамму перемен.

Прежде всего, Л.П. Берия выступил против пропаганды культа личности Сталина на страницах печати. В марте 1953 года по его инициативе был издан указ об амнистии, в апре­ле — прекращено «дело врачей». Он же пытался повлиять на развитие хозяйственного механизма. В своих выступле­ниях в президиуме ЦК КПСС Берия поставил под сомнение эффективность колхозного производства, призвав отказать­ся от практики колхозного строительства в странах народ­ной демократии. В области внешней политики Л. Берия являлся сторонником объединения ГДР и ФРГ, создания на их основе нейтрального демократического германского го­сударства, считал необходимым нормализовать отношения с Югославией. Имели место и попытки установления кон­тактов с приверженцами идеи «демократического социализ­ма» на Западе. Все это было поставлено Берия в вину и дало основания для обвинения его в шпионской деятельности в интересах «мирового капитализма».

Обеспокоенные возможностью прихода к власти Берия, имеющего диктаторские амбиции, остальные руководители объединились и выступили против него, используя поддер­жку армии. Берия был осужден и расстрелян. Устранение главы политической полиции сделало возможным ее реор­ганизацию, имеющую целью ослабить роль карательных институтов в системе государственной власти. В частности были устранены «тройки» — органы внесудебного рассмот­рения политических дел. У МВД также отобрали систему управления лагерями, передав его министерству юстиции. Политическая полиция была преобразована в самостоятель­ную организацию, получившую название Комитета государ­ственной безопасности (КГБ). Очень широкие права за ее деятельностью были предоставлены прокуратуре. Вслед за Берией арестам подверглись и другие организаторы после­военных репрессий (например, бывший глава МГБ Абаку­мов). Некоторые политические заключенные, в основном бывшие военнопленные, были амнистированы.

Внутриполитическая жизнь в стране характеризовалась продолжением борьбы за власть. Наиболее реальными пре­тендентами оставались председатель Совета министров Г.М. Маленков и один из ближайших соратников Сталина Н.С. Хрущев, ставший в сентябре 1953 года первым секре­тарем ЦК КПСС. Позиции Маленкова были ослаблены вслед­ствие падения Берия, с которым он был связан как один из организаторов послевоенных репрессий (в частности «ленин­градского дела»). Хрущев, напротив, сумел укрепить свои позиции: контролируя партийный аппарат, он начинает рас­ставлять своих сторонников на всех ведущих постах в партий­ных органах. В начале 1955 года Маленкова сняли с поста председателя Совета министров, возложив на него полити­ческую ответственность за отставание сельского хозяйства.

Внутриполитическое развитие СССР в 1955-1959 гг. Эпоха Хрущева. После отстранения Маленкова с поста председателя Совмина, во главе государства фактически ста­новится Хрущев, занявший в 1957 году эту должность. С именем Хрущева связывается политика, получившая на­звание «оттепели», затронувшая общественно-политичес­кую жизнь страны. Безусловно, «звездным часом» Хруще­ва стал XX съезд партии, на котором он выступил с разоб­лачением культа личности, сталинских репрессий. Вслед за этим из тюрем и лагерей были возвращены сотни тысяч людей, арестованных по политическим мотивам. Предпри­нимаются некоторые шаги, которые могут быть обозначены как меры по демократизации политической системы: расширяются права Советов всех уровней в решении хозяйстзенных и социальных проблем. Увеличился объем пол­номочий общественных организаций, в частности профсо­юзов.

Главным направлением политических преобразований хругце вского руководства являлось расширение самостоя­тельности местных государственных и экономических структур. Будучи глубоко уверенным в правильности и эф­фективности политической и экономической системы, Хру­щев все проблемы и трудности хозяйственного развития объяснял недостатком управления — сверхцентрализацией и бюрократизацией. Он считал, что существующий поря­док согласования решений и ограниченные полномочия местных органов власти не отвечают потребностям страны, тормозят ее социально-экономическое развитие. Еще в 1954 году по инициативе Хрущева производится упрощение структуры министерств и сокращение численности аппа­рата государственных служащих. В последующие два года было упразднено около десяти тысяч главков, трестов и прочих организаций. Весной 1955 г. принимаются меры по расширению прав союзных республик в финансово-эко­номической сфере.

Так были созданы предпосылки для осуществления глав­ной реорганизации хрущевского руководства — перестройки системы управления народным хозяйством по территориалт кому принципу и создание совнархозов. Хрущев полагал, что данная реорганизация ограничит всевластие министерств и ведомств, будет способствовать развитию инициативы на местех. Согласно закону от 10 мая 1957 года промышлен­ные министерства были заменены сотней совнархозов, уп­равляющих предприятиями на региональном уровне. Рефор­ма в целом принесла мало положительных результатов. Ко­нечно, она облегчила развитие некоторых отраслей местной промышленности, финансировавшихся по остаточному прин­ципу ранее, когда руководство осуществлялось из центра, но затруднило функционирование ряда секторов крупной про­мышленности. Главным результатом реформы стало возбуж­денно недовольства десятков тысяч чиновников, вынужден­ных отправиться из столицы в регионы.

1960—1964 годы. Кризис политики Хрущева, нарастание недовольства партийного аппарата его реформами.Отставка Хрущева. Бесконечные нововведения Хрущева юстепенно вызывали все растущее недовольство партийного аппарата. Понижению авторитета Хрущева способствовали сложности в экономическом развитии, обозначившиеся в начале 60-х годов. Ухудшилась ситуация в главном «детище» вождя — сельском хозяйстве. Провальным в аграрном производстве оказался 1960 год. Сократился урожай зерна в других сельскохозяйственных культур, уменьшилось про­изводство мяса. Правительство было вынуждено повысить цены на продукты, что вызвало массу недовольства (в Новочеркасске, например, произошел настоящий бунт, сопровож­давшийся жертвами среди мирных граждан).

Пытаясь как-то отрегулировать ситуацию в стране, удер­жать растущий спад производства, Хрущев предпринимает ряд организационных мер: он лично выезжает в деревню, пытаясь наладить на месте управление сельским хозяйством, обрушивается на «спекулянтов». Способ решения экономи­ческих проблем Хрущев видит в очередной перестройке си­стемы управления — партийно-хозяйственного аппарата. Еще в 1961 году принимается новый устав партии, в котором подчеркивалась необходимость периодического обновления партийных кадров всех уровней — от сельских партячеек до ЦК. На каждых выборах замене подлежало определенное количество членов выборных органов, кроме того, дополнительное правило запрещало избираться в одни и те же ин­станции более определенного числа раз. Хрущев, будучи непритязательным в быту человеком, начинает требовать чуть ли не аскетизма от своих приближенных. Он стал зак­рывать спецраспределители и переводить аппаратчиков на обслуживание через обычную торговую сеть. В начале 60-х годов был резко сокращен перечень лиц, имеющих право на пользование персональными государственными автомобилями. Весной 1962 года Хрущев начал перестройку админист­ративно-хозяйственного управления в сельских районах. Не закончив ее, он сразу взялся за коренную реорганизацию партийного руководства по производственному принципу. Областные и районные комитеты партии были разделены на промышленные и сельские, что лишь привело к резкому увеличению численности функционеров. Затем, с осени 1962 года, началось укрупнение совнархозов. Но все эти попытки административно-силового решения экономических проблем окончились крахом.

Действия Хрущева привели к дезорганизации экономи­ки и политической жизни. Организационные реформы Хру­щева окончательно настроили против него номенклатуру. В условиях безраздельного господства партийного аппарата, Хрущев фактически становится его заложником. Аппарат стал сплачиваться для отпора вождю, что в итоге закончи­лось отставкой. 14 октября 1964 года на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен со всех государственных и партий­ных постов и отправлен на пенсию.

Причины провала хрущевских реформ. В чем заклю­чаются причины неудач реформ Хрущева? Прежде всего, необходимо отметить, что целью реформ ставилось лишь усовершенствование политической системы, а не ее корен­ное изменение. Ни вожди, ни общество не были готовы к радикальным переменам. Руководители сталинской плея­ды (в том числе и Хрущев) не мыслили общества вне ко­мандно-административной системы. Свою задачу они ви­дели лишь в том, чтобы заменить неэффективные, по их мнению, не оправдавшие себя компоненты и механизмы системы. Общество не мыслилось без жесткого планирова­ния и руководящей роли партийных комитетов во всех сфе­рах жизни общества. Пути совершенствования системы определялись без должного представления, за что следует браться в первую очередь, как и в каких границах прово­дить преобразования (отсюда и тот «лихорадочный» харак­тер, с которым проводились хрущевские реформы). Хрущев исчерпал все организационные варианты поиска пу­тей эффективного развития социализма. Проводившиеся реформы не выходили за рамки командно-административ­ной системы. Люди, проводившие преобразования, были людьми прошлого. Кризис реформаторской политики при­вел к возникновению консервативных тенденций в поли­тическом руководстве. В результате произошел откат на­ зад, выразившийся в восстановлении некоторых элемен­тов тоталитаризма.