6.7. Человеческое сообщество на рубеже тысячелетий. Кризис технократической цивилизации
Развитие науки. В XX веке развитие науки происходит особо быстрыми темпами. Ее развитие стимулируется потребностями практики. Промышленность требовала новых технологий, в основе которых лежало научное знание. Мощным стимулятором для развития науки и техники были мировые войны, а также экономическое и военное противостояние двух военно-политических блоков, во главе которых стояли СССР и США. Развитые промышленные страны начинают выделять большие средства на развитие системы образования, подготовку и воспроизводство научных кадров. Расширяется сеть научно-исследовательских учреждений, финансируемых как государством, так и частными компаниями.
Наука перестает быть частным делом, какой она была в XVIII—XIX вв., когда ее развивали любознательные самоучки: адвокаты, священники, медики, ремесленники и т. д. Наука становится профессией огромного числа людей. В настоящее время объем научной деятельности удваивается каждые пять лет. Это проявляется в ускорении роста научных открытий и научной информации, а также числа квалифицированных специалистов, занятых в науке.
По данным ЮНЕСКО, до начала 70-х годов XX века число научных работников ежегодно увеличивалось на 7 %, в то время как численность всего населения росла всего лишь на 7 % в год. В результате получается, что нашими современниками являются более 90 % ученых от их общего числа за всю историю науки.
Если в конце XIX века научные открытия совершались в маленькой лаборатории профессора или мастерской изобретателя, то в середине прошлого века начинается эпоха промышленной науки, крупных научно-исследовательских центров, расходующих десятки и сотни тысяч долларов. Наука начинает себя окупать, а капитал, вложенный в научные разработки — приносить прибыль.
В XX веке наука изменяет не только сферу производства, но и быт. Радио, телевидение, магнитофоны, компьютеры становятся обиходными вещами: так же как одежда из синтетических тканей, стиральные порошки, лекарства и т. д.
Научно-техническая революция. Научно-техническая революция (НТР) — кардинальное изменение роли науки и техники в развитии общества в цивилизованных странах, произошедшее во второй половине XX века. На этом этапе наука становится непосредственной производительной силой общества, что значительно изменяет место и роль человека в производстве, характер его труда, особенности его профессиональной и гуманитарной подготовки в системах образования. Кроме того, НТР породила комплекс глобальных проблем человечества, пути разрешения которых она и пытается найти.
Основу первого этапа НТР, начавшегося в середине XX века и продолжавшегося примерно до середины 70-х годов, составили достижения в области атомной физики и биологии, а также появление кибернетики. Основными техническими достижениями этого этапа НТР стали атомная энергетика, электронно-вычислительная техника (явившаяся технической базой кибернетики) и ракетно-космическая техника.
Со второй половины 70-х годов начался второй этап НТР, продолжающийся до сих пор. Важной характеристикой второго этапа НТР стали новые технологии, которых не было в середине XX века. К ним относятся гибкие автоматизированные производства, лазерная технология, биотехнология и др. Значительно расширился диапазон и значение генной инженерии: от получения новых микроорганизмов с заранее заданными свойствами (путем направленного изменения их наследственного аппарата) и до клонирования высших животных (а в возможной перспективе и самого, человека). Конец прошлого столетия ознаменовался небывалыми успехами в расшифровке генетической основы человека. В 1990 году «стартовал» международный проект «Геном человека», ставящий целью получение полной генетической карты «человека разумного». В этом проекте принимают участие более двадцати наиболее развитых в научном отношении стран, включая и Россию.
Важной характеристикой второго этапа НТР стала невиданная ранее информатизация общества на основе персональных компьютеров и Всемирной системы общедоступных электронных сетей, получивших наименование «Интернет». В результате человек, во-первых, получил доступ к объемам информации значительно большим, чем когда бы то ни было; а, во-вторых, появился новый способ общения, который можно назвать горизонтальным.-До его появления общение и распространение информации было в основном вертикальным (автор выпускает книгу — читатели читают, по радио и телевидению что-то передают — люди слушают это или смотрят; обратная связь ранее почти всегда отсутствовала, хотя потребность в ней всегда была исключительно высока). В настоящее время Всемирная сеть Интернет обеспечивает распространение информации для практически неограниченного круга потребителей, причем они без всякого труда могут вступать в коммуникацию друг с другом.
Еще одним направлением второго этапа НТР, заложившего физические основы принципиально новых информационных технологий, стали исследования в области физики полупроводниковых наногётероструктур. Достигнутые в этих исследованиях успехи, имеющие огромное значение для развития электроники высоких скоростей, были отмечены в 2000 году Нобелевской премией по физике, которую разделили российский ученый академик Ж.И. Алферов и американские ученые Г. Кремер и Д. Килби.
На повестке дня современной физики — создание квантового компьютера (КК). Фактически все разделы физики сегодня представлены в попытках решения этой задачи.
Пока можно говорить лишь о достижении некоторых предварительных результатов. Квантовые компьютеры еще только проектируются. Но когда они покинут пределы лабораторий, мир во многом станет иным. Произойдет это, по-видимому, уже на третьем этапе НТР, контуры которого лишь вырисовываются. По прогнозам ученых, этот новый этап не ранее конца первого десятилетия нынешнего века.
Развитие техники и глобальные проблемы современности. Научно-техническая революция, сопровождающаяся колоссальным прогрессом в области производительных сил, породила и массу глобальных проблем, поставивших человечество на грань гибели. Современная техногенная цивилизация основана на таком типе взаимоотношения между человеком и природой, при котором природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем эксплуатации неограниченной. Ей присущ тип развития, который можно выразить одним словом: больше. Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присуще представдение, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком.
За последние сто лет промышленное производство планеты приумножилось более чем в пятьдесят раз, при этом 4/5 этого прироста получено с 1950 г. Сегодня мировая экономика создает валовой продукции на сумму около 13 триллионов долларов; в ближайшие полстолетия эта сумма может увеличиться еще в 5 — 10 раз. Воздействие человека по своим последствиям сейчас сопоставимо с самыми грозными силами природы. Еще Э. Циолковский считал, что будущее человечество полностью перестроит нашу планету и станет в дальнейшем силой, преображающей космос. Сейчас же человек, обладая мощью планетарного масштаба, похож на ученика чародея, который вызвал к жизни волшебные силы, но не может их укротить.
Во второй половине прошлого столетия на нашей планете возникли такие условия, процессы, явления, которые поставили человечество перед угрозой подрыва самих основ его существования. Род человеческий впервые в истории столкнулся с возможностью его общей гибели. Возникшие проблемы, которые породили эту угрозу, носят всемирный, общепланетарный характер и поэтому получили название глобальных. К числу важнейших глобальных проблем относятся экологические, связанные с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации. Неумеренное воздействие на биосферу привело к утере многими природными системами способности к самовосстановлению. Это проявилось в таких явлениях, как загрязнение воздушного бассейна, изменение его газовой структуры, истощение и ухудшение водных ресурсов, уменьшение лесного покрова планеты, эрозия почв, оскудение животного и растительного мира, разрушение озонового слоя планеты, предохраняющего землян от ультрафиолетовой радиации, нарастающая опасность так называемого «парникового эффекта» и т. д. Все это создает угрозу функционированию природных систем жизнеобеспечения, от которых зависит существование человечества.
Самостоятельную группу образуют проблемы ресурсообес-печения настоящего и будущих поколений людей. Сюда относятся проблемы обеспечения продовольствием и энергией, экономного и рационального использования истощающихся минерально-сырьевых, водных и других природных ресурсов.
Итак, налицо поистине феноменальное и даже парадоксальное явление — впервые за свою многовековую историю люди создали средства, способные уничтожить саму человеческую цивилизацию. Означает ли это, что прогресс науки не служит на благо человечества? Или что сбываются мрачные прогнозы немецкого философа О. Шпенглера, еще во время первой мировой войны предсказавшего конец европейской культуры?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Существуют лишь различные точки зрения, прогнозы на будущее. Пессимисты предрекают упадок и гибель культуры и цивилизации; оптимисты лелеют надежду, что человечество, преодолев все кризисы и опасности, выйдет на новый уровень своего существования. Чтобы судить, насколько оправданны эти надежды, рассмотрим возможные пути преодоления глобальных кризисных ситуаций и стратегию дальнейшего развития человечества.
Глобальные проблемы и пути их преодоления. XX век показал, что научно-технические достижения цивилизации идут не только на благо людям, но могут наносить вред и использоваться для уничтожения друг друга. Жизнь современного человека немыслима, однако, без постоянного развития науки и техники. Да и остановить это развитие люди не в силах, даже если бы и очень захотели. Поэтому одна из важнейших задач сегодняшнего дня — устранение противоречия между экономическим развитием общества и потребностью сохранения природных экосистем. Отсюда стремление к созданию принципиально новых, рёсурсосберегающих, малоотходных или безотходных технологий, поиски путей надежного захоронения всевозможных смертоносных отходов, разработка эффективных методов предохранения и очистки природной среды от различного вида промышленных загрязнений и т. п.
Важными направлениями грядущего глобального развития должны также стать:
• поиски и освоение новых источников энергии (термоядерной, солнечной и т. д.);
• интенсификация сельскохозяйственного производства на основе нетрадиционных способов ведения животноводства и земледелия («вторая зеленая революция»);
• освоение ресурсных потенциалов Мирового океана (который производит половину биомассы на нашей планете и в недрах которого содержится огромное количество всевозможных полезных ископаемых);
• мирная «индустриализация» космоса, на базе которой можно получать немало ценных веществ (требующих для своего производства высокого вакуума или невесомости), интенсивно развивать различные виды связи;
• информатизация общества на основе бурного развития компьютерной техники, всех средств телекоммуникации, принципиально новых способов хранения и воспроизведения информации;
• преодоление целого ряда опасных заболеваний, создающих на сегодняшний день серьезную угрозу жизни и здоровью людей.
Для эффективного решения всех этих задач планетарного масштаба необходимы огромные финансовые и материальные средства, усилия множества специалистов самого различного профиля, сотрудничество государств, как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
Только общими усилиями мирового сообщества можно предотвратить экологическую катастрофу, справиться с эпидемическими заболеваниями, одолеть голод и нищету на нашей планете, поставить мощный заслон наркобизнесу и международному терроризму. Только исключение войны из жизни общества, устранение препятствий для научно-технического обмена, расширение международных хозяйственных связей, переход от прежних национальных к более эффективной и экологически приемлемой мировой экономике создаст материальный фундамент для мирного развития цивилизации.
Кроме того, мировому сообществу предстоит выработать планетарное сознание, которому будет соответствовать принципиально новый тип мышления. Никогда раньше человек не сталкивался с таким объемом сложнейших задач, стоящих перед всеми странами и народами. Для постижения этих новых реальностей нужно менять и образ мышления, и устаревшие привычки.
Призывы к новому мышлению появились не сегодня. Еще несколько десятков лет назад Б. Рассел и А. Эйнштейн призвали «научиться мыслить по-новому» и помнить о том, что «разногласия между Востоком и Западом не должны решаться силой оружия».
К выводу о необходимости нового мышления пришли и современные исследователи глобальных проблем человечества. Работа над ними началась с деятельности Римского клуба, созданного как неправительственная организация в 1968 году. В рамках этого клуба и других частных институтов и фондов было разработано более 50 моделей, воспроизводящих глобальные процессы в рамках всего человечества. Основные результаты исследования моделей глобального развития сводились к тому, что гибель и деградация человечества не неизбежны, однако продолжение нынешней политики не приведет нас ни к желанному будущему, ни даже к удовлетворению основных потребностей человека. Техника, даже самая передовая, не решит мировых проблем; необходима перестройка социальных и политических систем, нужны изменения в подходах к общепринятым системам ценностей, в образе мышления и представлениях о будущем. В последних докладах Римского клуба делается упор на качественный скачок в человеческом мышлении и на моральные ценности как главное условие для решения глобальных проблем и обеспечения будущего всего человечества.
Необходимо использовать современные достижения на уки во имя мира и взаимного уважения прав всех народов и каждой индивидуальной человеческой личности. Для этого следует обеспечить некий синтез современной науки с тем духовным началом, которое в течение многих столетий облагораживало жизнь на планете Земля. Развитие научной мысли должно не превращаться в самоцель, а быть средством достижения высоких целей, которые ставит перед собой человечество. Средство же всегда должно быть адекватно цели, и если цель — создание на Земле гуманного справедливого общества, то и средства должны быть гуманными. При всем разнообразии социальных структур, каждой из которых присущи свои закономерности и свои «двигатели», есть некий всеобщий критерий развития человечества. Этот критерий — степень разностороннего развития личности, в первую очередь, нравственного.
- Раздел 1
- Раздел 2.
- 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Источники сведений о первобытности
- 2.2. Цивилизации древнего мира
- Раздел 3 история средних веков
- 3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века
- 3.2. От Древней Руси к Московскому царству
- 3.2.1. Происхождение восточных славян.
- 3.2.2. Экономическое и политическое развитие Руси в IX-XII вв.
- 3.2.3. Феодальная раздробленность на Руси,
- 3.2.4. Нашествие татаро-монголов на Русь
- 3.2.5. Татаро-монгольское иго.
- 3.2.6. Образование Российского централизованного
- 3.2.7. Русская культура в IX - XVI веках
- 3.3. Индия и Дальний Восток в средние века
- Раздел 4 история нового времени
- 4.1. Страны Европы в ху1-хуш вв. 4.1.1. Новое время: понятие и периодизация
- 4.1.2. Реформация и Контрреформаиия
- 4.1.3. Абсолютизм в Европе
- 4.1.4. Европейские революции хvi-хviii вв.
- 4.1.5. Развитие культуры в новое время
- 4.2. Россия в XVI - начале XVII вв.
- 4.2.1. Реформы Ивана Грозного.
- 4.2.3. «Смутное» время на Руси:
- 4.3. Россия в хvii-хvш вв.
- 4.3.1. Особенности социально-экономического
- 4.3.2. Первые попытки модернизации России.
- 4.3.3. Внешняя политика России в эпоху
- 4.3.4. Внутренняя политика России во второй половине XVIII в.
- 4.3.5. Развитие культуры в XVII - XVIII веках
- 4.4. Традиционные общества Востока в хvi-хviii вв.
- 4.5. Страны Европы и Северной Америки в XIX в.
- 4.5.1. Индустриальное развитие стран Запала во второй половине XVIII - хiх вв.
- 4.5.2. Политическое развитие западного мира в XIX в.
- 4.5.3. Развитие культуры в странах Западной Европы в XIX в.
- 4.6. Россия в XIX веке
- 4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
- 4.6.2. Отечественная война 1812 г.;
- 4.6,3. Общественно-политическое движение в России в 30 - 50-е годы XIX века
- 4.6.4. Реформы 60 - 70-х годов XIX в. В России, их социально-экономические и политические результаты
- 4.6.5. Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века
- 4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру
- 4.7. Страны Востока в период колониализма
- 4.8. Международные отношения в Новое время
- 5.2. Россия в 1905 - 1917 гг.
- 5.2.1. Революция 1905 -1907 гг. Причины, характер, движущие силы, основные этапы и итоги
- 5.2.2. Эволюция экономической и социально-политической системы России на путях реформаторской альтернативы (июнь 1907-1916 гг.)
- 5.2.3. Российская культура начала XX в.
- 5.3. Первая мировая война: причины, характер, итоги. Участие в войне России
- 5,4. Россия в 1917 голу
- 5.4.1. Борьба политических сил России за выбор пути
- 5.4.2. Октябрьская революция.
- 5.5. Страны Западной Европы и сша в 1918-1939 гг.
- 5.5.1. Революционный подъем в странах Европы
- 5.5.2. Западные демократии (1918-1923 гг.)
- 5.5.3. Страны Европы и сша
- 5.5.4. Общемировой кризис 1929 -1933 гг. Пути выхода из него разных стран. Наступление фашизма и усиление угрозы мировой войны
- 5,6. Ссср в 1918-1941 гг.
- 5.6.1. Гражданская война: основные этапы, последствия. Причины победы большевиков
- 5.6.2. Экономический и политический кризисы 1920 - 1921 гг. В Советской России. Переход от политики «военного колм мунизма» к нэПу. Сущность нэПа
- 5.6.3. Индустриализация и коллективизация.
- 5.6.4. Становление тоталитарного режима в ссср в 30-е годы
- 5.6.5. Внешняя политика ссср в 30-е годы
- 5.6. Страны Азии в 1918 - 1939 гг.
- 5.7. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа
- 5.7.1. Вторая мировая война
- Раздел 6
- 6.1.1. Особенности послевоенного восстановления
- 6.1.2. Реформизм 60-х годов
- 6.1.3. «Консервативная волна»
- 6.2. Ссср в 1945-1991 гг.
- 6.2.1. Советское общество в послевоенный период. Апогей сталинского тоталитаризма (1945-53 гг.)
- 6. 2.2. Внутриполитическое развитие страны в 1953-1964 гг.
- 6.2.3. Социально-экономическое развитие ссср в 1953-1964 гг.
- 6.2.4. Социально-экономическое и политическое развитие ссср в 1964—1985 гг.
- 6.2.5. Советское общество второй половины 80-х до начала 90-х голов. Попытки обновления социализма и причины неудач
- 6.2.6. Августовский переворот 1991 г.
- 6.3. Ссср и Запад: международные отношения. «Холодная война»
- 6.4. Страны Азии в 1945 - 2000 гг.
- 6.5. События 1989 - 1991 гг.
- 6.6. Россия в 1991 - 2002 гг.
- 6.6.1. Современная ситуация в стране. Трудности, противоречия, ошибки в проиессе преобразования всех сфер жизни Российской Федерации и их преодоление
- 6.6.2. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации
- 6.7. Человеческое сообщество на рубеже тысячелетий. Кризис технократической цивилизации
- 6.8. Международные отношения и мировая политика во второй половине XX века