logo
СЕВА

6.7. Человеческое сообщество на рубеже тысячелетий. Кризис технократической цивилизации

Развитие науки. В XX веке развитие науки происходит особо быстрыми темпами. Ее развитие стимулируется потреб­ностями практики. Промышленность требовала новых тех­нологий, в основе которых лежало научное знание. Мощным стимулятором для развития науки и техники были мировые войны, а также экономическое и военное противостояние двух военно-политических блоков, во главе которых стояли СССР и США. Развитые промышленные страны начинают выде­лять большие средства на развитие системы образования, под­готовку и воспроизводство научных кадров. Расширяется сеть научно-исследовательских учреждений, финансируемых как государством, так и частными компаниями.

Наука перестает быть частным делом, какой она была в XVIII—XIX вв., когда ее развивали любознательные самоуч­ки: адвокаты, священники, медики, ремесленники и т. д. Наука становится профессией огромного числа людей. В настоящее время объем научной деятельности удваивается каждые пять лет. Это проявляется в ускорении роста науч­ных открытий и научной информации, а также числа ква­лифицированных специалистов, занятых в науке.

По данным ЮНЕСКО, до начала 70-х годов XX века чис­ло научных работников ежегодно увеличивалось на 7 %, в то время как численность всего населения росла всего лишь на 7 % в год. В результате получается, что нашими совре­менниками являются более 90 % ученых от их общего чис­ла за всю историю науки.

Если в конце XIX века научные открытия совершались в маленькой лаборатории профессора или мастерской изобре­тателя, то в середине прошлого века начинается эпоха про­мышленной науки, крупных научно-исследовательских цен­тров, расходующих десятки и сотни тысяч долларов. Наука начинает себя окупать, а капитал, вложенный в научные разработки — приносить прибыль.

В XX веке наука изменяет не только сферу производства, но и быт. Радио, телевидение, магнитофоны, компьютеры становятся обиходными вещами: так же как одежда из син­тетических тканей, стиральные порошки, лекарства и т. д.

Научно-техническая революция. Научно-техническая революция (НТР) — кардинальное изменение роли науки и техники в развитии общества в цивилизованных странах, произошедшее во второй половине XX века. На этом этапе наука становится непосредственной производительной си­лой общества, что значительно изменяет место и роль чело­века в производстве, характер его труда, особенности его профессиональной и гуманитарной подготовки в системах образования. Кроме того, НТР породила комплекс глобаль­ных проблем человечества, пути разрешения которых она и пытается найти.

Основу первого этапа НТР, начавшегося в середине XX века и продолжавшегося примерно до середины 70-х годов, соста­вили достижения в области атомной физики и биологии, а также появление кибернетики. Основными техническими достижениями этого этапа НТР стали атомная энергетика, элек­тронно-вычислительная техника (явившаяся технической ба­зой кибернетики) и ракетно-космическая техника.

Со второй половины 70-х годов начался второй этап НТР, продолжающийся до сих пор. Важной характеристикой вто­рого этапа НТР стали новые технологии, которых не было в середине XX века. К ним относятся гибкие автоматизиро­ванные производства, лазерная технология, биотехнология и др. Значительно расширился диапазон и значение генной инженерии: от получения новых микроорганизмов с зара­нее заданными свойствами (путем направленного измене­ния их наследственного аппарата) и до клонирования выс­ших животных (а в возможной перспективе и самого, чело­века). Конец прошлого столетия ознаменовался небывалы­ми успехами в расшифровке генетической основы человека. В 1990 году «стартовал» международный проект «Геном человека», ставящий целью получение полной генетичес­кой карты «человека разумного». В этом проекте принима­ют участие более двадцати наиболее развитых в научном отношении стран, включая и Россию.

Важной характеристикой второго этапа НТР стала неви­данная ранее информатизация общества на основе персональ­ных компьютеров и Всемирной системы общедоступных элек­тронных сетей, получивших наименование «Интернет». В результате человек, во-первых, получил доступ к объемам информации значительно большим, чем когда бы то ни было; а, во-вторых, появился новый способ общения, который мож­но назвать горизонтальным.-До его появления общение и распространение информации было в основном вертикаль­ным (автор выпускает книгу — читатели читают, по радио и телевидению что-то передают — люди слушают это или смот­рят; обратная связь ранее почти всегда отсутствовала, хотя потребность в ней всегда была исключительно высока). В настоящее время Всемирная сеть Интернет обеспечивает распространение информации для практически неограничен­ного круга потребителей, причем они без всякого труда мо­гут вступать в коммуникацию друг с другом.

Еще одним направлением второго этапа НТР, заложив­шего физические основы принципиально новых информа­ционных технологий, стали исследования в области физики полупроводниковых наногётероструктур. Достигнутые в этих исследованиях успехи, имеющие огромное значение для раз­вития электроники высоких скоростей, были отмечены в 2000 году Нобелевской премией по физике, которую разде­лили российский ученый академик Ж.И. Алферов и амери­канские ученые Г. Кремер и Д. Килби.

На повестке дня современной физики — создание кванто­вого компьютера (КК). Фактически все разделы физики се­годня представлены в попытках решения этой задачи.

Пока можно говорить лишь о достижении некоторых предварительных результатов. Квантовые компьютеры еще только проектируются. Но когда они покинут пределы ла­бораторий, мир во многом станет иным. Произойдет это, по-видимому, уже на третьем этапе НТР, контуры которого лишь вырисовываются. По прогнозам ученых, этот новый этап не ранее конца первого десятилетия нынешнего века.

Развитие техники и глобальные проблемы современ­ности. Научно-техническая революция, сопровождающая­ся колоссальным прогрессом в области производительных сил, породила и массу глобальных проблем, поставивших человечество на грань гибели. Современная техногенная ци­вилизация основана на таком типе взаимоотношения меж­ду человеком и природой, при котором природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуата­ции, причем эксплуатации неограниченной. Ей присущ тип развития, который можно выразить одним словом: больше. Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше матери­альных благ, богатств и на этой основе решать все челове­ческие проблемы, в том числе социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присуще представдение, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуата­ции человеком.

За последние сто лет промышленное производство плане­ты приумножилось более чем в пятьдесят раз, при этом 4/5 этого прироста получено с 1950 г. Сегодня мировая эконо­мика создает валовой продукции на сумму около 13 трилли­онов долларов; в ближайшие полстолетия эта сумма может увеличиться еще в 5 — 10 раз. Воздействие человека по сво­им последствиям сейчас сопоставимо с самыми грозными силами природы. Еще Э. Циолковский считал, что будущее человечество полностью перестроит нашу планету и станет в дальнейшем силой, преображающей космос. Сейчас же че­ловек, обладая мощью планетарного масштаба, похож на ученика чародея, который вызвал к жизни волшебные силы, но не может их укротить.

Во второй половине прошлого столетия на нашей плане­те возникли такие условия, процессы, явления, которые поставили человечество перед угрозой подрыва самих основ его существования. Род человеческий впервые в истории столкнулся с возможностью его общей гибели. Возникшие проблемы, которые породили эту угрозу, носят всемирный, общепланетарный характер и поэтому получили название глобальных. К числу важнейших глобальных проблем отно­сятся экологические, связанные с катастрофическим разру­шением природной основы существования мировой цивили­зации. Неумеренное воздействие на биосферу привело к уте­ре многими природными системами способности к самовос­становлению. Это проявилось в таких явлениях, как загряз­нение воздушного бассейна, изменение его газовой структу­ры, истощение и ухудшение водных ресурсов, уменьшение лесного покрова планеты, эрозия почв, оскудение животно­го и растительного мира, разрушение озонового слоя плане­ты, предохраняющего землян от ультрафиолетовой радиа­ции, нарастающая опасность так называемого «парниково­го эффекта» и т. д. Все это создает угрозу функционирова­нию природных систем жизнеобеспечения, от которых за­висит существование человечества.

Самостоятельную группу образуют проблемы ресурсообес-печения настоящего и будущих поколений людей. Сюда отно­сятся проблемы обеспечения продовольствием и энергией, эко­номного и рационального использования истощающихся ми­нерально-сырьевых, водных и других природных ресурсов.

Итак, налицо поистине феноменальное и даже парадок­сальное явление — впервые за свою многовековую историю люди создали средства, способные уничтожить саму челове­ческую цивилизацию. Означает ли это, что прогресс науки не служит на благо человечества? Или что сбываются мрач­ные прогнозы немецкого философа О. Шпенглера, еще во время первой мировой войны предсказавшего конец евро­пейской культуры?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Существуют лишь различные точки зрения, прогнозы на будущее. Пессимис­ты предрекают упадок и гибель культуры и цивилизации; оптимисты лелеют надежду, что человечество, преодолев все кризисы и опасности, выйдет на новый уровень своего су­ществования. Чтобы судить, насколько оправданны эти на­дежды, рассмотрим возможные пути преодоления глобаль­ных кризисных ситуаций и стратегию дальнейшего разви­тия человечества.

Глобальные проблемы и пути их преодоления. XX век показал, что научно-технические достижения цивилизации идут не только на благо людям, но могут наносить вред и использоваться для уничтожения друг друга. Жизнь совре­менного человека немыслима, однако, без постоянного раз­вития науки и техники. Да и остановить это развитие люди не в силах, даже если бы и очень захотели. Поэтому одна из важнейших задач сегодняшнего дня — устранение противо­речия между экономическим развитием общества и потреб­ностью сохранения природных экосистем. Отсюда стремле­ние к созданию принципиально новых, рёсурсосберегающих, малоотходных или безотходных технологий, поиски путей надежного захоронения всевозможных смертоносных отхо­дов, разработка эффективных методов предохранения и очи­стки природной среды от различного вида промышленных загрязнений и т. п.

Важными направлениями грядущего глобального разви­тия должны также стать:

• поиски и освоение новых источников энергии (термо­ядерной, солнечной и т. д.);

• интенсификация сельскохозяйственного производства на основе нетрадиционных способов ведения животновод­ства и земледелия («вторая зеленая революция»);

• освоение ресурсных потенциалов Мирового океана (ко­торый производит половину биомассы на нашей планете и в недрах которого содержится огромное количество всевозмож­ных полезных ископаемых);

• мирная «индустриализация» космоса, на базе которой можно получать немало ценных веществ (требующих для своего производства высокого вакуума или невесомости), интенсивно развивать различные виды связи;

• информатизация общества на основе бурного развития компьютерной техники, всех средств телекоммуникации, принципиально новых способов хранения и воспроизведе­ния информации;

• преодоление целого ряда опасных заболеваний, создаю­щих на сегодняшний день серьезную угрозу жизни и здоро­вью людей.

Для эффективного решения всех этих задач планетарно­го масштаба необходимы огромные финансовые и матери­альные средства, усилия множества специалистов самого различного профиля, сотрудничество государств, как на дву­сторонней, так и на многосторонней основе.

Только общими усилиями мирового сообщества можно предотвратить экологическую катастрофу, справиться с эпи­демическими заболеваниями, одолеть голод и нищету на нашей планете, поставить мощный заслон наркобизнесу и международному терроризму. Только исключение войны из жизни общества, устранение препятствий для научно-тех­нического обмена, расширение международных хозяйствен­ных связей, переход от прежних национальных к более эф­фективной и экологически приемлемой мировой экономике создаст материальный фундамент для мирного развития цивилизации.

Кроме того, мировому сообществу предстоит выработать планетарное сознание, которому будет соответствовать прин­ципиально новый тип мышления. Никогда раньше человек не сталкивался с таким объемом сложнейших задач, сто­ящих перед всеми странами и народами. Для постижения этих новых реальностей нужно менять и образ мышления, и устаревшие привычки.

Призывы к новому мышлению появились не сегодня. Еще несколько десятков лет назад Б. Рассел и А. Эйнштейн при­звали «научиться мыслить по-новому» и помнить о том, что «разногласия между Востоком и Западом не должны решать­ся силой оружия».

К выводу о необходимости нового мышления пришли и современные исследователи глобальных проблем человече­ства. Работа над ними началась с деятельности Римского клуба, созданного как неправительственная организация в 1968 году. В рамках этого клуба и других частных институтов и фондов было разработано более 50 моделей, воспроиз­водящих глобальные процессы в рамках всего человечества. Основные результаты исследования моделей глобального развития сводились к тому, что гибель и деградация челове­чества не неизбежны, однако продолжение нынешней поли­тики не приведет нас ни к желанному будущему, ни даже к удовлетворению основных потребностей человека. Техника, даже самая передовая, не решит мировых проблем; необхо­дима перестройка социальных и политических систем, нуж­ны изменения в подходах к общепринятым системам ценно­стей, в образе мышления и представлениях о будущем. В последних докладах Римского клуба делается упор на каче­ственный скачок в человеческом мышлении и на мораль­ные ценности как главное условие для решения глобальных проблем и обеспечения будущего всего человечества.

Необходимо использовать современные достижения на­ уки во имя мира и взаимного уважения прав всех народов и каждой индивидуальной человеческой личности. Для этого следует обеспечить некий синтез современной науки с тем духовным началом, которое в течение многих столетий облагораживало жизнь на планете Земля. Развитие научной мысли должно не превращаться в самоцель, а быть сред­ством достижения высоких целей, которые ставит перед собой человечество. Средство же всегда должно быть адекват­но цели, и если цель — создание на Земле гуманного спра­ведливого общества, то и средства должны быть гуманны­ми. При всем разнообразии социальных структур, каждой из которых присущи свои закономерности и свои «двигате­ли», есть некий всеобщий критерий развития человечества. Этот критерий — степень разностороннего развития личнос­ти, в первую очередь, нравственного.