logo
СЕВА

4.3.4. Внутренняя политика России во второй половине XVIII в.

Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

Просвещенный абсолютизм — это политика, проводив­шаяся в большинстве европейских монархий в середине и второй половине XVIII века, заключавшаяся в преобразова­нии «сверху» наиболее устаревших феодальных институтов. В основе этой политики лежали идеи европейского Просве­щения XVIII века, пользуясь популярностью которых, мо­нархи изображали свое правление как союз философов и государей.

Первые годы царствования Екатерины II, пришедшей к власти в России в результате дворцового переворота 28 июня 1762 г., также прошли под знаком политики «просвещенно­го абсолютизма». Однако новая императрица сразу дала по­нять, что все преобразования она будет осуществлять само­державно. Господство абсолютистских порядков нашло свое отражение в сенатской реформе: под предлогом упорядоче­ния работы Сената, он был разделен на шесть департамен­тов. Тем самым, последний был существенно ослаблен как законодательный орган, став лишь своеобразным «хранили­щем» законов. В руках императрицы сосредоточивается прак­тически вся законодательная и распорядительная власть, которую она осуществляет через собственную канцелярию. Тем не менее, Екатерина II понимала, что править открыто самовластно нельзя. Про дворянская, крепостническая по­литика императрицы проводилась ею в форме просвещенно­го абсолютизма. Наиболее ярким проявлением этой полити­ки явилась Комиссия по составлению проекта нового Уло­жения и «Наказ», составленный Екатериной II специально для депутатов этой концессии. К 60-м годам XVIII века Российская империя не имела надлежащей законодательной си­стемы. Соборное уложение, функционирующее с 1649 г., к этому времени совершенно устарело. Императрица, действуя в духе идей европейского Просвещения, решилась созвать выборных от различных сословий для выработки общего, удовлетворяющего интересы всех слоев общества и быстро развивающегося государства, закона.

Уложенная комиссия работала с 31 июля 1767 г. по 18 декабря 1768 г. В нее вошли представители от дворянства, городов, духовенства, государственных крестьян и т.д. До­минирующее положение в Комиссии заняли дворянские де­путаты, имевшие здесь явное численное большинство. Они высказались против какого-либо ограничения крепостного права, выступив с требованием увеличения роли дворянства в областных судах и управлении. Дворяне попытались обо­сновать свое исключительное право владеть крестьянами. Особых полномочий на занятие торговлей и устроительство заводов и мануфактур требовали для себя представители купечества. После длительных и бесплодных споров, Комис­сия была распущена в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Своей непосредственной задачи — выработки нового кодекса законов — она не выполнила. Несмотря на это ко­миссия все же сыграла определенную роль: с ее помощью Екатерина II смогла выяснить интересы и умонастроения различных слоев русского общества, убедившись в совер­шенной невозможности отмены крепостного права в ближай­шем будущем и, осознав, что именно дворянство на данном этапе развития России является важнейшей опорой само­державной монархии. На этих постулатах и основывалась последующая внутренняя политика Екатерины II.

Укрепление сословного строя. Усиление эксплуатации и невиданный разгул крепостничества привели к тому, что в 60-70-е годы по России прокатилась волна антифеодаль­ных выступлений крестьян, казаков, работных людей, круп­нейшим из которых стала крестьянская война под предво­дительством Емельяна Пугачева (1773—1775 гг.). Это выс­тупление, подавленное с огромным трудом, потрясло крепо­стнические устои страны, самым наглядным образом проде­монстрировав силу и беспощадность народного бунта. Крес­тьянская война показала, что существующая структура управления на местах не в силах, предотвратить социальные иыступления. 7 ноября 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Страна делилась на 50 губерний, в каждой из которых проживало примерно по 300 — 400 тысяч душ мужского пола податного населения. Данные административные единицы, в свою оче­редь, состояли из 10 — 12 уездов. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый императором и контролировавший деятельность всех учреждений и должностных лиц. Губер­натору подчинялись все воинские части и команды. Глав­ным финансовым учреждением в губернии была казенная палата, возглавляемая вице-губернатором. Кроме того, в каждой губернии функционировали: «верхний земский суд» - для дворян; «губернский магистрат» для купцов и ме­щан; «верхняя земская расправа» — для однодворцев и госу­дарственных крестьян. Губернская реформа 1775 г. значи­тельно укрепила власть государства на местах. Заметно уси­лилось влияние сословного дворянства. Дворяне практичес­ки безраздельно господствовали в уездах, выбирая угодную им власть из своей среды.

Продолжением продворянсрсойс политики Екатерины II стала «Жалованная грамота дворянству», данная 21 апреля 1785 г. Дворяне жаловались монопольным правом на владе­ние крестьянами, землей и недрами, правом основывать за­воды и фабрики, освобождением от налогов и телесных нака­заний. Кроме того, дворянство приобретало особую сослов­ную привилегию на корпоративное устройство в рамках гу­бернских и уездных собраний. Предводители дворянства по­лучали право заявлять о своих пожеланиях самому импера­тору. В ранг российского дворянства были включены прибал­тийские бароны, польская шляхта, казацкая старшина, что окончательно консолидировало сословие дворян в России.

В тот же день 21 апреля 1785 г. правительство опубликовано «Грамоту на права и выгоды тородам Российской импе­рии». В соответствии с этим документом, все городское на­селение делилось на шесть разрядов. В первый разряд, неза­висимо от сословной принадлежности, входили люди, имев­шие в городе недвижимую собственность, к ним относились также дворяне и духовенство. Второй разряд составляли куп­цы, разделенные в зависимости от капитала на три гильдии. Цеховые ремесленники города комплектовали третий разряд. В четвертый разряд вошли иногородцы и иностранцы, постоянно проживающие в городе. Пятый разряд со­ставляли люди «благородных» занятий — ученые, художни­ки, банкиры, коммерсанты и пр. И, наконец, к шестому разряду относились так называемые «посадские люди», за­нимавшиеся мелкой, торговлей, ремеслом и другими про­мыслами. Раз в три года жителями всех разрядов избира­лись органы городского управления: городской голова и Шестиглавая Дума (состоявшая из шести членов), работав­шая на постоянной основе. В принципе, эти учреждения пред­ставляли собой исполнительные органы городского самоуп­равления. Однако в действительности вся реальная власть в городах оставалась в руках городничего и полицмейстера. Дума занималась второстепенными вопросами благоустрой­ства и санитарного состояния. Содержание Жалованной гра­моты городам свидетельствует о слабости нарождающейся русской буржуазии, отсутствии у нее собственных специфи­ческих интересов, стремлении слиться с дворянством путем приобретения земли и крепостных. Первоначально Екате­рина II намеревалась завершить освобождение сословий пре­доставлением Жалованной грамоты государственным крес­тьянам. Но на такой рискованный шаг правительство не пошло, опасаясь дворянского недовольства.

Правление Екатерины II, таким образом, можно условно разделить на два этапа, имевших различную социально-по­литическую направленность. В течение первого периода (до восстания Пугачева) продворянская политика была прикрыта идеями «просвещенного абсолютизма»; декларировалась необходимость создания «справедливых» законов, «равных» для всех подданных. Второй период (после крестьянской войны и до смерти Екатерины II) представлял собой эпоху открытой дворянской реакции. В это время дворяне приоб­ретают чрезвычайно широкие права и привилегии, крепост­ное право достигает своего апогея.