logo
СЕВА

3.3. Индия и Дальний Восток в средние века

Средневековье как этап истории Востока. Употребле­ние термина «средние века», впервые примененного по от­ношению к Европе, вызывает немало вопросов в случае с Востоком. Очевидно, что развитие восточной цивилизации в принципе отличается от европейского аналога. Европей­ское Средневековье — синоним «феодализма», это период хронологически занимающий промежуток между антично­стью и новым временем, эпохой формирования капитали­стических отношений.

На Востоке не было феодализма в его классическом, мар­ксистском понимании, не было античности. Развитие вос­точной цивилизации характеризуется цикличностью: пери­оды рас вета сочетаются здесь с периодами спада. При этом нельзя не отрицать факт поступательного развития восточ­ного общества, в частности, прогрессивные элементы прояв­ляются в усовершенствовании технологий, развитии реме­сел, росте городов, совершенствовании социально-полити­ческой структуры.

Политическое развитие Востока не отличалось стабиль­ностью. Роль дестабилизирующего фактора сыграли ислам­ские завоевания, приводившие к крушению старых импе­рий, возникновению новых государств. Кочевые племена соседствовали с оседлыми культурами, родовые общества с древними цивилизациями, имеющими тысячелетнюю исто­рию. Даже при наличии определенных совпадений, связан­ных с исламизацией, которая была общей и для Ближнего Востока и для Индии и Юго-Восточной Азии, существовал и ряд отличий: исламизация в Индии совсем не похожа на то, что было на Ближнем Востоке, так как индийская кастовая система оказалась несовместимой с исламом. Только в Юго-Восточной Азии, где сильной кастовой структуры не было, успех ислама был более ощутим, да и то с оговорками. Сво­еобразие восточных государств складывалось под влиянием множества факторов, среди которых важнейшую роль игра­ли религиозно-философские учения и выработанные ими си­стемы ценностей, влияющие на политическое развитие, офи­циальную идеологию, мировоззрение людей и их поведение.

В случае с Востоком невозможно выработать единую пе­риодизацию, опирающуюся на объективные критерии. Ос­тается лишь путь принятия условной хронологической гра­ни. Начало восточного Средневековья условно датируется началом, первыми веками нашей эры. Окончание эпохи про­исходит в XIX веке — и совпадает с периодом активной ко­лониальной экспансии европейских капиталистических дер­жав, вызвавшей ломку и перерождение традиционной об­щественной структуры Востока.

Индия. Средневековая политическая структура Индии характеризуется постоянной неустойчивостью власти, как на севере, так и на юге страны. Возникавшие династии и государства были кратковременными и откровенно слабы­ми. Просуществовав определенный промежуток времени, они распадались на отдельные районы и княжества, продолжав­шие ожесточенную борьбу за сферы влияния. Политические изменения не затронули внутреннюю структуру обще­ства: здесь по-прежнему доминировало государство, имею­щее право распоряжаться всеми ресурсами страны и осуще­ствлявшее централизованный сбор налогов.

Основой социально-экономической структуры Индии была традиционная община. Взаимоотношения внутри общины регулировались кастовой системой, согласно которой при­надлежность к той или иной касте связана с рождением че­ловека, определяя его социальное положение на всю остав­шуюся жизнь. Такая система благоприятствовала сглажи­ванию противоречий на нижних «этажах» общества, отсут­ствию серьезных внутренних конфликтов. Крепкие кастово-общинные структуры являлись залогом стабильности индийского социума в эпоху Средневековья.

Территориально община включала в себя несколько соседних деревень, объединенных в единое целое. Внутренняя жизнь общины регулировалась жестким внутренним распо­рядком, связанным с взаимным обменом продуктами и ус­лугами. В каждой из деревень был свой староста, являв­шийся ответственным за выплату налогов. Представители каждой деревни входили в общинный совет, осуществляв­ший руководство всем объединением. Общинная система распространялась также и на города.

Деревенские общины, городское население платили госу­дарству традиционную шестую часть произведенной продук­ции. Правители и князья использовали собранные налоги на содержание воинов и чиновников, поддержание храмов и обслуживавших их жрецов.

Образование мусульманских государств на территории Индии - Делийского Султаната (1206-1256) и Империи Ве­ликих Моголов (1526— XVIII век) внесло изменения в соци­ально-политическую и экономическую жизнь Индии. Раз­росся бюрократический аппарат, сформировалась разветв­ленная система центральных и местных органов управле­ния, соответственно выросли и налоги.

Основной формой землепользования осталась общинная, при этом часть земли была отдана в пользование исламской знати. Несмотря на то, что проникновение ислама способ­ствовало изменению образа жизни традиционного населе­ния средневековой Индии, формированию новых культур­ных ценностей, процесс исламизации не затронул глубин­ных цивилизационных первооснов — общинно-кастовой структуры.

Развал империи Великих Моголов совпал по времени с началом активной колонизации европейцами Индии и при­легающих к ней районов Азии. Колониальная экспансия, имевшая следствием ломку традиционной структуры индий­ского общества, завершила эпоху Средневековья в истории Индии.

Китай. Эпоха Средневековья в Китае — время расцвета китайской империи при династиях Тан (618-907) и Сун (960 - 1279).

Залогом экономического процветания стала специфиче­ская система землевладения («система равных наделов», уравнительного землепользования). В рамках надельной си­стемы все население наделялось землей, сама земля объяв­лялась собственностью государства, а ее держатели обязы­вались выполнять повинности. «Система равных наделов» обеспечивала стабильность в обществе, пополнение государ­ственной казны. Она явилась основой, посредством которой Китай достигает успехов во внешней политике, культуре.

Колоссальный расцвет испытали сферы производитель­ных сил, искусство, образование, города, активизируются товарно-денежные отношения и торговля.

В политическом плане империя опиралась на разветв­ленный бюрократический аппарат — систему центральных и местных исполнительно-распорядительных органов, гро­мадную армию. При этом все чиновники, вплоть до уезд­ных, всегда назначались из центра и контролировались не­посредственно им, что было особенностью централизован­ной административно-бюрократической системы Китая, при­дававшей ей устойчивость.

Для истории Китая характерно наличие династийных циклов. Слабость империи обусловливалась внутриполити­ческими раздорами, несовершенством надельной системы, которая ограничивала инициативу, хозяйственную актив­ность. Многие были заинтересованы в том, чтобы самим превратиться в землевладельцев, то есть, происходит столк­новение государственной и частновладельческой традиций. Перераспределение земли в условиях большой плотности ьаселения и ограниченности ресурсов приводило к умень­шению наделов основной массы крестьян, усилению подат­ного обложения, снижению качества жизни. Средневековый Китай был эпохой мощных крестьянских восстаний, кото­рые разоряли страну и усиливали кризис. Затяжная кресть­янская война в конце IX — начале Х вв. способствовала кру­шению династии Тан.

Земельный кризис, восстания крестьян и неудачи во внеш­ней политике также привели на грань кризиса и очередную династию — Сун. В этих условиях империя не смогла орга­низовать эффективный отпор кочевникам. В начале XIII века у северных границ Китая появились монгольские завоевате­ли, сумевшие в течение сорока лет захватить северный и южный Китай, положив начало новой династии Юань.

В юаньской империи различались четыре категории под­данных: наибольшими привилегиями обладали монголы, за которыми было закреплено не только командование войска­ми, но и руководство почти всеми административными ве­домствами. Китайцы допускались на службу лишь на второстепенные должности. В результате, монголам так и не удалось сформировать в Китае прочный и эффективный по­литический режим. Вся территория была поделена на про­винции, правители которой обладали большой самостоятель­ностью. Юаньские правители не смогли создать и регуляр­ной системы налогообложения, в то время как дорогостоя­щие военные походы и расходы на содержание двора опус­тошали казну. Угрозу центральной власти представляла так­же монгольская знать, располагавшая значительными во­енными силами и полномочиями.

Вспыхнувшие в середине XIV века антимонгольские вос­стания очень быстро обнаружили внутреннюю слабость юаньского режима. Среди повстанцев наибольшую угрозу для юаньского двора представляли отряды так называемых «крас­ных войск». Их предводителю удалось, разгромив монголь­ские войска, провозгласить себя императором новой динас­тии - Мин (1368-1644).

Япония. Историю средневековой Японии условно можно разделить на два периода: Нара и Хэйан (VII в. — первая половина XII в.) и эпоху сегуната (конец XII в. — середина XIX в.).

На первом этапе Япония развивалась как классическое восточное государство. Многие институты сознательно пере­носились сюда из соседнего, более могущественного в то вре­мя, Китая. Японский император так же, как и китайский, концентрировал в своих руках верховную светскую и рели­гиозную власть. При его дворе была аристократия — выс­ший слой общества, выполнявший бюрократические функ­ции. Крестьяне-общинники трудились непосредственно в пользу казны государства, которое по своему усмотрению распоряжалось этими средствами. Политическая система Япония характеризовалась централизацией власти, верхов­ной собственностью государства (в лице императора) на зем­лю при непосредственном общинном землепользовании.

Однако уже в это время происходит формирование фео­дальных отношений. В XI —XI веках окончательно утверж­дается новая форма землевладения — феодальное поместье. В 1192 г. император теряет светскую власть, уступая ее се­гуну. В стране окончательно утверждается феодальный по­рядок. Низшей хозяйственной ячейкой была община. Со­словие феодалов в целом делилось на крупных князей и их вассалов — рядовых самураев. Выделялась также наиболее приближенная к сегуну прослойка влиятельных самураев, имевшая большие привилегии. В дальнейшем структура японского общества стала характеризоваться делением на четыре основных разряда: торговцев, ремесленников, крес­тьян и дворян. По отношению к представителям низших слоев общества феодал обладал исключительными правами:

если поведение крестьянина казалось самураю неугодным, он имел право зарубить его тут же, без всяких разбира­тельств, что являлось отголоском традиционных восточных общественных отношений.

Однако в целом Япония пошла по пути развития соб­ственнических институтов, являясь своеобразным исключе­нием из традиционной схемы развития восточных обществ. Причины этого кроются в специфике географических усло­вий и исторического развития страны. Государство здесь сразу сложилось из общинно-родового строя, минуя стадию рабовладения; географические условия не требовали посто­янного всеобщего напряжения сил для поддержания хозяй­ства (ирригация), наоборот, дробление территории горными хребтами и речками на долины способствовало обособлению и выделению индивидуального хозяйства.

Вопросы к разделу 3

1. Укажите особенности политического развития Европы в раннее средневековье.

2. В чем заключаются особенности европейского феодализ­ма? Как соотносятся понятия «Средневековье» и «феода­лизм»?

3. Какие факторы обусловили своеобразие византийской истории?

4. Что обеспечило превращение ислама в мировую религию?

5. Какие этапы переживала в своем развитии цивилизация средневековой Европы?

6. Охарактеризуйте роль церкви в средние века.

7. Чем было вызвано появление городов в Европе?

8. Назовите основные черты европейской культуры в сред­ние века.

9. Чем был вызван кризис средневекового мира в XIV веке?

10. Что означает период средних веков для стран Европы?

11. Назовите известные вам теории происхождения славян, их этнической территории.

12. Где обитали и как назывались наиболее значительные - союзы восточнославянских племен в VII — IX веках?

13. Что известно о социально-экономическом развитии, об­щественных отношениях восточных славян?

14. Какие существуют версии происхождения слова «Русь»?

15. В чем состояла специфика политического строя Киевс­кой Руси эпохи расцвета (конец Х- середина XI вв.)?

16. Как строились взаимоотношения Руси и Византии при первых киевских князьях?

17. Какие черты были присущи военно-политической дея­тельности первых христианских князей — Владимира и Ярослава Мудрого?

18. Когда начался распад Киевской Руси и какими явлени­ями и процессами он сопровождался?

19. Что такое феодальная раздробленность, каковы ее пред­посылки и сущность на Руси?

20. Дайте сравнительную характеристику политического строя во Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах. Новгородской земле.

21. Как повлияло монголо-татарское завоевание Руси и дли­тельное иноземное иго на жизнь русского общества?

22. Почему возвысилась Москва?

23. Какие этапы в своем становлении прошло Московское княжество, прежде чем оно стало центром Российского государства?

24. Как можно оценить тип власти, сложившийся к концу правления Ивана III?

25. Что было характерно для духовной жизни Руси XIV — XV вв.?

26. Укажите условные хронологические рамки эпохи Сред­невековья на Востоке. Назовите специфические черты по­литического строя средневековых обществ Китая, Индии и Японии.