logo
СЕВА

4.3.5. Развитие культуры в XVII - XVIII веках

XVII в. занимает особое место в истории русской культу­ры. Этот век переходный от традиционной культуры Московской Руси к культуре Нового времени. Важнейшие куль­турные преобразования Петра I были подготовлены всем ходом истории российской культуры XVII в. Самая главная черта русской культуры XVII в. состоит в широком обмир­щении, постепенном разрушении средневекового всецело религиозного сознания. Это касается, однако, преимуще­ственно городского населения, в то время как культура де­ревни еще долго оставалась полностью в рамках традиции.

Материальная культура. Быт русских людей в XVII в. менялся постепенно. Русский костюм, оставаясь в своей ос­нове традиционным, все же претерпел определенные изме­нения. Одежда стала разнообразнее, появились кафтаны различного покроя, головные уборы разной формы. В конце XVII в. знать уже нередко отвергала русское платье, пред­почитая более удобное польское или венгерское. Богатые дома все чаще строились из камня. В помещениях появились зер­кала и картины, часто на светские темы. Более разнообраз­ной стала мебель.

Продолжалось развитие ремесла. Особенно значительных успехов достигли мастера, з ажятые обработкой железа, юве­лирным делом, литьем колоколов, ткачеством, производством деревянных изделий. В связи с распространением мелкото­варного производства ремесленные изделия стали более раз­нообразными.

Образование и письменность. Рост ремесла, торговли, усиление государственного аппарата вызвали более широ­кое распространение грамотности в среде городского населе­ния. Считается, что среди посадских людей 40 — 50% были грамотными. В первой половине XVII в. появились частные школы, где учили не только трамоте, но и риторике, древ­ним языкам. В 1685 г. былса создана Славяно-греко-латин­ская академия. Преподавались риторика, логика, филосо­фия и физика. По-прежнему широко распространены были рукописные книги. В середине XVII в. в России было нала­жено производство бумаги. В первой половине XVII в. было издано свыше 200 книг. Среди них преобладали богослу­жебные книги, официальные документы, учебники.

Литература. В литературе XVII в. черты обмирщения особенно заметны. Герои литературных произведений обре­тают индивидуальные характеры. Ценятся ловкость, предприимчивость. Литература XVII в. стала проявлять интерес к внутреннему миру человека, его личным, интимным пере­живаниям. Характерно, что монастырская келья, в отличие от литературы предшествующих веков, понимается не как желанная тихая пристань, а как вынужденное и безотрад­ное пристанище. В литературе XVII в. появились принци­пиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. Автобиогра­фический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию» протопопа Аввакума.

Архитектура. Зодчество XVII в. претерпело значитель­ные изменения. Наряду с культовыми постройками из кир­пича и камня стали возводиться жилые дома и граждан­ские здания. Изменился и внешний вид церквей: они стали менее суровыми и аскетичными. В 80-х гг. XVII в. сложил­ся своеобразный «узорчатый» стиль. В конце XVII в. по­явился новый архитектурный стиль — нарышкинское (мос­ковское) барокко. Его отличительные черты - живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная клад­ка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. К концу XVII в. жилые постройки стали больше походить на европейские городские дома и дворцы знати.

Изобразительное искусство. В изобразительном искус­стве XVII в. сильнее, чем в других сферах культуры, сохра­нялось влияние традиции, что объяснялось контролем цер­ковных властей за соблюдением иконописного канона. И, тем не менее, именно в XVII в. началось превращение иконопи­си в живопись. Крупнейшим художником столетия был Симон Ушаков. Самое знаменитое его произведение — «Спас Нерукотворный». В XVII в. было положено начало портрет­ной живописи. Произведения XVII в. принято именовать не портретами, а парсунами. Для них характерно сочетание портретного сходства с плоскостным изображением.

Уже на протяжении XVII в. происходило обмирщение русской культуры, в российскую жизнь проникало европей­ское влияние. Данные новшества носили эпизодический, единичный характер. Однако они подготовили глубокие из­менения последующей эпохи.

Быт господствующих слоев общества. В начале XVIII в. в культуре господствующих слоев российского общества произошел переворот, связанный с петровскими преобразованиями. Петр I пытался ликвидировать даже внешние от­личия русских людей от европейцев. Уже в 1698 г. он издал указ об обязательном бритье породы. Вслед за этим указом последовал указ об обязателыиом ношении иноземного пла­тья. Петр принудительно ввел новые формы досуга — ассам­блеи, то есть приемы гостей в знатных домах. Ассамблеи требовали изучения иностранных языков, галантных манер («политеса»), умения танцевать. Быт дворянства и верхуш­ки купечества менялся.

Преобразования в быту совсем не коснулись массы го­родского населения и тем бопее крестьянства. Образ жизни дворянства оторвался от образа жизни простого народа на­столько, что дворянин (а впоследствии и любой образован­ный человек) стал казаться крестьянину иноземцем.

Просвещение и наука. Преобразования в экономике и системе государственного управления, расширение армии требовали большого количества образованных людей. Уже в 1698 г. первая группа двордян была отправлена на учебу за границу. Такая практика сохранилась и в последующие годы. В 1701 г. были организованы Навигацкая школа (позднее — Морская Академия), Артиллерийская школа, в 1707 г. воз­никло Медицинское училище, в 1712 г. — Инженерная шко­ла. Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 «цифирные школы».

Содержание образования изменилось. Оно приняло свет­ский характер. С 1708 г. был: осуществлен переход на новый гражданский шрифт, что облегчило чтение. С 1702 г. стала издаваться первая печатная: газета «Ведомости». Стремясь вызвать у подданных тягу же знаниям, Петр I открыл первый в России музей — Кунсткамеру, где были собраны раз­личные древности, анатомические коллекции и др. При Кунсткамере имелась богатая библиотека.

Архитектура, живопись, литература, театр. Для пет­ровской эпохи характерно преобладание гражданского ка­менного строительства над ьсультовым. Петербург — первый российский город, построенный по плану, с прямыми ули­цами, типовыми зданиями, многие из которых сами похо­дили на дворцы. Даже цергсовные здания изменились, стали более светлыми и нарядными. Преобладающим архитек­турным стилем эпохи стало так называемое «русское (петровское) барокко» с характерной для него пышностью, тор­жественностью, причудливостью форм.

В начале XVIII в. окончательно восторжествовало свет­ское начало в живописи. Основной жанр эпохи — портрет.

Для литературы первой четверти XVIII в. характерно появление нового жанра - истории. Ее героем является, как правило, образованный молодой человек, стремящийся уви­деть мир, любящий путешествовать в далеких странах и всегда добивающийся успеха.

В первой четверти XVIII в. появляется общедоступный русский театр.

Для развития культуры господствующих слоев россий­ского общества в первой четверти XVIII в. характерны окон­чательное торжество светского начала, решительное следо­вание европейским образцам, глубокий разрыв с традици­онной народной культурой. Преобразования в области куль­туры (особенно образования) были тесно связаны с реформа­ми в области экономики и государственного строительства. Реформы Петра I создали в России необычную культурную ситуацию. Европеизация, коснувшаяся лишь высших слоев общества, привела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянством и основной массой населения страны. В России возникли как бы две культуры: господ­ствующая, тесно сблизившаяся с европейской, и народная, остававшаяся преимущественно традиционной.

Быт. В XVIII в. большинство крестьян по-прежнему жило традиционно, в избах, топившихся по-черному. Подавляю­щее большинство крепостных крестьян было неграмотно. Досуг, который обычно появлялся лишь в зимнее время, заполнялся традиционными развлечениями: песнями, хоро­водами, посиделками, катанием с ледяных горок.

Ничего общего с деревенским не имел быт богатого поме­щика. Костюм, интерьер жилища, ежедневный стол поме­щика отличались от крестьянских не только богатством, как в XVI — XVII вв., но самим типом.

Просвещение. В середине XVIII в. российская система образования отличалась сословным характером. Большей частью учебные заведения были дворянскими, и выходцы из других сословий не могли обучаться в них. К концу XVIII в. в России было пять кадетских корпусов. В 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц. В 1755 г.| был создан Московский университет. Во второй половине XVIII в. сеть учебных заведений стала расширяться. К концу XVIII в. в 288 народных школах обучалось более 22 тыс. учащихся.

Наука и техника. Создание в 1725 г. Академии наук привлекло в Россию европейских ученых, среди которых были мировые знаменитости. Среди русских ученых выдаю­щееся место принадлежит крестьянскому сыну М.В. Ломо­носову. Ломоносов был ученым-энциклопедистом, достиг больших успехов в таких разных областях знания, как ма­тематика, физика, химия, астрономия, языкознание, исто­рия и философия. Во второй половине XVIII в. продолжа­лось изучение природных ресурсов страны. С этой целью в различные районы России было направлено пять экспеди­ций, которые собрали богатый материал.

В XVIII в. достигла значительных успехов историческая наука. Ее основоположником в России считается В.Н. Та­тищев. Благодаря труду Татищева до историков дошли ле­тописные известия из источников, не сохранившихся до наших дней. В то же время Татищев еще не был историком-профессионалом, поэтому некоторые его сообщения вызы­вают сомнения у специалистов.

Литература. Важнейшим направлением в русской и ев­ропейской литературе середины XVIII в. был классицизм. Особенностями этого стиля являются гражданская темати­ка, апология просвещенного абсолютизма, преклонение пе­ред человеческим разумом. Герой классицизма, как прави­ло, не столько наделен индивидуальными чертами, сколько выражает то или иное качество. Для русского классицизма характерно использование не античных, а отечественных сюжетов. Важнейшими жанрами классических произведе­ний были поэтические оды и сатиры, драматические траге­дии и комедии. Классицизм нашел выражение, прежде все­го, в поэзии А. Кантемира, В.К. Тредиаковского и особенно М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова.

Во второй половине XVIII в. складывается стиль сенти­ментализма. Для этого литературного направления характерно внимание к внутренним переживаниям «маленького челове­ка». Важнейшими жанрами этого стиля стали чувствитель нал повестыпутешествие. Наиболее известным произведе­нием русской литературы, созданным в стиле сентимента­лизма, явлшяповесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Общественная мысль. Общественная мысль XVIII в. раз­вивалась подзлиянием идей Просвещения. Всем идеологам Просвещеншсвойственно предпочтение медленного эволю­ционного развития, стремление с помощью новых законов сформировать новое гуманное общество. Значительное вли­яние на развитие общественной мысли оказал «Наказ» Ека­терины II Уженной комиссии, провозгласивший важней­шие просведальские идеалы: гарантии свободы, частной собственности, защиты от судебного произвола. Екатерина II утвердила в России идеал просвещенной монархии.

Крупнейшим деятелем российского Просвещения был Н.И. Новиков, Новиков выступал против крепостнического гнета, судебного произвола, сословных привилегий. Иная, радикальная форма просветительской идеологии была пред­ставлена в творчестве А.Н. Радищева, в особенности в «Пу­тешествии из Петербурга в Москву» и оде «Вольность». Крайний радикализм Радищева побудил Екатерину II на­звать его «бунтовщиком хуже Пугачева». Во второй полови­не XVIII в. в России существовало и иное, консервативное направление общественной мысли. Оно было представлено трудами МЛ. Щербатова. Его памфлет «О повреждении нравов в России» отстаивал необходимость сохранить кре­постное прагои укрепить дворянские привилегии.

Архитектура и изобразительное искусство. В середине XVIII в. преобладающим архитектурным стилем было ба­рокко. Во второй половине XVIII в. классицизм возобладал и в архитектуре. На смену пышным постройкам барокко пришли подчеркнуто лаконичные здания, строго симмет­ричные, лишенные второстепенных деталей. В стиле клас­сицизма стршись и столичные дворцы, и дома провинци­альных помещиков.

Вторая щовина XVIII в. — период расцвета русской жи­вописи, прежде всего портретной. Подъем портретного ис­кусства бьшызван стремлением знати увековечить себя на полотнах художников. Наряду с портретом в русской живо­писи XVIII. появились пейзаж и жанровые сцены. Писа­лись и каршнна исторические темы.