logo search
Lektsii_IOGP_s_textualnymi_i_grammaticheskimi

Изменения национально-государственного устройства.

Политика «перестройки» в преломлении к вопросу о национально-государственном устройстве выражалась в поддержке идеи децентрализации СССР. Инициаторы перестройки видели свою задачу: 1) в расширении компетенции субъектов Федерации; 2) в более четком разграничении правомочий между центром и субъектами Федерации.

Предполагалось, что субъектам Федерации будут предоставлены широкие экономические и политические права, центральные власти не будут вмешиваться в решение вопросов, отнесенных к ведению местных органов – и таким образом Союз укрепится. По мнению руководителей СССР право выхода из состава СССР республик, закрепленное в Конституции, является достаточной гарантией суверенитета союзных республик.

Однако, национальным элитам союзных республик суверенитет виделся по-другому. События в республиках вышли из рамок, очерченных в центре. Руководство СССР утратило инициативу в осуществлении национальной политики и шло на поводу событий в республиках и регионах, действуя с запозданием. Закон о выходе из состава СССР был принят уже после того, как Литва заявила о своем выходе из Союза.

Пока КПСС была правящей партией – национализм не мог свободно развиваться, идеология КПСС была интернациональной. Отстранение от власти КПСС открыло дорогу для укоренения идей национализма и сепаратизма в республиках.

Другой важной опорой единства СССР была плановая экономика. Переход к рыночным принципам организации экономики разрушал экономический фундамент существовавших политических отношений. Как только был декларирован «переход к рынку» и возникла перспектива приватизации – республиканские элиты очень быстро сориентировались и создали националистическую идеологию. В СССР общенародная собственность была экономическим условием Союза, приватизация промышленности была невозможна без раздела Союза. Это прекрасно понимали те, кто стоял у власти в республиках. В мае 1989 г. Балтийская ассамблея заявила, что нахождение Латвии, Литвы и Эстонии в составе СССР не имеет правового основания. Важным этапом в развитии этой линии были слушания на II съезде народных депутатов СССР (январь 1990 г.) по вопросу об оценке пакта Молотова-Реббентропа. Пакт был признан позорным, а «прибалтийская модель» задала идеологическую матрицу для националистических движений в других республиках СССР.

Модель развития сепаратизма в каждой республике была своя, но повсеместно все стали требовать независимости. Ослабление роли центра способствовало возникновению целого ряда межнациональных конфликтов. Первым был конфликт в Карабахе, затем между Азербайджаном и Арменией по этому поводу. Руководство СССР проявило полное бессилие в решении этого сложного, но вполне разрешимого вопроса. Безнаказанность посягательств на основы государственного строя показала, что СССР уже нежизнеспособен и не в состоянии делать то, ради чего он создавался. Начался «парад суверенитетов». Республики одна за другой принимали декларации о суверенитете. Свою лепту, и весьма значительную, в этот процесс внесла Россия. В 1990 г. на выборах народных депутатов РФ победили радикальные демократы. С этого момента Россия стала оказывать безоговорочную поддержку суверенизации союзных республик.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о суверенитете. Она декларировала раздел общенародного достояния СССР и верховенство республиканских законов над законами СССР. Это был первый правовой акт, означавший начало ликвидации Союза. В октябре 1990 г. был принят закон РСФСР, который предусматривал наказание для граждан и должностных лиц, которые исполняли союзные законы, не ратифицированные Верховным Советом РСФСР. Это был беспрецедентный в юридической практике акт!

Закон о бюджете на 1991 г. вводил одноканальную систему налогообложения, лишая союзный центр собственных финансовых источников.

Вслед за Россией Декларацию о суверенитете приняли союзные и некоторые автономные республики. В этих Декларациях содержались установки на создание этнических государств и отказ от государства советского типа («республики трудящихся»).

Одновременно децентралистские тенденции затронули и саму Россию, которая являлась сложным федеративным образованием. 27 сентября 1990 г. была провозглашена декларация о государственном суверенитете республики Саха (Якутия). Суверенитет провозгласили и другие республики. Некоторые субъекты РФ заявили об изменении своего государственного статуса. 4 автономных области: Адыгея, Карачаево-Черкессия, Горный Алтай и Хакасия – стали автономными республиками. Процессу «суверенизации» России способствовала политика, официально провозглашенная руководством России. Б.Н. Ельцин, придя к власти, заявил, обращаясь к регионам: «Берите суверенитета столько, сколько сможете взять».

К власти в союзных республиках приходят националистически настроенные силы, которые начинают проводить не только антисоветскую и антикоммунистическую, но и антирусскую политику. Появляется проблема защиты прав русскоязычного населения и вообще населения нетитульной нации на территории национально-государственных образований.

Нельзя сказать, что руководство СССР ничего не предпринимало для того, чтобы остановить действия республик, разрушавшие Союз. В апреле 1990 г. принимается закон СССР «Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории СССР». Ст. 4 этого закона устанавливала уголовную ответственность «за публичные призывы к насильственному нарушению единства территории Союза ССР». Таким образом, были созданы правовые основы для предотвращения распада СССР. Но действенного механизма для претворения в жизнь этого закона уже не существовало. Союзное законодательство игнорировалось, в республиках стали формироваться собственные вооруженные формирования. В июле 1990 г. Президент СССР издает Указ о запрещении создания незаконных вооруженных формирований, но выполнять этот Указ уже было некому.

Пытаясь остановить распад государства, руководство страны разрабатывает концепцию заключения нового договора. В декабре 1990 г. 4 съезд народных депутатов СССР принимает Постановление «Об общей концепции нового Союзного договора и порядке его заключения». В Постановлении говорится о создании демократического федеративного государства с учетом принципов, изложенных в декларациях республик о государственном суверенитете. В результате напряженной работы ученых и политиков, представителей центра и республик, в Ново-Огареве был согласован проект Договора о Союзе Суверенных государств. В июне 1991 г. этот проект был опубликован и направлен на рассмотрение в Верховные Советы республик. Необходимо отметить, что выработка проекта Договора проходила в жарких дебатах. Одни настаивали на конфедеративных принципах, другие выступали за федерацию. Эти 2 антагонистические тенденции наиболее последовательно отстаивали, с одной стороны Россия и Украина (последняя была самой неуступчивой в своих требованиях), а с другой – председатель Верховного Совета СССР А. Лукьянов, убежденный сторонник централизма. Неисправимый оптимист М. Горбачев стремился на каждой встрече продемонстрировать продвижение вперед и обещал, что новый союзный договор будет готов к подписанию в июле (перед его визитом в Лондон на встречу 7 ведущих капиталистических государств).

Кстати, Президент СССР Горбачев весной 1991 г. вынес на референдум вопрос о сохранении СССР. В референдуме приняло участие 80% избирателей СССР. Прибалтийские республики, Грузия, Молдавия и Армения отказались от его проведения (в этих республиках он проходил лишь по инициативе отдельных местных Советов). 76,4% участвовавших в голосовании высказались за сохранение СССР. Но никакого влияния на политический процесс это уже не оказало.

После внесения ряда изменений 23 июля 1991 г. в Ново-Огареве обсуждали последний вариант Договора (по формуле 9+1). Девять республик выразили желание подписать этот договор. Подписание было назначено на сентябрь-октябрь, но затем 29-30 июля на закрытой встрече в Ново-Огареве Горбачева, Ельцина и Назарбаева решено было провести подписание 20 августа.

Этот договор, по мнению 3-х групп экспертов, означал не только отход от принципов федеративного государства, но создание даже и не конфедерации, а «клуба государств».

Но подписание нового Союзного договора не состоялось из-за происшедшего 19-21 августа в Москве путча (или как именовала его демократическая пресса «государственного переворота»).