logo
Lektsii_IOGP_s_textualnymi_i_grammaticheskimi

3. Образование ссср. Первая союзная конституция 1924 года.

Национальный вопрос является одним из самых идеологизированных. СССР одними представляется как «тюрьма народов», другими – как земной рай «семьи народов». Оба эти мифа мешают познанию истины. До февраля 1917 года сильных сепаратистских движений в Российской империи не было. Инерция распада нарастала в течение всего 1917 года. Порожденный февралем национализм не может быть подавлен - такова была установка

Советского государства. Она нашла свое воплощение в Декларации прав народов России, провозгласившей право народов России на самоопределение вплоть до отделения. Правом эти народы воспользовались. Но как мы знаем, в годы гражданской войны для борьбы с иностранной интервенцией пришлось вновь объединяться в военно-политический союз, затем с конца 1920 года и до образования СССР военный союз был дополнен хозяйственным союзом. Важную роль в сближении республик сыграл их дипломатический союз (на Генуэзской конференции в 1922 году РСФСР представляла интересы всех республик, т.е. Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Грузии, Дальневосточной республики, Бухарской и Хорезмской советских республик).

Таким образом, к концу 1922 года воссоединение фактически уже произошло. Оставалось облечь его в конституционную форму.

Образование СССР было в тех условиях наиболее разумным способом обустройства после гражданской войны. Предпосылки объединения:

  1. для более успешного восстановления разрушенного войнами хозяйства необходимо было объединить скудные в то время экономические ресурсы республик;

  2. оборонные, дипломатические задачи требовали объединения республик;

  3. общественная собственность на средства производства и наличие в республиках диктатуры пролетариата.

Вопрос об объединении был поставлен по инициативе самих республик. Выдвигались различные предложения по созданию будущего государства. Одни выступали за создание конфедерации союзных республик. Другие предлагали ликвидировать РСФСР, ликвидировать ЗСФСР и дать возможность автономным республикам и закавказским (каждой по отдельности) войти в создаваемое государство в качестве его субъектов. Сталин разработал проект, по которому союзные республики входили в состав РСФСР на правах автономных республик (эта идея получила название автономизации). Дискуссии по этому вопросу были очень острыми. Ленин резко выступил против «автономизации». Не имея возможности по болезни участвовать в работе Пленума ЦК партии, Ленин пишет в октябре 1922 года записку «О борьбе с великодержавным шовинизмом», где он критикует план Сталина, называет его политически ошибочным. Пленум ЦКРКП (б) одобрил ленинские предложения о создании добровольной федерации независимых, суверенных, равноправных республик. СССР был создан как государство, а не межгосударственное объединение. По основным признакам это было федеративное, а не унитарное государство. Оно имело ряд особенностей. Так за республиками было оставлено право выхода, что соответствует принципам конфедерации. С другой стороны, учреждение объединенных наркоматов расширяло права центра, сдвигаясь при этом к унитарному государству. В последние годы, т.е. с начала перестройки, появились утверждения, что у нас никогда не было федерации. Другое мнение, что до начала 30-х годов у нас была федерация, а с установлением диктатуры Сталина СССР утратил характер федеративного государства. Действительно, сталинская диктатура во многом деформировала федеративное устройство. Но в сегодняшней лекции мы будем говорить о том, что было записано в Конституции 1924 года, т.е. о юридическом оформлении образования СССР как федеративного государства (о нарушениях Конституции речь пойдет в следующей лекции).

30 декабря 1922 года открылся I съезд Советов СССР. Он юридически оформил образование СССР. На съезде были утверждены Декларация об образовании СССР и Союзный Договор. Но съезд решил передать Декларацию и Договор на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик. Это еще раз показывает, насколько серьезно учитывались тогда мнения республик. На съезде был избран ЦИК СССР. Первыми председателями ЦИК СССР были избраны председатели ЦИК союзных республик: Калинин, Петровский, Червяков, Нариманов. Первыми субъектами СССР являлись 4 республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. В дальнейшем СССР развивался, пополнялся новыми субъектами. После разгрома басмачества в Средней Азии, там произошло национально-государственное размежевание, были образованы Узбекская и Туркменская ССР.

В 1925 году III съезд Советов СССР принял эти 2 республики в свой состав. Теперь в СССР стало 6 республик.

В 1931 году в состав Союза была принята Таджикская ССР, теперь в СССР было уже 7 членов. Следует отметить, что в это время в состав Белорусской ССР была включена часть

территории, населенная преимущественно белорусами. 3 марта 1924 года ВЦИК издал декрет о передаче БССР 8 уездов Витебской губернии, значительной части Гомельской губернии и части Смоленской губернии. Территория Белоруссии увеличилась более чем в 2 раза.

Вхождение РСФСР в состав СССР изменило её правовой статус. Из независимого государства она превратилась в субъект федеративного государства, передав ему часть своих полномочий. До декабря 1991 года РСФСР находилась в составе СССР.

К 1922 году закончился процесс становления РСФСР как федеративного государства. Особенно широко шел процесс становления автономных республик и областей на Кавказе и в Сибири. В 1921 году были образованы Дагестанская АССР, Горская АССР, Крымская АССР, в 1922 году – Якутская АССР, в 1923 году – Бурятско-Монгольская АССР, Карельская АССР, АССР немцев Поволжья. В 1923 году в РСФСР входило 11 автономных республик, 14 автономных областей, 63 губернии и области (казахи, киргизы входили в РСФСР).

Конституция СССР 1924 года.

Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР стали основой Конституции 1924 года. В соответствии с решениями I съезда Советов СССР было образовано 6 комиссий для подготовки Конституции. В период подготовки проекта Конституции вновь шли ожесточенные споры, вновь вносились разные предложения. Важное значение для разработки Конституции СССР имел 12 съезд РКП (б) (1923 год). Съезд отметил необходимость создания специального органа представительства национальностей на началах равенства. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию (25 человек). Её возглавил Калинин, в неё вошли представители ЦИК всех союзных республик. Работа вступила в завершающую фазу. В июне 1923 года прошло совещание представителей национальных республик и областей. Оно высказалось за создание второй палаты ЦИК из представителей союзных и автономных областей и за равенство палат. Оно дало название будущим палатам: Союзный Совет и Совет национальностей. 6 июля 1923 года ЦИК СССР одобрил проект Конституции СССР и принял постановление «О введении в действие Конституции СССР». В январе 1924года проект Конституции СССР был одобрен съездами Советов союзных республик. 31 января 1924 года II съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию СССР. Конституция СССР 1924 года непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, об избирательном праве, местных органах власти. Все это отражено в республиканских конституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 года – конституционное закрепление образования СССР и разделение прав союза и союзных республик. Конституция состояла из 2-х разделов: Декларация об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор имел 11 глав, 72 статьи. В Декларации провозглашены были принципы добровольности и равноправия при объединении в Союз. За каждой союзной республикой было провозглашено право выхода из СССР. Договор об образовании СССР закреплял объединение республик в одно союзное федеративное государство. В компетенцию Союза ССР входило: внешнеполитические сношения, руководство внешней торговлей, вооруженными силами, общее планирование всего народного хозяйства, единый бюджет СССР, единая денежная и кредитная система, руководство транспортом, почто-телеграфным делом, установление основ судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, установление основных законов о труде, общих мер в области здравоохранения и просвещения. Верховные органы СССР решали вопросы принятия в СССР новых членов, изменения границ Союза и границ союзных республик, спорные вопросы между республиками. Конституция СССР устанавливала единое союзное гражданство.

Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно.

Верховным органом власти СССР являлся Съезд Советов СССР. Он избирался от городских Советов из расчета 1 депутат от 25 тысяч избирателей и от губернских съездов Советов 1 депутат от 125 тысяч (т.е. выборы были неравными и непрямыми). В период между съездами (съезды созывались 1 раз в год) высшим органом власти являлся ЦИК СССР. Он состоял из 2-х палат: Совет Союза и Совет национальностей. Союзный совет избирался на съезде Советов СССР из представителей союзных республик (всего 414 человек). Совет

национальностей образовывался по 5 от союзной и автономной республики и по 1 представителю от автономной области (всего 100 человек). Оба эти Совета избирались и утверждались на съезде Советов СССР. ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, он созывался на сессии 3 раза в год. Постоянно действующим органом был Президиум ЦИК. Президиум избирался двумя палатами, т.е. Союзным Советом и Советом национальностей на их совместном заседании (в количестве 21 человека). Президиум ЦИК СССР являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР в период между сессиями ЦИК СССР. ЦИК СССР образовывал Советское правительство – СНК. Совет Народных Комиссаров состоял из председателя, его заместителей народных комиссаров и председателя ВСНХ. СНК являлся исполнительным и распорядительным органом, он подчинялся ЦИК СССР и его Президиуму. В Конституции СССР закреплялось единство законодательной и исполнительной власти. Ленин был против

разделения законодательной и исполнительной властей. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления создавалось 10 народных комиссариатов СССР:

5 общесоюзных

(по иностранным делам, военным и морским, внешней торговле, путей сообщения,

почт и телеграфов)

5 объединенных

(ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции)

Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руководство на территории союзных республик через одноименные наркоматы республик. В остальных сферах управление осуществлялось союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы (земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения).

Конституция СССР 1924 года закрепила построение федерации на базе Советов.

В 1925 году была принята Конституция РСФСР. Она закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР. Конституция РСФСР 1925 года восприняла многое из Конституции 1918 года. Но если в Конституции 1918 года говорилось лишь о первых шагах к переходу фабрик, заводов, и прочих средств производства в собственность государства, то в новой Конституции 1925 года прямо сказано, что фабрики, заводы и.т.д. составляют собственность государства. В новой Конституции несколько иначе сформулированы задачи. Если в Конституции 1918 года говорилось о победе социализма во всех странах, то в Конституции 1925 года задачей ставится «осуществление коммунизма», но о других странах ничего не говорится. Новым в Конституции 1925 года было законодательное закрепление такого органа, как Президиум ВЦИК. Новым было и появление главы 4 (об автономных республиках и областях), где обобщался опыт национально-государственного строительства РСФСР с 1918 по 1925 г.

Вывод.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 года и республиканские Конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 года как бы дополняли друг друга. Вместе взятые они составляли единое целое, единую Советскую Конституцию.