logo
Lektsii_IOGP_s_textualnymi_i_grammaticheskimi

2. Что же представляла собой опричнина?

Опричнина – особая политика Ивана Грозного в 1565 – 1572 гг., направленная на укрепление самодержавной власти. Её проведение началось после того, как Иван Грозный удалился в Александровскую слободу по причине гнева на духовенство, бояр и приказных людей. Боярская дума и духовенство согласились на предоставление царю чрезвычайных полномочий в целях «искоренения крамолы».

Царь разделил территорию государства на две части: опричнину и земщину. Опричнина – это был своеобразный личный удел государя всея Руси. В опричнину он взял лучшие земли, принадлежавшие боярству и расположенные в основном в центральных областях страны. Изгнав с этой территории бояр, он роздал их земли своим опричникам. В опричнину были также включены черносошные земли в Поморье, дававшие большой доход. Это служило финансовой базой опричнины. Вся остальная территория государства, не попавшая под особое управление царского двора, называлась земщиной. В этих землях управление оставалось в руках бояр. Изгнанные со своих владений бояре взамен получали земли на окраинах Московского государства. Такая «перетасовка» земель сильно подорвала экономическое могущество боярства.

Опричнина стала мощной военно-карательной организацией в руках царя. Обложив земщину огромным налогом в 100 тысяч рублей, царь создал свое опричное войско. В начале оно насчитывало 1 тыс. человек (позднее уже 6 тысяч), их он отобрал из служилых людей, разместил в столице. Опричное войско было создано как привилегированная личная гвардия царя.

«Как специальный полицейский отряд, - пишет В.О. Ключевский, - опричнина получила особый мундир: у опричника были привязаны к седлу собачья голова и метла – это были знаки его должности , состоявшей в том, чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену, грызть государевых злодеев-крамольников» (В.О. Ключевский. - М., 1987 г. - т.2, стр. 169). Опричник ездил весь в черном с головы до ног, на вороном коне, в черной же сбруе, потому современники прозвали опричнину «тьмой кромешной». Ища боярскую крамолу, царь со своими слугами пытал, мучил, убивал не только бояр, но и их жен, детей, слуг, принадлежавших им крестьян. В 1570 году Иван Грозный по ложному доносу разгромил Великий Новгород. Более месяца продолжался погром в Новгороде. Погибли тысячи людей. Город был опустошен.

Результаты опричнины оказались трагичными для страны. В России воцарилась разруха. Производительные силы были подорваны. Кровавый террор, по имеющимся у историков данным, унес десятки тысяч человеческих жизней.

Путь централизации страны через опричный террор, по которому пошел Грозный, был разорительным для России. Многие русские историки резко отрицательно относились как к опричнине, так и к личности Ивана Грозного. Погодин называл его «громким ничтожеством», не сделавшем ничего замечательного для страны. По мнению же С. Соловьева «при всех жестокостях царя Ивана Грозного его деятельность была шагом вперед к победе государственных начал». В 30 годы в советской исторической науке торжествовало благосклонное отношение к деятельности Ивана Грозного по укреплению централизованного государства. Позже ведущие советские историки (А. Зимин, Н.Носов и др.) выступили с отрицанием прогрессивности опричнины. «Образование опричнины, - отмечает Р. Скрынников, - знаменовало собой своего рода верхушечный переворот, имевший целью утвердить принципы неограниченного правления» (Р. Скрынников. Далекий век. - Л., 1989 г., стр. 192).

Думается, глубоко прав был в своей оценке роли Ивана Грозного В. Ключевский, сравнивавший его с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы, погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели». Нельзя не согласиться и с Карамзиным, который царствование Ивана Грозного ставит по его конечным результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени.

Вывод:

Личность и деятельность Ивана Грозного были столь же противоречивы, как и вся эпоха становления и укрепления Российского государства.

Он был сыном жестокого века, тираном и опричнина, введенная им в 1565 году, - тому подтверждение. Но уже в 1572 году царь вынужден был пойти на отмену опричнины и даже запретил под страхом смертной казни само упоминание этого слова. Ситуация в стране была чревата угрозой смуты, социальных потрясений, как и в 1549 году, когда правительство пошло на созыв первого Земского Собора. Как ни велико было желание Ивана Грозного стать неограниченным монархом, время требовало расширить социальную базу монархии путем создания в центре и на местах сословно-представительных учреждений. Время абсолютизма еще не пришло. Опричнина не смогла изменить основных тенденций общественного развития. Хотя царь в годы опричнины смог разделаться с неугодными ему членами Земского Собора 1566 года, сама система Земских Соборов стала важной частью государственного механизма XVI - XVII веков.

Попытка «перескочить» через стадию сословно-представительной монархии, заменить её восточной деспотией, в целом провалилась.

3. Несмотря на опричнину, которая отрицательно сказалась на экономике страны,

привела к опустошению целые уезды, в этот период (середина XVI - первая половина XVII веков) Россия стала крупнейшим в мире многонациональным государством. После разгрома Казанского (1552 г.), Астраханского (1556 г.) и Сибирского (1558 г.) ханств. Русское государство присоединило среднее и нижнее Поволжье, Сибирь. Народности Сибири, как правило, без сопротивления входили в состав Русского государства.

Поход отряда Ермака привел к присоединению к Московскому государству Западной Сибири, а в XVII веке русские экспедиции дошли до озера Байкал, а затем до берегов Охотского моря. В Сибири был построен ряд опорных пунктов – крепостей, впоследствии превратившихся в города: Тобольск (столица Сибири), Красноярск, Томск, Якутск, Охотск и многие другие. Русское продвижение на восток в районе Байкала в конце XVII века столкнулось с колонизационным продвижением Китая. После нескольких вооруженных столкновений в 1689 году был заключен Нерчинский договор, который разграничил сферы влияния России и Китая.

Огромное значение имело воссоединение Украины с Россией. Как вы помните из предыдущих лекций, территория юго-западных русских княжеств была поделена в XIV веке между Литвой и Польшей. Затем эти земли, ранее входившие в Киевское государство, вошли в 1569 году (Люблинская уния) в единое польско-литовское государство Речь Посполитую.

Польские паны и шляхта начали захватывать земли, населенные украинскими и белорусскими крестьянами. При этом они нередко изгоняли из своих владений местных украинских землевладельцев. Движение на восток польской колонизации активно поддерживалось Ватиканом. Насильственное насаждение католичества должно было способствовать духовному порабощению местного украинского и белорусского населения. Но подавляющая его масса упорно сопротивлялась и держалась православной веры. Единство происхождения, единая православная вера обуславливали тягу населения этих земель к Московскому государству. Борьба за воссоединение в единой государственности трех братских народов шла с переменным успехом. Речь Посполитая приложила немало усилий, чтобы инициировать в начале XVII века гражданскую войну: «Смутное время» на Руси. С помощью самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II была сделана попытка вновь установить на Руси иноземное господство. Однако русский народ нашел в себе силы организовать всенародное ополчение и разгромить иноземных захватчиков.

В середине XVII века в борьбе за воссоединение трех родственных народов наступил новый поворот. В 1648 году, не выдержав социального, национального и религиозного гнета, восстала Украина. Началась национально-освободительная война украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого против господства Речи Посполитой. У Украины не хватало своих сил для борьбы с объединенным польско-литовским войском и она в 1648 году обратилась за помощью к единоверному Московскому государству. Но Москва, еще не оправившись от внутренних потрясений, не смогла оказать тогда помощь. Богдан Хмельницкий вынужден был обратиться за помощью к крымскому хану. Крымская орда, вступив на Украину как «союзница» вместо помощи занялась грабежом и открыла фронт полякам. Стало ясно, что положиться Украина могла только на единоверную Москву. 1 октября 1653 года Земский собор удовлетворил повторную просьбу Украины о вступлении в состав Московского государства. Это решение в январе 1654 года было одобрено Переяславской Радой на Украине. Украина вступала в состав Московского государства в качестве автономной единицы. Она сохраняла свою государственную структуру, свои вооруженные силы и систему налогов. Причем, налоги, собиравшиеся на Украине, должны были не вывозиться в Москву, а тратиться на месте на содержание украинских государственных структур, войска и иные нужды.

В помощь Украине были отправлены русские войска. Война с Речью Посполитой продолжалась до 1667 года. По завершившему ее Андрусовскому перемирию Речь Посполитая признала вхождение Левобережной Украины в состав Московского государства.

Таким образом, в течение XVI - XVII веков территория Московского государства увеличилась в несколько раз. Многонациональная Россия в XVII веке насчитывала 226 городов. Численность населения ее выросла до 15 миллионов человек.