logo
Lektsii_IOGP_s_textualnymi_i_grammaticheskimi

3. Гражданское общество в России: проблемы и перспективы.

Проблемы формирования и перспективы развития гражданского общества в России являются предметом оживленных дискуссий, как ученых, так и широкой общественности. Существует широкий разброс мнений о самом понятии «гражданского общества». Подавляющее большинство ученых рассматривают гражданское общество как особую внегосударственную систему общественных структур, институтов, отношений, выражающих разнообразие ценностей, интересов и потребностей людей. Уделяя большое внимание гражданской сфере отношений, нередко забывают о государстве. А ведь на самом деле существует тесная взаимосвязь общества и государства. Разрушение государственности так же губительно для общества, как и дискриминация, блокирование его гражданской жизни. Государство без развитого гражданского общества не может быть демократическим. России, чтобы стать демократической страной, надо развиваться по пути становления, формирования гражданского общества. И в этом процессе велика роль государства. Государственная власть должна обеспечить развитие институтов гражданского общества, должна обеспечить их эффективное функционирование. Гражданское общество и государство должны развиваться, дополняя друг друга, преодолевая возникающие противоречия между государственными и гражданскими институтами.

В истории западных стран гражданское общество не оставалось неизменным. Оно эволюционировало, трансформировалось, причем, не только в сторону увеличения, но в определенные периоды и в сторону уменьшения социальности, гражданственности.

Формирование гражданского общества в России имеет ряд особенностей. Связано это с особым отношением индивида к власти и государства к своим гражданам. На Западе индивид относится к власти как источнику порядка, законности, т.е. имеет место приоритет права. В России же имеет место дистанцированность масс от власти, т.е. отдаленность человека от власти. Как следствие этого нередко формальное отношение к государственным нормам, к праву и непопулярность контроля за властью. Для россиян характерна яркая персонифицированность в восприятии власти (многие политические лидеры возводятся в ранг политических богов, вождей).

Так как западный человек не преклоняется перед властью, готов ее контролировать, строго спрашивать с власти, то у них сформировались процедуры, механизмы ограничения государственной власти. На Западе утвердилась диалоговая политическая культура. В России же в силу многих причин отсутствует гражданская и политическая культура граждан, отсутствуют традиции взаимоотношений индивида и власти, общества и государства в режиме конституционализма (Первая Конституция и то куцая в России была принята только в 1906.). Следует также отметить, что формирование российской государственности сопровождалось недооценкой начал самоуправления, что существенно затрудняло развитие политической, гражданской активности.

В России иное, чем на Западе и отношение государства к гражданам. Западноевропейская государственность исходит из признания самодостаточности индивида в его партнерских отношениях с государством. В России же государство всегда рассматривало человека как своего подданного, который должен действовать всегда по прямому указанию и распоряжению властей. И еще: россиянин всегда уповал на помощь государства.

На Западе права человека рассматривались как объективно присущие ему от рождения. У нас же права определялись государством, оно решало, даровать их индивидам или нет, если даровать, то в каком объеме. Государство в России выступало в роли благодетеля по отношению к народу.

В силу всего вышесказанного, в России прежде всего необходимо:

  1. повышать эффективность участия граждан в общественной жизни

  2. активно вовлекать их в формирование представительных органов власти на местах; в формирование групп общественных интересов, различных союзов, товарищеских ассоциаций и т.д.

  3. воспитывать активного гражданина, ответственного гражданина, не уповающего только на помощь государства.

4. Процесс формирования права современной России имеет 2 ярко выраженные тенденции:

  1. В связи с изменением общественных отношений, экономического и политического строя идет создание базы правового регулирования новых отношений. Появляются новые законодательства: забастовочное и т.д., утверждается новый подход в правовом регулировании налоговых, банковских отношений и т.п.

  2. начинается третья (за период после Октябрьской революции) кодификация российского законодательства, основанная на происходящих изменениях.