logo
Lektsii_IOGP_s_textualnymi_i_grammaticheskimi

Судебная система и судебный процесс.

В августе 1938 г. принимается закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором закреплялась унифицированная судебная система. Этот закон опирался на главу IX Конституции СССР «Суд и прокуратура», в которой были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры. Принципы эти следующие:

  1. Рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей;

  2. Открытое разбирательство дел, т.е. гласность судопроизводства;

  3. Обеспечение обвиняемому права на защиту;

  4. Ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики с обеспечением для лиц, не владеющих языком, переводчика;

  5. Конституция провозгласила принцип независимости судей и подчинение их только закону. На практике это принцип часто нарушался.

В состав судов всех инстанций стали входить судья и 2 народных заседателя.

Правосудие в СССР по Конституции осуществлялось Верховным судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, народными районными судами, а также специальными судами СССР.

Народные суды, т.е. 1-е звено в судебной системе, избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет. В сентябре 1936 г. создается Наркомат юстиции СССР с функциями контроля за деятельностью всех судов и применением ими законодательства. На Наркомат юстиции возлагались обязанности по обобщению судебной практики, организации помощи населению.

С 1936 г. все прокурорские органы вышли из подчинения республиканских Наркомюстов и стали подчиняться Прокуратуре СССР, созданной в 1933 г. Вы знаете, что именно на Прокуратуру возлагался весь контроль за соблюдением законности в стране.

По Конституции органы прокуратуры должны были осуществлять свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР. На практике же в данный период роль прокурорских органов принижалась. Из-под контроля органов прокуратуры были фактически выведены органы НКВД, которые широко использовали тогда незаконные аресты и репрессии. Работники прокуратуры, честно выполнявшие свой долг, сами подвергались тогда репрессиям и многие из них погибли в неравной борьбе (сегодня имеются данные о примерно 80 военных прокурорах, репрессированных за попытки помешать НКВД).

Необходимо отметить, что в начале 30-х г. при ОГПУ действовала Судебная коллегия, которая была наделена судебными полномочиями («тройки» ОГПУ приговаривали к высшей мере наказания, это напоминает Особый трибунал при ВЧК в годы гражданской войны). В 1934 г. Судебная коллегия ОГПУ была упразднена, но при наркоме внутренних дел СССР создано было Особое совещание. Оно получило право в административном порядке применять высылку за пределы СССР, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря. Осенью 1937 г. полномочия Особого совещания были расширены: оно могло приговаривать к расстрелу, проводить разбирательство дел списками. Этот административный орган был наделен судебными полномочиями. Во II половине 30-х гг. НКВД становится грозной силой, оно обеспечивало не только охрану общественного порядка, но и госбезопасности страны. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило главное управление лагерей (Гулаг создан еще в 1930 г.). НКВД стал распорядителем огромной трудовой армии из заключенных. Именно НКВД осуществляло внесудебные репрессии. Репрессии 30-х гг. – это трагическое явление в судьбе страны. Массовыми они стали в середин 30-х гг., после убийства С.М. Кирова. 1 декабря 1934 г. Президиум ЦИК СССР принял Постановление,, которое устанавливало особый порядок производства по делам о террористических организациях и терактах. Для расследования этих дел давалось не более 10 суток. Обвиняемый не имел права обжаловать вынесенный приговор. Вынесенный приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Это был форменный произвол. 14 сентября 1937 г. ЦИК СССР принял еще одно Постановление «Об особом рассмотрении дел по политическим преступлениям». Обвиняемому во вредительстве и диверсиях обвинительное заключение вручалось за сутки до разбирательства дела. Кассационное обжалование по таким делам не допускалось. Созданное в 1934 г. Особое совещание при НКВД действовало вне всяких процессуальных норм и не было связано нормами права. Причем, ответственность по таким делам возлагалась кроме обвиняемого на его родственников и близких (обвинявшихся в недоносительстве).

Во II половине 30-х гг. прошли громкие судебные процессы: это судебный процесс по «Кремлевскому делу» (по нему в 1935 г. обвинялись сотрудники аппарата ЦИК СССР), в мае 1937 г. процесс по делу высшего командования армии (Тухачевский, Якир, Уборевич и др.). В марте 1938 г. процесс над Рыковым, Бухариным и др. Политические судебные процессы носили показательный характер. Большую роль в определении приговора играли материалы следственных органов, полученные с нарушением процессуальных норм, а также кампании давления (митинги, пресса, решения партийных органов).

Целями этих процессов была окончательная ликвидация политической оппозиции, перенесение вины за допущенные ошибки в ходе социалистического строительства на оппозицию, на старую ленинскую гвардию. С января 1938 г. «маховик репрессий» начали тормозить. Был принят ряд «охлаждающих» постановлений: сняты, судимы и расстреляны ведущие работники НКВД во главе с наркомами (Ягода, Ежов). Нарком юстиции потребовал от

судов строго соблюдать процессуальные нормы. Суды стали возвращать НКВД дела на доследование, резко увеличилось число оправдательных приговоров.

В целом же репрессии пока остаются недостаточно изученным явлением. Достаточно сказать, что разными исследователями называются разные цифры погибших от сталинских репрессий (В учебнике под редакцией Чибиряева это 700 тысяч человек, Солженицын называет 43 млн.).

Даже 700 тыс. человек погибших – это огромная величина и грех ее преувеличивать из политических соображений.