logo
Lektsii_IOGP_s_textualnymi_i_grammaticheskimi

5. Государственный строй. Реформы Ивана IV.

В середине XVI века при Иване IV были проведены важные реформы, направленные на централизацию, на укрепление государства. К ним относятся:

1. Введение Земских Соборов;

2. Введение опричнины;

3. Отмена кормлений, реформа местного управления, т.е. введение губных и земских изб;

4. Реорганизация вооруженных сил;

Государственный строй России (сер. XVI - сер. XVII вв.) может быть охарактеризован следующим образом. Главой государства с 1547 года (венчание на царство Ивана IV) становится царь.

Принятие этого титула призвано было возвысить положение государя над другими феодалами, бывшими удельными князьями. Иван Грозный был сторонником неограниченной власти царя. Но реальное соотношение общественных сил в государстве было таково, что он вынужден был разделять власть с Боярской Думой и Земскими Соборами. Без них царь не мог решать наиболее важные вопросы. В сословно-представительной монархии власть государя была ограничена этими учреждениями.

Боярская дума. В период сословно-представительной монархии значение Боярской думы стало падать. Иван Грозный начинает свои реформы по управлению государством с того, что пытается уменьшить всесилие Боярской думы. В 1549 году он учреждает Избранную Раду, т.е. Ближнюю Думу (в нее входили особо доверенные лица, назначенные царем).

Этот орган на время оттеснил Боярскую Думу. Сильный удар по Боярской думе был нанесен в годы опричнины, когда многие бояре были казнены. Наиболее важные вопросы теперь рассматривали Земские Соборы. Но Боярская дума, однако, еще долгое время оставалась влиятельным органом. В отличие от Земских Соборов она была постоянно действующим органом. Ядро Боярской Думы составляла боярская аристократия, с которой царю, все еще приходилось считаться. До конца XVII века сохранялась формула: «Царь указал, а бояре приговорили» или «Царь приговорил со всеми бояры».

Со временем состав Думы численно возрастал (при Годунове в ней было 30 человек, а в конце XVII века 167 человек). В ее состав были введены думные дворяне и дьяки.

В разные годы значение Боярской Думы то усиливалось, то снижалось. После смерти Бориса Годунова (1606 г.) роль Думы временно возросла. В 1610 году в результате борьбы между различными группировками боярства последовало свержение с престола царя Василия Шуйского. Вся полнота власти временно перешла к Боярской думе, т.е. государством фактически стали управлять 7 влиятельных бояр («семибоярщина»).

В компетенцию Боярской думы входили наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики контроля административного и судебного аппарата. Дума занимала промежуточное положение между монархом и всей системой административных учреждений – приказов и органов местного управления. Поэтому в ней решались дела особой трудности, которые по каким-то причинам не могли быть решены в приказах. По существу Боярская дума была совещательным органом при государе. Современные исследователи определяют Думу как высший консультативный орган московской политической системы. Члены Думы составляли правящую элиту.

При Боярской Думе были созданы специальное делопроизводство, канцелярия с дьяками и подьячими. Можно сказать, что при Думе начал создаваться своего рода чиновничье – бюрократический аппарат, который имел постоянные контакты с приказами и давал возможность более реально решать вопросы управления.

Земские Соборы - это был принципиально новый высший орган государства. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские Соборы собирались в наиболее важные для страны моменты. Первый Собор был созван в 1549 году (Собор примирения), а последний – в 1653 году. Таким образом, этот орган просуществовал более 100 лет. Земский Собор не представлял собою единого собрания представителей. Каждое сословие заседало отдельно. И система выборов, и структура, и деятельность Соборов была пронизана сословным началом.

В своего рода «верхней палате» Собора вместе с царем заседали Освещенный Собор (высшее духовенство) и Боярская Дума. Они входили в Собор не по избранию, а по положению. «Нижнюю палату» составляли представители дворянства и посадских людей.

Выборы представителей от дворянства и посадских людей производились отдельно, что и характеризует сословный характер Земских Соборов. На места рассылались грамоты, в которых предлагалось прислать по одному или по два человека от дворян и от посадских людей. Интересно, что каждое сословие заседало и подавало свои мнения отдельно.

Земские Соборы рассматривали важнейшие государственные вопросы:

1) Устанавливали формы правления

2) Избирали царей

3) Решали вопросы войны и мира

4) Принимали законы

5) Объявляли сбор чрезвычайных налогов со всего населения.

Именно на Земском Соборе после освобождения страны от польско-шведских интервентов в 1613 году был избран на царство Михаил Романов. В первые годы его правления Земские Соборы заседали почти непрерывно (страна переживала экономическую разруху, финансовые трудности и царь нуждался в поддержке различных слоев населения).

С 1653 года деятельность Соборов стала носить формальный характер. Собор 1653 года был последним Собором полного состава.

Количественный составы Земских Соборов был непостоянным. Самым многолюдным (700-800 человек) был именно Собор 1613 года. На нем (и это было единственный раз), присутствовали стрельцы, казаки, чернотяглые крестьяне.

Решения Соборов нельзя было игнорировать, и не было случаев, чтобы царь пошел наперекор мнению Собора. Интересно, что правового акта, регламентирующего деятельность Соборов, Боярской Думы или самого царя, в то время не существовало.

На Земских Соборах обнаруживались те противоречия, которые имели место как внутри сословий, так и между сословиями. Борьба между сословиями и рознь внутри каждого из них создавали условия для роста независимости царской власти, у которой все искали защиты против своих врагов. Именно эта рознь способствовала тому, что царь перестал созывать Соборы. После 1653 года он проводил в нужных случаях совещания с представителями какого-либо одного из сословий.

Подводя итог сказанному о Земских Соборах, следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по вопросу о том, были ли они совещательным органом при царе или их следует отнести к высшему органу государственной власти.

Приказы. Система приказов – органов центрального отраслевого управления в XVI- XVII вв. продолжает развиваться и усложняться. Первые сведения о приказах относятся еще к концу 15 века (различные отрасли управления «пути» поручались, т.е. «приказывались» лицам из великокняжеского окружения). К середине 17 века уже существовало около 50 приказов. Приказы были подчинены царю и Боярской Думе. В приказах сложился обширный и влиятельный слой приказных дьяков и подьячих – дворянской бюрократии. Приказы можно разделить на З группы:

1) ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны;

2) ведавшие определенными территориями;

3) приказы дворцового управления;

Надо отметить, что четкого разграничения в деятельности приказов не было, часто функции приказов совпадали. Военными делами занимались 9 приказов (Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский и т.д.). Несколько приказов занимались финансовыми вопросами: Приказ большой казны, Приказ большого прихода, Посольский приказ ведал иностранными делами. Большое значение имел Поместный приказ. Он решал вопросы, связанные с вотчинным и поместным землевладением, ведал учетом земельного фонда, раздачей земли дворянам. Поместный приказ рассматривал судебные споры по земельным делам. Полицейские функции осуществлял Разбойный приказ, ему были подведомственны дела об убийствах, разбоях, кражах.

Имелись приказы с узкой компетенцией. Аптекарский приказ, приказ книгопечатного дела. В Челобитном приказе судились дьяки, подьячие, т.е. служилая бюрократия. Кроме того, он был апелляционной инстанцией по судебным делам, рассмотренным в других приказах.

Необходимо отметить, что приказы были не только органами управления, но почти все они осуществляли судебные функции. К каждому приказу были приписаны определенные города и уезды, доходы с которых поступали в данный приказ. Приказ был для этих приписанных местностей судебным органом. (Так, к Посольскому приказу были приписаны города Романов, Елатьма, Касимов).

Приказы создавались по мере надобности. Так с присоединением Сибири, Казанского ханства, были созданы Сибирский, Казанский приказы. Это были территориальные приказы, они ведали всеми отраслями управления на данной территории.

К третьей группе приказов относился Приказ Большого дворца (управлял дворцовым хозяйством), Казенный приказ (ведал царской казной и хранением царских драгоценностей).

Особое место среди всех приказов занимал Приказ тайных дел (образован в 1654 году). Он был своеобразным ведомством государственной безопасности, надзирал за деятельностью всех других приказов, выполнял особые царские поручения.

Централизованное приказное управление, безусловно, явилось огромным шагом вперед в деле укрепления государственного аппарата. Но следует отметить, что приказы были бюрократическими учреждениями, в них процветала волокита, взяточничество. Серьезным недостатком было также нечеткое разделение функций приказов.