logo
Lektsii_IOGP_s_textualnymi_i_grammaticheskimi

Политические реформы.

В политической области задачей перестройки было объявлено «демонтировать тоталитарный политический режим, чтобы в стране управлял закон, чтобы закон действовал в интересах общества, а не государства». Стратегической целью перестройки политической системы было провозглашено формирование правового государства и гражданского общества. Внешне все это выглядело очень правильно и привлекательно.

Для достижения всего этого в 1987 г. ставилась задача: оживить деятельность Советов и общественных организаций, вернуть им те функции, которые были отобраны у них партией (на ведущую роль партии еще никто не покушался).

В 1988 г. 19 партийная конференция выдвинула идею конституционной реформы: вернуться к 2-х уровневой представительной системе, т.е. Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР (по образцу Конституции 1918 г.).

Съезд народных депутатов становился высшим органом государственной власти в стране. Он собирался 1 раз в год и имел право принять к рассмотрению любой вопрос. Съезд состоял из 2250 депутатов (750 от территориальных округов, 750 от национально-территориальных, а 750 от общественных организаций: 100 мандатов КПСС, 100 профсоюзам, 75 комсомолу и т.д.).

Верховный Совет СССР, согласно изменениям в Конституции, терял роль высшего органа власти. Теперь он был постоянно действовавшим законодательным и распорядительным органом в перерывах между съездами. Верховный Совет по-прежнему состоял из 2-х равноправных палат, сохранивших прежние названия: Совет Союза и Совет Национальностей. Палаты имели одинаковую численность – по 271 депутату каждая. Палаты избирались на съезде тайным голосованием сроком на 5 лет с ежегодным обновлением 1/5 состава.

Избранный в 1989 г. Верховный Совет СССР был первым за советское время, среди депутатов которого почти не было рабочих и крестьян, подавляющее большинство составляли

ученые, журналисты, работники управления.

Кардинально было изменено избирательное законодательство. 1 декабря 1988 г. был принят новый закон о выборах. Согласно ему выборы проводились на альтернативной основе, т.е. это были первые демократические выборы в условиях состязательности нескольких кандидатов. Первый съезд народных депутатов проходил с 25 мая по 9 июня 1989 г. Всего съездов было 5 (последний состоялся в сентябре 1991 г.).

В марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран президент СССР. Президент – это высшее должностное лицо, глава государства. Длительное время в СССР фактическим руководителем являлся глава КПСС. В ходе перестройки, когда КПСС отделяют от государства, был учрежден пост Президента СССР. На должность президента мог быть избран гражданин СССР в возрасте от 35 до 65 лет. Срок полномочий президента составлял 5 лет, он избирался всенародно (Горбачева избрали на съезде в виде исключения). Президент обладал широкими правами: он был одновременно Верховным Главнокомандующим, имел право объявлять мобилизацию, военное положение, чрезвычайное положение, президентское правление. Обладал законодательной инициативой и правом вето (которое преодолевалось 2/3 голосов каждой из палат Верховного Совета СССР). Он представлял на утверждение Верховному Совету СССР Председателя Правительства СССР, Генерального Прокурора, Председателя Верховного Суда, Высшего арбитражного суда. Был создан новый орган – Совет Федерации, который возглавлял президент СССР (в него входили вице-президент СССР и президенты республик).

При президенте был создан Президентский Совет, но уже в ноябре 1990 г. он был упразднен в силу неработоспособности. Вместо него учрежден Совет Безопасности СССР.

В марте 1991 г. был принят закон, по которому упразднялся Совет Министров СССР и создавалось правительство нового типа – Кабинет Министров СССР. Центральная исполнительно-распорядительная власть существенно ослабевает, т.к. часть полномочий переходит к республикам. Кабинет Министров СССР имел более низкий статус и более узкие функции, нежели традиционный Совмин. Согласно изменениям в Конституции упраздняются союзно-республиканские министерства и государственные комитеты. В союзных министерствах учреждаются специальные коллегии из представителей руководства соответствующих ведомств в союзных республиках.

После известных августовских событий 1991 г. 5 съезд народных депутатов принял закон «Об органах государственной власти и управления СССР в переходный период». Под переходным понимался период до подписания учредительных документов предполагаемого Союза Суверенных Государств (националистические движения в союзных республиках были мощными и ясно было, что дни Союза уже были сочтены). На переходный период создавался новый орган власти – Госсовет СССР, в который входили Президент СССР и высшие должностные лица союзных республик.

С 1 декабря 1991 г. упразднялись 70 министерств и ведомств СССР, исполнительно-распорядительная власть переходила к Межгосударственному экономическому комитету.

Вот так «с благих намерений» все начиналось: оживить Советы, «вдохнуть» в них новую жизнь и т.д., а на деле уже с 1988 г. начались радикальные изменения всех подсистем государства с разными вариантами антисоветских и антисоюзных лозунгов!!! В 1988-90 гг. был принят ряд законов (о государственной безопасности, о прессе и средствах массовой информации, об общественных организациях и т.д.), которые сейчас, по мнению одних, способствовали либерализации политического климата, по мнению других, несли в себе немалый разрушительный для государства заряд. Нам кажется, что имело место и то и другое.

В 1988 г. появились первые массовые политические организации с антисоветскими и антисоюзными платформами – «народные фронты» в республиках Прибалтики. Они возникли при поддержке руководства ЦК КПСС и вначале защищали «гласность», но затем быстро перешли к лозунгам сначала экономического сепаратизма (республиканский хозрасчет), а затем и политического.

Близкой по духу к народным фронтам была Межрегиональная депутатская группа (оформилась на I съезде депутатов в 1989 г.). Она очень бойко использовала «антиимперскую риторику».

Итак, мы видим, что в 1989 г. речь шла уже не о реформировании, а о сломе Советской государственной системы.

С середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности. Монополия КПСС на власть была отменена с отменой ст. 6 Конституции СССР (в марте 1990 г. на III съезде народных депутатов СССР). Лишение КПСС правовых основ для влияния на кадровую политику освободило от контроля партии республиканские и местные элиты. Республиканские элиты в короткий срок создали националистическую идеологию и стали внедрять ее в сознание соплеменников. В этом они получили поддержку влиятельных идеологов перестройки в центре. Легализация забастовок дала мощное средство шантажа советской власти. Лидеры Межрегиональной депутатской группы призывали шахтеров Кузбасса бастовать, и эти забастовки сыграли немаловажную роль в подрыве советского государства. В январе 1990 г. было создано радикальное движение «Демократическая Россия», которое положило в основу своей идеологии антикоммунизм и антисоветизм. Все это в немалой степени способствовало развалу СССР. Все эти процессы протекали на фоне «бархатной революции» в Чехословакии (1989 г.), объединения Германии (1990 г.), реформ в Венгрии, Польше, Болгарии. Социалистический лагерь распадался, СССР еще существовал как единое государство, но дни его были сочтены.