Раздел 1
ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ
В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Термин «цивилизация» (от лат. civilis— гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй. Становление цивилизациисвязано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры и т. д. Цивилизация с позиций этого подхода — это социо-культурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного, экономического и политического развития. На основе всех этих подходов можно дать такую обобщенную характеристику цивилизации.
Цивилизации — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые включают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.). Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Неповторимость цивилизации придает духовный фактор — своеобразный склад психической жизни, воплощающийся в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций и т. д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.
Типология цивилизаций. Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия: 1) общие фундаментальные черты духовной жизни; 2) общность и взаимозависимость историке-политической судьбы и экономического развития; 3) взаимопереплетение культур; 4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития. На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации: 1) природные сообщества; 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации;
4) современный тип цивилизации.
Природные сообщества. Это тип непрогрессивйой формы существования, к которому относятся исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни.
Духовная культура, верования, связаны с обожествлением сил природы. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ - целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов — табу. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование).
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме доспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа циви-лизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуализм, установка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногепной цивилизации.
Техногенная цивилизация - исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в ХV-ХVII вв. и распространившийся по всему земному шару вплоть до конца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.
Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; 2) как результат слияния науки и производства происходит научно-техническая революция, существенным образом изменившая взаимоотношения человека и природы; 3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриальное общество.
Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями называют древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию. Вторичные возникли позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ. Современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации.
Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана, прежде всего с интернационализацией общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных "потребностей. Иными словами, происходит все возрастающая унификация социокультурной жизходит все возрастающая унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д.
Инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог. В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога: 1) усвоение прогрессивного опыта при сохранении особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа; 2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.
Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного развития восточных и традиционных обществ.
Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, семьи, частной, жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу, а вовсе не конкретным людям при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.
Научные категории. Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).
Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории — историческое время и историческое пространство. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени истории не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Почти до конца XVIII века историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки в XVIII стали выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная - периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный). Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Под воздействием природно-географических факторов формируются быт народов, занятия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду общность исторической судьбы, общественной жизни этих народов.
Исторический факт — это реальное событие прошлого. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов. Конкретно-исторические факты мы получаем из исторических источников, но для получения исторической картины требуется выстроить факты в логическую цепочку и объяснить их.
Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предметом истории. Теория — логическая схема, поясняющая исторические факты. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы — варианты исторического процесса — и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.
По предметам изучения выделяются три теории изучения: религиозно-историческая, всемирно-историческая, локально-историческая.
Научная категория теория исторического процесса (или теория изучения) определяется предметом изучения и представляет собой логическую цепочку причинно-следственных связей, в которую вплетены конкретные факты истории. Теории являются стержнем всех исторических трудов независимо от времени их написания.
История России. История России — научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов.
Прошлое каждого народа уникально и неповторимо. В историческом развитии Российского государства следует выделить ряд определяющих факторов, к которым относятся географическое положение, влияние природно-кли-матических условий, геополитический фактор, специфика распространения религиозных учений (поликонфессиональ-ность), веротерпимость, многонациональный состав населения, вобравшего в себя различные традиции как Востока, так и Запада. Наконец, значительную роль в истории России играют особенности национального сознания россиян и специфика их ментальности (мировосприятия), а также традиции социальной организации — отсутствие жесткой структурированности общества и неразделенность, в отличие от Запада, интересов общества, государства и личности — соборность. Вместе с тем, это не означает отсутствие корпоративных интересов отдельных групп и слоев населения, особенно тесно связанных с обслуживанием институтов государственной власти и управления. С другой стороны, огромные пространства Российской державы, слабо заселенные разными по языку и обычаям племенами, плохо связанные друг с другом, могли управляться только при помощи сильной централизованной власти. Без этого распад уникальной этнокультурной общности был бы предрешен.
Многочисленные исследователи в настоящее время продолжают осмысливать и переосмысливать историю России. В рамках данного учебного пособия курс истории России представлен в контексте всемирной истории, что позволяет проследить исторический путь страны в его своеобразии и одновременно с точки зрения принадлежности к мировому развитию, в условиях взаимодействия российского общества с различными цивилизациями.
Вопросы к разделу 1
1. Определите предмет истории. Раскройте понятия «историческое движение», «исторический факт», «теория исторического процесса».
2. В чем отличия западного и восточного типов цивилизации?
3. Укажите характерные черты глобальной и техногенной цивилизации.
4. Каково на ваш взгляд место России во всемирном историческом процессе? Какие факторы определяют историческое развитие российского общества?
- Раздел 1
- Раздел 2.
- 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Источники сведений о первобытности
- 2.2. Цивилизации древнего мира
- Раздел 3 история средних веков
- 3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века
- 3.2. От Древней Руси к Московскому царству
- 3.2.1. Происхождение восточных славян.
- 3.2.2. Экономическое и политическое развитие Руси в IX-XII вв.
- 3.2.3. Феодальная раздробленность на Руси,
- 3.2.4. Нашествие татаро-монголов на Русь
- 3.2.5. Татаро-монгольское иго.
- 3.2.6. Образование Российского централизованного
- 3.2.7. Русская культура в IX - XVI веках
- 3.3. Индия и Дальний Восток в средние века
- Раздел 4 история нового времени
- 4.1. Страны Европы в ху1-хуш вв. 4.1.1. Новое время: понятие и периодизация
- 4.1.2. Реформация и Контрреформаиия
- 4.1.3. Абсолютизм в Европе
- 4.1.4. Европейские революции хvi-хviii вв.
- 4.1.5. Развитие культуры в новое время
- 4.2. Россия в XVI - начале XVII вв.
- 4.2.1. Реформы Ивана Грозного.
- 4.2.3. «Смутное» время на Руси:
- 4.3. Россия в хvii-хvш вв.
- 4.3.1. Особенности социально-экономического
- 4.3.2. Первые попытки модернизации России.
- 4.3.3. Внешняя политика России в эпоху
- 4.3.4. Внутренняя политика России во второй половине XVIII в.
- 4.3.5. Развитие культуры в XVII - XVIII веках
- 4.4. Традиционные общества Востока в хvi-хviii вв.
- 4.5. Страны Европы и Северной Америки в XIX в.
- 4.5.1. Индустриальное развитие стран Запала во второй половине XVIII - хiх вв.
- 4.5.2. Политическое развитие западного мира в XIX в.
- 4.5.3. Развитие культуры в странах Западной Европы в XIX в.
- 4.6. Россия в XIX веке
- 4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
- 4.6.2. Отечественная война 1812 г.;
- 4.6,3. Общественно-политическое движение в России в 30 - 50-е годы XIX века
- 4.6.4. Реформы 60 - 70-х годов XIX в. В России, их социально-экономические и политические результаты
- 4.6.5. Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века
- 4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру
- 4.7. Страны Востока в период колониализма
- 4.8. Международные отношения в Новое время
- 5.2. Россия в 1905 - 1917 гг.
- 5.2.1. Революция 1905 -1907 гг. Причины, характер, движущие силы, основные этапы и итоги
- 5.2.2. Эволюция экономической и социально-политической системы России на путях реформаторской альтернативы (июнь 1907-1916 гг.)
- 5.2.3. Российская культура начала XX в.
- 5.3. Первая мировая война: причины, характер, итоги. Участие в войне России
- 5,4. Россия в 1917 голу
- 5.4.1. Борьба политических сил России за выбор пути
- 5.4.2. Октябрьская революция.
- 5.5. Страны Западной Европы и сша в 1918-1939 гг.
- 5.5.1. Революционный подъем в странах Европы
- 5.5.2. Западные демократии (1918-1923 гг.)
- 5.5.3. Страны Европы и сша
- 5.5.4. Общемировой кризис 1929 -1933 гг. Пути выхода из него разных стран. Наступление фашизма и усиление угрозы мировой войны
- 5,6. Ссср в 1918-1941 гг.
- 5.6.1. Гражданская война: основные этапы, последствия. Причины победы большевиков
- 5.6.2. Экономический и политический кризисы 1920 - 1921 гг. В Советской России. Переход от политики «военного колм мунизма» к нэПу. Сущность нэПа
- 5.6.3. Индустриализация и коллективизация.
- 5.6.4. Становление тоталитарного режима в ссср в 30-е годы
- 5.6.5. Внешняя политика ссср в 30-е годы
- 5.6. Страны Азии в 1918 - 1939 гг.
- 5.7. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа
- 5.7.1. Вторая мировая война
- Раздел 6
- 6.1.1. Особенности послевоенного восстановления
- 6.1.2. Реформизм 60-х годов
- 6.1.3. «Консервативная волна»
- 6.2. Ссср в 1945-1991 гг.
- 6.2.1. Советское общество в послевоенный период. Апогей сталинского тоталитаризма (1945-53 гг.)
- 6. 2.2. Внутриполитическое развитие страны в 1953-1964 гг.
- 6.2.3. Социально-экономическое развитие ссср в 1953-1964 гг.
- 6.2.4. Социально-экономическое и политическое развитие ссср в 1964—1985 гг.
- 6.2.5. Советское общество второй половины 80-х до начала 90-х голов. Попытки обновления социализма и причины неудач
- 6.2.6. Августовский переворот 1991 г.
- 6.3. Ссср и Запад: международные отношения. «Холодная война»
- 6.4. Страны Азии в 1945 - 2000 гг.
- 6.5. События 1989 - 1991 гг.
- 6.6. Россия в 1991 - 2002 гг.
- 6.6.1. Современная ситуация в стране. Трудности, противоречия, ошибки в проиессе преобразования всех сфер жизни Российской Федерации и их преодоление
- 6.6.2. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации
- 6.7. Человеческое сообщество на рубеже тысячелетий. Кризис технократической цивилизации
- 6.8. Международные отношения и мировая политика во второй половине XX века