logo search
Lektsii_IOGP_s_textualnymi_i_grammaticheskimi

Общественный строй Золотой Орды.

Золотая Орда не имела четко определенных границ. Ее власть распространялась на народы и племена, находившиеся на разных стадиях социально- экономического развития, исповедовавшие различные религии. Столицей был город Сарай (в нижнем течение Волги).

Господствовавший класс Золотой Орды – «белая кость» состоял главным образом из татаро-монгольской кочевой знати. Эксплуатировал как покоренное население, так и рядовых кочевников – соплеменников.

  1. Верхушку феодальной знати составляли золотоордынский хан, его дети, братья, другие родственники из рода Джучидов. Состав этого дома (при бытовавшем у монголов многоженстве) разрастался настолько быстро, что через 2-3 поколения включал в себя несколько сот человек. Только одних сыновей у Джучи было около сорока. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, множество слуг и рабов, неисчислимые богатства. В русских источниках их называли царевичами.

  2. Вторую группу составляли нойоны (или беки) – не принадлежавшие к ханскому роду. Они вели свои родословные от сподвижников хана, имели множество слуг, назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: темников, тысячников, баскаков и др. Хан награждал их тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и от наказаний за преступления, даже совершенные многократно (до 9 раз).

  3. Тарханные грамоты получали и менее знатные люди за заслуги перед ханом. Они занимали средние государственные должности (например, сотники), этот средний слой феодалов назывался тарханы.

  4. Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукерыдружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности: сотников, десятников и др.

  5. К господствующему классу относились также многочисленное духовенство, купцы, местные феодалы, богатые ремесленники в завоеванных монголами землях.

В Золотой Орде допускалась веротерпимость, существовало несколько религий. Но со второй половины XIII века феодальная знать стала принимать мусульманство, которое постепенно превратилось в господствующую религию на всей территории Золотой Орды.

К людям «черной кости» относились рядовые кочевники, земледельцы из покоренных народов, бедное городское население.

1. Рядовые кочевники – карачу (или харачу) были как лично свободными, так и феодально-зависимыми. Карачу несли военную службу, пасли господский скот, выполняли различные повинности перед государством.

В Золотой Орде основной кочевой ячейкой являлся аил – юрты и кибитки отдельной семьи. Но кочевки феодальной знати сопровождали сотни, а то и тысячи аилов зависимых от них рядовых кочевников.

2. В земледельческих районах Золотой Орды трудились крестьяне под именем сабанчи и уртакчи.

Сабанчи – рядовые члены сельской общины, которые несли различные государственные повинности и в то же время уже находились в зависимости от землевладельцев. Уртакчи – кабальные, т.е. зависимые от местных феодалов люди. У них не было своей земли и инвентаря.

3. Что касается городского населения, то значительную часть его составляли ремесленники (согнанные со всех покоренных земель), мелкие торговцы, разный бедный люд.

4. На самом низу феодальной лестницы находились различные слуги и рабы. Число рабов в Золотой Орде было велико, из каждого похода привозилось много пленных, которых превращали в рабов. В их числе было много ремесленников. Большинство рабов через одно- два поколения либо получали свободу, либо становились феодально-зависимыми.