logo search
Lektsii_IOGP_s_textualnymi_i_grammaticheskimi

Экономические реформы.

Придя к власти, Горбачев окружил себя группой экономистов, социологов, политологов, в первых рядах которых фигурировали такие известные ученые, как академики П. Абалкин, А. Аганбегян, Т. Заславская, профессор Ф. Бурлацкий.

С начала перестройки развитие экономической реформы определяли две основные тенденции: 1) расширение самостоятельности государственных предприятий; 2) расширение сферы деятельности частного сектора.

В 1987 г. был принят «закон о госпредприятии», по которому вводился хозрасчет и самофинансирование. Теперь предприятия получили определенную свободу и могли сами планировать свою деятельность (им предлагались, но не навязывались контрольные цифры), они могли сами заключать контракты с поставщиками и потребителями. Однако закон полностью не «срабатывал». Государство в лице министерств не отпускало на волю предприятия, оно устанавливало по-прежнему цены, налоги, т.е. крепко держало предприятия в своих оковах. Центральные министерства продолжали снимать сливки с доходов предприятий, выхолащивая, таким образом, их «финансовую самостоятельность».

Второе направление экономической реформы состояло в расширении сферы деятельности для частной инициативы. В ноябре 1986 г. был принят, а затем в мае 1988 г. дополнен закон о частной и предпринимательской деятельности. Частная деятельность была легализована более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К 1991 г. более 7 млн. граждан (5% активного населения) были заняты в бурно развивавшемся кооперативном секторе. Около 1 млн. человек получили разрешение на занятие индивидуальной трудовой деятельностью. Но в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, полученных в сфере «теневой экономики». Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный характер, ориентируясь на сиюминутную выгоду.

С 1988 г. расширяется частная инициатива в аграрном секторе. Введение арендных договоров на землю (на срок до 50 лет) заложило основу фермерства. Однако на пути фермерства возник ряд препятствий (отсутствие сельскохозяйственной техники, высокие налоги), что не способствовало его развитию. Арендное движение не получило широкого распространения: в хозяйствах арендаторов к 1991 г. было лишь 2% возделываемых земель и 3% поголовья скота. Местные власти с начала перестройки не переставали подавлять крестьянскую инициативу, к тому же большая часть сельского населения довольно враждебно относилась к появлению «новых кулаков».

Ни одна из начатых в экономике реформ практически не дала положительных результатов. Ситуация в народном хозяйстве не переставала ухудшаться. Темпы прироста производства падали (в 1989 г. был нулевой прирост промышленного производства). Гигантский ВПК и огромный сектор строительства пожирал львиную долю национального дохода.

Уровень жизни советских людей стремительно падал, рассуждения об экономической реформе становились все менее заслуживающими доверия.

В конце 1989 г. правительство предложило программу переходя к планово-рыночной экономике, в которой предполагалось использовать как директивные методы управления, так и экономические рычаги.

Помимо правительственной, был ряд альтернативных программ, в том числе программа межрегиональной депутатской группы, которая предлагала более радикальные меры и ускоренный переход к рыночной экономике.

Съезд народных депутатов СССР, однако, утвердил правительственную программу. Но через несколько месяцев стало ясно, что она не действует. Правительство выступило с новой программой, в которой намечалось повышение с 1 июля 1990 г. в 3 раза розничных цен на хлеб и хлебобулочные изделия, а также на другие продукты и промышленные товары.

Это вызвало настоящую панику в стране. В несколько дней с полок магазинов было сметено все. Шахтеры Кузбасса, Донбасса потребовали отставки правительства. Сессия Верховного Совета СССР возвратила программу на доработку. А тем временем была создана комиссия под руководством академика С. Шаталина, которая занялась разработкой альтернативной программы. Эта программа известна как «Программа 500 дней» (Шаталина-Явлинского). Она успешно прошла международную экспертизу. Ее авторы расписали все по периодам (предполагалось лишь по мере стабилизации рубля отпустить цены на товары, а на основные продукты и товары цены должны были сохраняться на неизменном уровне).

«Программа 500 дней» принята не была. В октябре 1990 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден вариант президентской программы перехода к рыночной экономике. Это был компромиссный вариант, составленный из двух программ. Он оставлял основные рычаги управления экономикой в руках центральной власти.

То, как в течение ряда лет разрабатывались многочисленные программы и как они принимались, свидетельствует, что у инициаторов перестройки не было четкого видения путей перестройки. А ведь переход к рыночной системе в условиях монопольно-специализированной структуры производства в нашей стране – дело архитрудное, архисложное. Мы осуществили переход, во-первых, не к рынку, а скорее к базару, а во-вторых, почти полностью разрушили при этом народное хозяйство. Это признают не только наши, отечественные ученые, но и зарубежные. Так, французский историк Н. Верт пишет, что «в экономическом плане 7 лет представляются почти катастрофическими». К концу 1991 г. инфляция достигла 25% в неделю1.

Итак, гласность не улучшила условий жизни. Они продолжали ухудшаться. Среди простого народа не переставало нарастать раздражение против «болтунов», к которым причислялись как представители интеллигенции, так и политические деятели.