logo search
Lektsii_IOGP_s_textualnymi_i_grammaticheskimi

Деятельность государства в сфере законности и правопорядка.

Вопросы по укреплению социалистической законности и правопорядка ставились на каждом съезде партии. А тем временем в обществе продолжали нарастать такие негативные явления как пьянство, проституция, наркомания, взяточничество, хищение государственной собственности и т.д. Экономический застой, развитие «теневой экономики», нетрудовых доходов – все это способствовало росту преступности. С высоких трибун постоянно говорилось о том, что преступность снижается, но как стало теперь известно только за 10 лет (с 1973 по 1983 гг.) число преступлений возросло в 2 раза. Борьба с преступностью велась слабо, она носила формальный характер, росла рецидивная преступность (в 1985 г. каждый четвертый преступник был рецидивистом).

Почему так происходило? Дело в том, что то время считалось, поскольку в СССР нет антагонистических классов, то нет и антагонистических противоречий, а значит и отсутствуют социальные корни преступности! Если преступления и имели место, то это объяснялось пережитками капитализма, недостатками воспитательной работы, влиянием буржуазного Запада и т.д. Глубокий всесторонний анализ проблемы, к сожалению, отсутствовал. Чтобы скрыть несостоятельность указанной выше концепции, данные о преступности были строго засекречены. Кроме того, прокуратура, милиция всячески старались скрыть часть преступлений от регистрации. Многие руководители предприятий скрывали факты хищения государственной собственности на предприятиях. Бесконтрольность и безнаказанность чиновников возрастала с каждым днем. И это несмотря на то, что в 1970 г. были восстановлены союзные и республиканские министерства юстиции (они были упразднены в 1956 г.).

В 70-80е гг. стали обычным явлением приписки, хищения, взятки. Причем наказывались мелкие сошки, а армия дельцов росла и укреплялась. (Капиталы «теневой экономики» оценивались в 80 млр. рублей). В обществе сложились преступные структуры, фундаментом которых стали финансы теневой экономики, а крышей – коррумпированные элементы различных эшелонов власти и управления (достаточно вспомнить «хлопковое дело» в Узбекистане, дело зам. министра внешней торговли – Сушкова и т.д.). Стали наблюдаться сбои в деятельности правоохранительных органов. Партийные и государственные деятели часто вмешивались в работу милиции, суда, прокуратуры (среди юристов получил распространение термин «телефонное право»). Используя давление на правоохранительные органы, немало преступников из числа «номенклатуры» уклонялось от уголовной ответственности, а лица из высших эшелонов власти вообще были недосягаемы для правосудия. Почти все судебные процессы над лицами, занимавшими высокие посты в партии и государственном аппарате, состоялись уже после 1985 г.

Со всеми негативными явлениями велась определенная борьба, но частичные меры не давали эффекта.

В 70-е гг. имели место попытки подготовить широкие программы борьбы с преступностью. В 1972 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». В нем была намечена долговременная программа действий, которая предполагала борьбу не только с пьянством, но и с тунеядством, и другими антисоциальными явлениями, которые способствовали росту преступности. В конце 70-х гг. вновь были сделаны попытки разработать программы усиления борьбы с преступностью и в частности с преступностью несовершеннолетних, а также с рецидивной преступностью. Но главный упор вновь был сделан на усиление административных и уголовно-правовых запретов. Намеченные программы не обеспечивались ресурсами, не был продуман механизм их реализации.

К началу 80-х гг. преступность приобретает новые опасные черты: организованная преступность начала консолидироваться на межрегиональной и межотраслевой основе. Происходило сращивание уголовного мира с отдельными представителями власти, которые за огромные взятки покрывали преступников, а то и устраняли неугодных и неподкупных людей.

Первые попытки переломить течение негативных явлений были предприняты в 1982-1983 гг. Генеральный Секретарь ЦК Ю.В. Андропов на июльском (1983 г.) Пленуме ЦК сказал, что советское общество подошло к такому рубежу, когда стали неизбежными глубокие качественные изменения. За 15 мес. при Андропове были сменены 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов, крайкомов. Юрий Владимирович существенно отличался от многих политических деятелей своего времени. Один из работавших под его руководством так излагает свои впечатления: «Я понял, что имею дело с человеком острого и цепкого ума, который значительно превосходит окружающих не только бесконечно ответственным отношением к делу, но и каким-то прирожденным, интуитивным ощущением веса и значимости политического слова и действия. Он был деятелем, созданным для того, чтобы

принимать решения и нести за них ответственность».1 К этой деловой характеристике можно добавить высокий уровень культуры и творческих способностей, личную скромность и бескорыстие, цельность мировоззрения. К сожалению, такой набор качеств у руководителя высокого ранга выглядел скорее исключением, чем правилом.

Но Ю.В. Андропов сформировался как человек и политик в определенных исторических условиях, которые не могли не оставить на нем свой отпечаток. Он был представителем жесткой, «силовой» манеры действий, что отчетливо прослеживается на всех этапах его деятельности.

При нем началась борьба с хищением социалистической собственности, использованием служебного положения, проводились мероприятия по укреплению трудовой дисциплины. Укрепление трудовой дисциплины – это было требование жизни. «Наведение порядка не требует каких-либо капиталовложений, а эффект дает огромный», - говорил Андропов. Нельзя сказать, что Андропов абсолютизировал укрепление дисциплины. Но в дисциплине он увидел ту ниточку, потянув за которую можно было начать распутывать клубок обострившихся проблем. Требование генсека об укреплении дисциплины стало осуществляться на практике с большими перегибами (начали «отлов» прогульщиков в магазинах, банях и т.д.).

С приходом Андропова на высшие посты в официальных документах и выступлениях появились реалистические оценки, победные реляции стали уступать место критике и тревоге за будущее. Уже в самых первых речах Андропова прозвучали требования ускорить интенсификацию производства, перейти к расширению самостоятельности предприятий, колхозов, совхозов, добиться повышения производительности труда. Это говорит о том, что вопросы экономического развития страны глубоко продумывались им.

Тем не менее, как считают многие исследователи, Андропов не мог отрешиться от административно-бюрократических методов управления. История, к тому же, и не отвела ему для этого нужное время. Выделив основные черты нараставшего кризиса, Ю.В. Андропов не успел осуществить меры их преодоления.