logo search
Lektsii_IOGP_s_textualnymi_i_grammaticheskimi

Общая характеристика развития права и кодификация законодательства.

Вопрос об укреплении законности и правопорядка в советский период рассматривался как закономерность развития советской государственности. В программах партии, в резолюциях партийных съездов неизменно упоминалось о необходимости укрепления законности и правопорядка. Однако, на практике все обстояло несколько иначе. Одной из причин ослабления законности в годы застоя было то, что нередко ведомственные акты, постановления ЦК КПСС имели большую силу, чем законы. При расхождении закона и ведомственного акта должностные лица обязаны были руководствоваться ведомственным актом (что для правового государства абсолютно недопустимо).

В советском же государстве в руках верховного эшелона управленческого аппарата сосредоточилась необъятная власть, что дало возможность этому аппарату подмять под себя и выборные представительные органы, и судебные органы. Исполнительный бюрократический аппарат плодил бесчисленные инструкции, вытесняя органы представительной демократии. Он начал законодательствовать, фактически командовал судами, диктую суду кого и как судить, предрешая еще до суда содержание судебных приговоров.

Падение престижа Советов всех уровней вело к снижению авторитета закона. В годы застоя в СССР восторжествовала практика нормативного регулирования общественных отношений не посредством законов, а в виде совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

К началу 80-х гг. только в управлении народным хозяйством накопилось до 200 тысяч различных приказов, инструкций и других подзаконных актов. Многочисленные инструкции, предписания часто противоречили не только друг другу, но и закону. Так, например, Министерства бытового обслуживания союзных республик предусматривали уплату стоимости услуги при оформлении заказа, хотя Гражданский кодекс предусматривал оплату после исполнения заказа и одобрения его клиентом.

Установился также такой порядок, что законы Верховного Совета СССР объявлялись в тех или иных ведомствах приказами их руководителей. А до издания такого приказа общесоюзные правовые акты в министерствах и ведомствах не принимались к исполнению. Таким образом, руководители ведомств присвоили себе своеобразное право вето. Дело дошло до того, что ведомства стали распространять действия своих актов на всех граждан, нередко ущемляя их права и законные интересы. Достаточно вспомнить Устав железных дорог и правила перевозки пассажиров и багажа, установленные МПС и Аэрофлотом. В этих правилах ведомства предусмотрели многочисленные обязанности пассажиров и освобождали себя от ответственности (хотя бы имущественной) за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей (за опоздания поездов и самолетов, утерю багажа и т.д.).

Во второй половине 60-х гг. и далее в 70-80е гг. была продолжена кодификационная работа. Мы уже говорили, что в конце 50-х начале 60-х гг. было кодифицировано уголовное, гражданское, а также уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное законодательство СССР и союзных республик. В июне 1968 г. принимаются основы законодательства СССР и союзных республик о браке и семье, в декабре 1969 г. – Основы земельного законодательства. На их основе в 1970 г. были приняты земельные кодексы союзных республик, а в 1969 г. – новый Примерный Устав колхоза (расширены права в области планирования, гарантированная денежная оплата и т.д.). До 1970 г. в СССР не было единого кодифицированного общесоюзного закона о труде, в 1970 г. он был утвержден Верховным Советом СССР.

Наряду с кодификацией традиционных отраслей права проходила работа по формированию новых отраслей: в декабре 1970 г. утверждаются Основы водного законодательства, а в 1969 г. – Основы законодательства о здравоохранении, в 1975 г. – Основы законодательства о недрах, в 1976 г. – Закон об охране и использовании памятников истории и культуры, в 1977 г. – Основы лесного законодательства, в 1980 г. – Основы законодательства об административных нарушениях. Характерно, что кодификация новых отраслей права осуществлялась на союзном уровне.

В 1976 г. было принято решение «О подготовке и издании Свода законов СССР». В Свод должны были войти все законодательные акты и постановления правительства, имеющие общенормативный характер. В марте 1978 г. была одобрена Схема Свода, включающая 7 разделов законодательства. Работу предполагалось закончить к 1985 г. Однако закончена она не была. Данный Свод не стал настольной книгой всех юридических учреждений России (как это было с изданным в XIX веке Сводом законов).

В декабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление об организации работы по приведению законодательства СССР в соответствие с Конституцией 1977 г.

Конституция СССР 1977 г. была единогласно утверждена 7 октября Верховным Советом СССР. Работа по разработке Конституции началась еще при Хрущеве (22 съезд в 1961 г. решил ее разработать). После 25 съезда (1971 г.) работа пошла интенсивно.

Характеризуя отличительные особенности этой Конституции следует указать, что она сохранила преемственность по отношению к ранее действовавшим советским Конституциям. Она провозгласила построение в СССР развитого социалистического общества, т.е. общенародного государства. Как и в Конституции 1936 г. в новой Конституции в качестве политической основы закреплялись Советы. Однако в условиях общенародного государства они получили название Советов народных депутатов (ст. 1,2). Одной их характерных черт Конституции 1977 г. являлось расширение пределов конституционного регулирования. В ней рассматриваются вопросы, связанные с охраной природы, обеспечением воспроизводства природных богатств и окружающей человека среды.

Конституция СССР 1977 г. существенно расширила совокупность прав и свобод граждан. К ранее установленным правам теперь добавились право на охрану здоровья (ст. 42), право на жилище (ст. 44), право на пользование достижениями культуры (ст. 46), право участвовать в управлении государственными и общественными делами, вносить предложения в государственные органы, критиковать недостатки в их работе.

Впервые в истории советских конституций в Основном Законе 1977 г. прямо закрепляется принцип социалистической законности как один из основных принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц. Впервые предусмотрено право обжаловать в суд действия любых должностных лиц (ст.58). Закреплен еще один вид социалистической собственности: имущество общественных организаций (ст.10). Более развернуто трактовались обязанности граждан (ст. 67 – обязанность беречь природу, ст. 68 – обязанность охранять памятники культуры). В соответствии с новой Конституцией были приняты законы о Верховном Суде СССР, Прокуратуре СССР, Государственном арбитраже, адвокатуре, народном контроле, местных органах государственной власти, а также основы жилищного законодательства. Во всех этих законах учитывались новые положения Конституции.