logo search
СЕВА

3.2.7. Русская культура в IX - XVI веках

Развитие древнерусской культуры проходило в непосред­ственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. Культура Древней Руси достигла высокого уров­ня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

Материальная культура. Занятия и быт. Археологиче­ские источники свидетельствуют о земледельческом харак­тере культуры восточных славян. Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ре­месла. Особенно успешно развивалось оружейное и ювелир­ное производство. Глиняная посуда, изготовленная с приме­нением гончарного круга, была очень разнообразна и ис­пользовалась повсеместно. Столь же широко распространен­ным было плотницкое ремесло. Всего исследователи насчи­тывают в Киевской Руси до 70 ремесленных специальнос­тей.

Типичное жилище в Древней Руси — полуземлянка или бревенчатый сруб. Жилье отапливалось печью, топившейся по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и со­хранения большего тепла. У зажиточных городских жите­лей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. Основу внутреннего убранства жилья составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали.

Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к раз­ным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. Основу костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рука­вов, а в зимнее время - меховой кожух.

Фольклор. Повседневная жизнь и яркие удивительные, события отражались в устном народном творчестве. Иссле­дователи народного творчества выделяют обрядовый фольк­лор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Сохранилось мно­жество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок. Особое место в фольклоре занимает бы­линный эпос. Появление былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его богатыри, отрази­ло укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий. Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы.

Письменность и литература. Сообщения средневековых авторов позволяют предполагать наличие у славян письмен­ности еще до принятия христианства. Однако широкое рас­пространение письменности началось по-видимому, с рас­пространением христианства и созданием славянского ал­фавита - кириллицы. В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже).

В связи с распространением христианства на Руси (глав­ным образом, при монастырях) стали создаваться школы для «книжного учения». Грамотность распространилась до­вольно широко. В Киеве при соборе Св. Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существо­вали и в других богатых храмах и крупных монастырях. На русский язык переводились греческие богослужебные кни­ги, произведения отцов церкви, жития святых, историче­ские хроники, повести.

Уже в XI в. начинается формирование собственно древ­нерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший лето­писный свод Киевской Руси - «Повесть временных лет» (ПВЛ) - возник в начале XII в. ПВЛ стала основой русского летописания. В летописи нередкоВключались публицисти­ческие и литературные произведения: «Слово о законе и бла­годати» митрополита Иллариона было посвящено обоснова­нию самостоятельности Руси по отношению к Византии. В «Поучении» Владимира Мономаха был создан образ идеаль­ного князя. Важным видом чтения средневекового русского человека были жития святых. Для средневековой литерату­ры характерен жанр «хожений», рассказов о путешествиях.

Архитектура. С принятием христианства на Руси стали строиться храмы. Первые церковные постройки были дере­вянными, но уже в конце Х в. был построен первый рус­ский каменный храм — Десятинная церковь. Типичный рус­ский храм был крестово-купольным. Центральный барабан опирался на четыре столба, расчленявшие внутреннее про­странство храма. Древнейшим сохранившимся памятником древнерусского зодчества является собор Св. Софии в Кие­ве, построенный при Ярославе Мудром (в 30-х гг. XI в.).

Изобразительное искусство. С распространением куль­тового каменного строительства развивалась монументаль­ная живопись. Особенно широко применялись фресковые росписи. Высокого искусства достигли мастера книжной миниатюры.

Киевская Русь благодаря творческому усвоению получен­ных из Византии христианства и античного наследия дос­тигла высокого уровня культурного развития. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили даль­нейшее развитие в эпоху раздробленности. XII— XIII вв. — эпоха раздробленности. В этот период в связи с обособлени­ем отдельных земель формируются новые культурные цент­ры. Русская культура, не утрачивая единства, становится значительно богаче и разнообразнее.

Летописание. В XII в. общерусское летописание смени­лось областным. Все летописцы сохранили понимание един­ства Руси, но, продолжая его, описывали, главным образом, местные события. Крупнейшими центрами летописания в XII в. являлись Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли. Новгородские летописи созда­вались не при княжеском дворе и не в монастырях, а в сре­де белого городского духовенства. Галицко-Волынская лето­пись создавалась в княжеском окружении. Она отразила острое противоборство между княжеской властью и бояр­ством, характерное для Галиции. Летописание Северо-Востока отразило стремление утвердить первенство Владимиро-Суздальского княжества во всей Русской земле.

Литература. Сознание единства Русской земли - веду­щая тема литературы XII - XIII вв. Крупнейшим литера­турным произведением этой эпохи считается «Слово о пол­ку Игореве», посвященное походу новгород-северского кня­зя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Важней­шую причину тяжелого поражения Руси автор «Слова» ви­дит в распрях между князьями. На рубеже XII- XIII вв. было написано «Моление» Даниила Заточника, где автор восхваляет княжескую власть.

Архитектура. В связи с оформлением самостоятельных княжеств в XII в. быстро развивалось каменное строитель­ство. Два направления в архитектуре XII - XIII вв. пред­ставлены зодчеством Новгорода и Владимира. В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на средства горожан, поэтому были сравнительно невелики и просты в убранстве. На Северо-Востоке строили не из кир­пича, а из белого камня. Многие здешние постройки испы­тали влияние романского стиля.

В XIII в. русские земли подверглись опустошительному монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Культурное влияние Орды на Русь оказа­лось незначительным.

Материальная культура. Занятия и быт. Бытовые ус­ловия жизни русских людей мало изменились по сравне­нию с предшествующей эпохой. С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего об­работки металла. На высоком уровне находилась обработка дерева.

Фольклор. Главной темой фольклора этого периода яв­лялась борьба против монгольского нашествия и ордынско­го ига. В XIII - XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания. Многие фольклорные произведения, ос­новываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными чаяниями.

Письменность и литература. С XIV в. наряду с пергаме­ном стала использоваться привозная из Европы бумага. На смену торжественному «уставному» письму пришел более быстрый полуустав, а с конца XV в. стала преобладать ско­ропись. Все это говорит о распространении письменности. По-прежнему самыми важными произведениями письмен­ности оставались летописи. Важнейшими центрами летопи­сания являлись Новгород, Тверь, Москва. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. При всех различиях летописей отдельных зе­мель и княжеств главной темой русского летописания оста­вались единство русской земли и борьба за торжество право­славной веры против иноземных завоевателей. Эта же тема преобладала и в литературе. По следам ордынского наше­ствия были написаны «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем». В конце XIV — нача­ле XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтическая «Задонщина» и «Сказание о Мамаеве по­боище». В XIII — XV вв. на Руси было создано много житий святых, которые имели, как правило, не только нравствен­но-поучительное, но и политическое значение. Распростра­ненным жанром средневековой русской литературы была повесть. Сохранился в русской литературе и жанр «хожде­ний», самое значительное из которых — «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.

Общественная мысль. XIV- XV вв. были на Руси време­нем острых религиозных споров. В 70-х гг. XIV в. возникла ересь стригольников. Эта ересь пыталась обосновать вероу­чение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники фактически отрицали необходимость церковной иерархии, считая, что священником может быть каждый образован­ный и праведный человек. В 1375 г. новгородские стриголь­ники были казнены. Иван III долгое время терпимо отно­сился к ереси, проникшей и в Москву, так как государство было не прочь изъять обширные земельные владения церк­ви. В самой церкви по этому вопросу существовали два те­чения. Нестяжатели во главе с Нилом Сорским отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их про­тивники — иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крес­тьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую бла готворителыюсть. Иосифлянское духовенство стремилось утвердить превосходство церковной власти над светской. Обоснованию этой идеи была посвящена «Повесть о белом клобуке», которая утверждала превосходство церкви над царской властью. В противовес «Повести о белом клобуке» было создано «Сказание о князьях владимирских», провоз­гласившее происхождение великокняжеского рода от само­го Августа-кесаря.

Архитектура. Русская архитектура тяжело пережила на­шествие. Прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй по­ловины XIV в. — Москва. В Московском княжестве камен­ное строительство развернулось во второй четверти XIV в.

Изобразительное искусство. В изобразительном искус­стве XIII - XV вв. выделяется творчество двух великих ху­дожников: Феофана Грека и Андрея Рублева. Для фресок и икон Феофана Грека характерна особая эмоциональная на­пряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суро­вые, аскетические. Иная манера была присуща Андрею Руб­леву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, уми­ротворенности настроения. Самым знаменитым его произве­дением является икона «Троица».

В XVI в. Русское государство вступало, завершив объе­динение русских земель. К концу XVI в. утвердилось новое наименование — «Россия». Важнейшим процессом развития русской государственности в XVI в. было завершение цент­рализации.

Материальная культура. В XVI в. в городах стали появ­ляться каменные жилые постройки, принадлежавшие боя­рам или богатым купцам.

Господствующая система питания оставалась неизменной. Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяй­ства, воспитанию детей, поведению в быту стал «Домострой», написанный протопопом Сильвестром в середине XVI в. Воп­реки широко распространенным представлениям, «Домо­строй» старался смягчить нравы.

В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит Царь-пуш­ка, отлитая Андреем Чеховым в конце XVI в. Очень развито было ювелирное дело. В середине XVI в. для производства дорогого оружия и драгоценной утвари была создана специ­альная Оружейная палата.

Фольклор. В устном народном творчестве XVI в. видное место занимают сказания, связанные с деятельностью Ива­на Грозного. Царь предстает в народных преданиях гнев­ным, но нередко справедливым.

Письменность и книгопечатание. Рукописные книги в XVI в. оставались большой ценностью, хотя количество их возросло. Основным материалом для письма стала бумага. В 1563 г. была организована типография, которую возглави­ли дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В этой типографии были изданы богослужебные книги «Апо­стол» и «Часословец», причем полиграфический уровень издания был очень высок. Печатные книги ни в XVI, ни в XVII вв. не вытеснили рукописные, смысл печатания книг состоял тогда в исключении ошибок, неизбежных при пере­писывании.

Литература и общественная мысль. В 40-х гг. митрополит Макарий создал Великие Четьи Минеи, то есть сборни­ки литературных произведений, включавших весь круг чте­ния, дозволяемого церковью. В начале XVI в. старцем Фи-лофеем была выдвинута теория «Москва — третий Рим». Те­ория Филофея возвеличивала московских государей, утвер­ждала исключительность православия, служила основани­ем враждебного, презрительного отношения ко всему ино­земному, иноверному. В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно ре­лигиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистиче-ских взглядов. Важнейшей темой публицистики XVI в. стано­вятся поиски «правды». Слово «правда» в данном случае следует понимать в широком смысле, не только как «исти­на», но, главным образом, как «справедливость». Верши­ной этого жанра стала переписка Ивана Грозного с князем Курбским. По мнению Ивана Грозного, «правда» заключа­ется в служении царю.

Архитектура. С конца XV в. в развитии русской архи­тектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты мос­ковского и псковского зодчества. Прежние четкие различия архитектурных школ отдельных земель постепенно размы­вались.

В последней четверти XV в. начались большие строитель­ные работы в Московском Кремле. В 1476 — 1479 гг. при­глашенный из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти выстроил новый величественный Успенский собор. В XVI в. градостроительные работы продолжались и за пределами Кремля. На протяжении XVI в. мощные кре­постные стены и башни были построены в Нижнем Новго­роде, во многих подмосковных городах и монастырях. Про­должалось и храмовое строительство. Постепенно соборы становятся более устремленными вверх. Это достигалось за счет уменьшения ширины здания, более тесного расположе­ния куполов. Появляются каменные шатровые церкви (ра­нее шатровыми строились только деревянные). В 1555 — 1561 гг. на Красной площади в Москве был построен знаме­нитый шедевр русской архитектуры - собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного).

Изобразительное искусство. Выдающимся образцом изобразительного искусства XVI в. являются фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Во­логдой, созданные великим художником Дионисием.