logo search
Lektsii_IOGP_s_textualnymi_i_grammaticheskimi

Создание буржуазного государства.

Буржуазная государственность возникла на основе царской. Наиболее ненавистные органы старого аппарата были разрушены (смещены губернаторы, разогнана полиция, изменены органы самоуправления), создан ряд новых органов (комиссары Временного правительства, комитеты общественных организаций, земельные комитеты, Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов). Новая власть попыталась также приспособить царский аппарат к новым условиям (продолжали работать особые совещания, военно-промышленные комитеты).

Важнейшее место в системе органов государственной власти занимало Временное правительство. Оно возникло не по инициативе народных масс. Если на Западе в результате буржуазных революций создавались парламенты и ответственные перед ними правительства, то у нас все было по-другому. Главной движущей силой революции у нас была не буржуазия, а рабочий класс, который вместе с крестьянством начал процесс демократизации снизу (в результате этого появились Советы в центре и на местах).

Временное правительство формировалось из представителей партий. Созданное 2 марта 1917 г. оно было по своей классовой сущности буржуазным. В него вошли 11 представителей капиталистов и помещиков и 1 социалист - Керенский.

Последующие составы Временного правительства были коалиционными, однако это не изменило сущности и классовой природы правительства: эсеро-меньшевистские министры проводили ту же классовую политику, что и буржуазные министры. За время своего 8 –ми месячного существования Временное правительство пережило несколько «министерских кризисов» (апрель, июль, август). После разгрома в августе корниловского контрреволюционного мятежа Керенский пытается установить режим личной власти. Он встал во главе созданной им Директории из 5 человек. Но просуществовала она недолго, в конце сентября Керенский сформировал третье по счету коалиционное правительство.

Однако политический кризис обострялся, страна уходила из-под контроля правительства. Временное правительство не смогло решить ни аграрный вопрос, ни вопрос о мире, ни национальный вопрос. Крестьянам советовали терпеливо ждать разрешения аграрного вопроса на Учредительном Собрании, созыв которого неоднократно откладывался. А крестьянское движение в стране резко усилилось (за сентябрь-октябрь отмечалось 105 случаев подавления крестьянских выступлений с помощью войск).

Временное правительство оказалось неспособным управлять страной ни в период господства в нем кадетов, ни при меньшевиках и эсерах. Причина этого – контрреволюционный курс правительства в условиях углублявшейся революции. За 8 месяцев существования Временное правительство так и не смогло создать новый парламент, вместо распущенной царем Госдумы. Выборы в Учредительное собрание были назначены на 17 сентября, затем перенесены на 12 ноября.

В августе 1917 года правительство решило созвать Государственное совещание (в Москве), которое должно было стать эквивалентом Учредительного собрания, т.е. парламента. Рабочие все время стремились передать власть съезду Советов, а правительство созывает государственное совещание с целью создания «Сильной власти». Однако Совещание с этой задачей не справилось, зато подготовило почву для мятежа Л.Корнилова. В настоящее время очень много говорят о миролюбии и стремлении к ненасильственным методам развития со стороны российской буржуазии. Тема альтернативного развития России: реформаторство или большевизм – очень модна сейчас. Корнилова пытаются представить как мятежного генерала-одиночку. Но, увы, это не соответствует действительности. Перед лицом объективных фактов как мыльный пузырь лопаются все эти мифы о мятежном генерале- одиночке, о миролюбии и реформаторстве российской буржуазии.

Мысль об установлении военной диктатуры не оставляла буржуазию с первых же дней Февральской революции. Генерал Деникин предлагал точнее говорить не о «корниловском заговоре», а о корниловском движении, захватившем широкие круги русской общественности! Главной задачей заговорщиков являлось упразднение Советов, наложение запретов на профсоюзы и т.д. Причем, русская буржуазия не жалела средств для подготовки военного переворота. Готовя расправу над большевиками, буржуазная печать внушала мысль, что большевизму нет места на русской земле.

Как известно, корниловский мятеж был сорван большевиками при активной поддержке масс.

В последние дни августа правительство созывает на сей раз Демократическое совещание (в Петрограде) с той же целью: создание «сильной власти» Состав совещания был мелкобуржуазным. 22 сентября Демократическое совещание утвердило Всероссийский демократический Совет (предпарламент), перед которым должно быть ответственно Временное правительство. Все эти попытки правительства созвать Совещания (как подобие парламента) уже не могли ничего изменить. Революционная активность масс нарастала с каждым днем. Предпарламент начал работу 7 октября и стал называться Временным Советом Республики. Но это было только название. Правительство перед ним не отвечало, сам он стал совещательным органом при правительстве.

Временное правительство стремилось сохранить в неприкосновенности старый государственный аппарат, оставшийся от царизма. В систему центральных органов не было внесено существенных изменений. Продолжали функционировать Сенат (высший судебный орган), Госсовет (один из центров реакции). Хотя формально ІV Госдума была распущена царем, но Думский комитет продолжал действовать. Временное правительство согласовывало все свои важные мероприятия с Думским комитетом (не зря же Временное правительство вышло из недр Думы!). Перемены в составе правительства во время всех его кризисов были проведены с согласия думского комитета. На частных совещаниях членов Госдумы заслушивались доклады министров Временного правительства, обсуждались важнейшие вопросы внешней и внутренней политики и неизменно принимались выгодные для помещиков и буржуазии решения. Временное правительство распустило Думу и Госсовет лишь 6 октября 1917 г. Этот шаг был сделан для ослабления революционного натиска.

В созданных новых министерствах (продовольствия, труда, почт и телеграфа, общественного призрения) были установлены старые бюрократические порядки и методы работы. О демократизации центрального аппарата управления не могло быть и речи. Назначение руководителями некоторых министерств меньшевиков и эсеров не отразилось на их работе: по-прежнему работавшие в них царские чиновники продолжали проводить реакционную политику.

Чтобы создать видимость демократических преобразований, было ликвидировано охранное отделение и корпус жандармов. Но взамен в главном управлении милиции был создан новый аппарат, занимавшийся слежкой и доносами.

Полиция была переименована в милицию. Городская и земская народная милиция подчинялась теперь местным органам самоуправления и губернским комиссарам (представителям власти Временного правительства на местах). Местные органы самоуправления содержали, управляли милицией и выбирали начальников милиции.

Временное правительство сохранило созданные царизмом органы регулирования военной экономики: особые совещания, военно-промышленные комитеты.

Кроме того, были учреждены при Временном правительстве Экономический совет и Главный экономический комитет. В них наряду с промышленниками входили и представители профсоюзов, но 75% мест было за буржуазией, которая принимала решения для защиты своих интересов.

Государство усиливало свое вмешательство в дела частной экономики, была установлена монополия государства над особо важными отраслями производства.

Временное правительство для успокоения крестьян создало целую сеть земельных комитетов: главный, губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Однако в эти комитеты вошли помещики, которые всячески срывали их работу.

В марте 1917 г. было учреждено Юридическое совещание. Этот орган оказывал огромное влияние на политику Временного правительства. В него входило 7 видных юристов- все кадеты. Все законопроекты разрабатывались Юридическим совещанием, безусловно, в интересах буржуазного развития страны. Однако следует отметить, что Юридическое совещание вынуждено было считаться и с революционной обстановкой в стране. Оно рекомендовало демократические выборы, в которых участвовали бы и военнослужащие. Оно рекомендовало также предоставить женщинам право занимать государственные должности. В национальном вопросе Совещание стояло на непримиримой позиции сохранения унитарного государства. Вопросы автономии вызывали резко негативную реакцию. Попытки создать национальные самоуправления для бурят, киргизов и т.д. были отвергнуты.

В октябре при Юридическом совещании была создана особая комиссия, которая занялась проектом конституции. По этому проекту Россия становилась президентской буржуазной республикой с двухпалатным парламентом. Исключительно широкие полномочия президента по своей структуре напоминали компетенцию царя, а 2 палаты парламента – старые Госсовет и Госдуму. Закончить работу комиссия не успела, и Конституцию Российского государства дописывали уже в 1919г. в Париже.

Юридическое совещание уделило много внимания вопросам местного управления и самоуправления. Оно рассмотрело акты о городских выборах на демократической основе, о введении земств в не земских губерниях. Эти меры способствовали демократизации управления в России, передавая вместе с тем управление на местах местной буржуазии.

Местный аппарат управления. В государственном аппарате на местах произошли более крупные изменения, чем в центре. Здесь происходило 2 процесса: децентрализация (ослабление госаппарата) и демократизация (под сильным давлением снизу).

Были ликвидированы посты губернаторов, градоначальников, вместо них назначены комиссары Временного правительства. Буржуазия создавала на местах комитеты общественных организаций. Они создавались не путем выборов населением (на это Временное правительство пойти боялось), а путем представительства в них различных органов (дум, земств, политических партий и т. д.).

В этих комитетах большинство принадлежало буржуазным и помещичьим партиям, но создавалась иллюзия представительства в них «от всех классов и групп». Комитеты общественных организаций представляли собой суррогат представительных учреждений на местах и использовались для оказания поддержки и помощи комиссарам Временного правительства.

Кроме того, на местах создавались комитеты общественной безопасности, гражданские комитеты. В них входили мелкие буржуа, рабочие, т.е. буржуазия пыталась поставить под свой контроль рабочие организации.

Заметных успехов добилось Временное правительство в реорганизации местного самоуправления. Были введены земства в неземских губерниях Севера, Сибири, Ср. Азии.

Значительно расширились полномочия земских и городских органов управления. Были чреждены волостные земские собрания (прежние волостные учреждения: сход, правление упразднялись).

Если до февраля земства избирались на основе высокого имущественного ценза, то теперь волостные и уездные земские учреждения стали избираться на всеобщих, равных и прямых выборах.

В городах с населением свыше 150 тысяч были учреждены районные думы как органы самоуправления.

Ну и, конечно же, на местах повсеместно создавались Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В отдельных районах, на окраинах страны образовывались местные казачьи, националистические правительства, т.е. российский унитаризм эволюционировал в сторону федерализма (буржуазные национальные движения набирали силу).

Необходимо отметить, что если в центре мы говорим о двоевластии, то на окраинах России, в казачьих районах было, как минимум, 3 власти (дополнительно это были казачий Круг, национальные Советы).