logo search
СЕВА

6.2.4. Социально-экономическое и политическое развитие ссср в 1964—1985 гг.

Основные характеристики периода. Социально-эконо­мическое и политическое развитие нашей страны в период с 1964 по 1985 год характеризовалось наличием двух проти­воречивых тенденций. С одной стороны, руководство не могло отказаться от некоторых перемен, произошедших в обще­стве в середине 50-х годов, в первую очередь, от линии на повышение уровня жизни и от поддержания высоких тем­пов развития. Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ. С другой стороны, совершенно очевидным являлось желание политической элиты сохранить существующее положение, тенденция к кон­сервативному курсу, направленному на сохранение в целос­тности советской системы, стабильности в высших эшело­нах власти. В данной ситуации даже явно прогрессивные начинания в экономической сфере вступали в противоречие с господствующей в обществе командно-административной системой, устаревшей оргструктурой, закостеневшим эко­номическим мышлением.

Экономическое развитие. Реформы 60-х годов и их последствия. Нарастание «застойных явлений» в эконо­мике. Начало периода отмечено попыткой реформирования экономики в духе преобразований предшествующего этапа (хрущевских реформ). Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965 г.) поставил задачу изменить соотношение между ад­министративными и экономическими методами управления предприятиями в пользу последних. Проводимая реформа была направлена на расширение хозяйственной самостоя­тельности предприятий и усиление материальной заинтере­сованности рабочих в результатах своего труда. Произошли изменения в формах и методах управления народным хо­зяйством: восстанавливались отраслевые министерства. Осу­ществляется совершенствование системы планирования: выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, то есть учитывалось только то, что действительно было продано. Оплата труда ставилась в зависимость от общих итогов работы пред­приятия. Вводилась взаимная ответственность предприятий за поставку продукции друг другу.

Сами предприятия получили некоторую свободу в вопро­сах планирования, заработной платы, распоряжении при­былью — все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показа­телей. Руководство уделило внимание решению проблем народного потребления: значительные финансовые ресурсы шравлялись в сельское хозяйство, легкую и пищевую про-инленность, нефтегазовую отрасль.

Несмотря на то, что реформа проводилась достаточно медленно, она дала ряд неплохих результатов. Восьмая пя-тлетка (1965—1970), совпавшая с началом реформ, оказалась лучшей за все послевоенные годы: значительно вырос валовой общественный продукт (на 43 %), национальный доход — на 45 %, продукция промышленности выросла на 50 %. Стабилизируются темпы роста производительности зуда, растет средняя зарплата.

Все же инициатору реформ, тогдашнему председателю совета министров А.Н. Косыгину, не удалось довести ее до сонца. Хозяйственная реформа не получила дальнейшего югического развития. Расширение самостоятельности предприятии плохо сочеталось с параллельным увеличением' количества министерств, усилением их административных и ведомственных полномочий. Уже в самом начале реформ наблюдалось охлаждение к ним со стороны партийной эли­ты. Партийный аппарат увидел в реформе попытку разру­шить всю плановую систему, и от этой идеи тут же отступи­ли. Постепенно ограничивались права предприятий, возрас­тало количество плановых показателей, участились коррек­тировки планов. Начиная с девятой пятилетки, происходит прекращение роста жизненного уровня населения. Сокра­щается валовой внутренний продукт, производительность труда, падает фондоотдача, эффективность капиталовложе­ний. Страна погружается в застой.

Естественно, нельзя не отрицать некоторых успехов, до­стигнутых страной в рамках данного временного отрезка. Так, к началу 70-х годов во много раз увеличилось произ­водство электроэнергии, нефти, газа, станков. В ряде отрас­лей в непосредственную производительную силу превраща­ется наука, ее достижения. В производство внедряются ЭВМ, кибернетические устройства, станки с программно-числовым управлением. Строятся атомные энергетические станции, работающие на ядерном топливе.

Однако в целом партийно-государственный аппарат ока­зался неспособным перестроить экономику страны в соот­ветствии с новым этапом научно-технической революции («микроэлектронная революция»). В структуре экономики господствующее положение занимали устаревшие, традици­онные отрасли (производство стали, чугуна, железной руды и т. д.). Сказывалась предельная милитаризация экономи­ки, чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство. Экономика развивалась в основном за счет экстенсивных факторов — министерства предпочитали строить новые пред­приятия, а не оснащать новые. В итоге вытеснение ручного труда в производстве шло очень медленно. Автоматические линии составляли в конце 70-х годов всего лишь 6 % от общего объема оборудования, при этом ручным и малоква­лифицированным трудом было занято более половины всех работников материального производства (50 млн. человек). Политическая элита предпочитала наращивать экспорт не-фти и газа, доходы от продажи которых позволяли снижать юциальную напряженность, сглаживать последствия кри-шса в легкой промышленности и других сферах народного созяйства. Определенное значение имели и субъективные факторы: низкая дисциплина работников, недостаточная требовательность к кадрам.

В итоге уже в 70-е годы наметилось резкое отставание СССР от развитых капиталистических стран Запада по темпам эко­номического развития. Реальных попыток реформировать кономику в соответствии с требованиями научно-техничес­кой революции не производилось. Вместо этого проводились штяжные эксперименты с введением хозрасчета на предприятиях, предпринимались попытки изменить организацию промышленного производства путем создания научно-производственных объединений (НПО). Желаемого слияния науки и производства эти меры не принесли. Отличительным признаком данной эпохи стал рост масштабов незаконной про­мышленной и торговой деятельности, коррупции. В этой об­становке все проникающие на руководящие посты лица стре­мились обогатиться. Происходит сращивание государственных структур и спекулятивного капитала. В результате дохо­ды теневой экономики исчислялись миллиардами рублей. К началу 80-х годов стала очевидной неэффективность ограни­ченного реформирования советской системы.

Состояние политической системы. Как считают многие современные ученые, нарастание кризисных явлений в экономике в данный период было связано с тем, что преобразования в социально-экономической сфере не были поддержаны реформированием политической и социальной сфер. Что представляло собой советское общество в период брежневского правления?

Политическое развитие общества характеризовалось все­властием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн. человек). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. Вследствие отсутствия механизма обжалования действий иновников, растет их безнаказанность, аппарат часто даже не считал нужным руководствоваться Конституцией. Более того, руководители центральных и региональных комитетов партии издавали указы, инструкции, прямо противоречащие конституции. Такое положение вещей благоприятствовало быстрому развитию теневой экономики, расхищению госу­дарственной собственности, сращиванию преступных, уголов­ных элементов с органами государственной власти.

Основным противоречием в политической системе явля­лось расхождение между демократической формой и бюрок­ратической сущностью советского строя. В Конституции 1977 года подчеркивался общенародный характер советского го­сударства, равноправие всех граждан. Нормы, прописанные в Конституции, расходились с реальной ситуацией. Формаль­но, при выборах в Советы избиралось много депутатов, были народные контролеры, дружинники, профсоюзы. Однако фактически вся власть концентрировалась в верхних эше­лонах: партия осуществляла контроль за деятельностью ад­министрации, на руководящие должности назначались ис­ключительно партийные работники.

Верховный совет не контролировал правительство, был по существу декоративным органом, призванным лишь одоб­рять подготовленные аппаратом решения. В местных сове­тах все решал исполнительный комитет, над которым, в свою очередь, стоял секретарь райкома КПСС. Таким образом, реальная власть в стране полностью находилась в руках партийного аппарата.

В условиях коррупции власти, многочисленных фактов попирания закона со стороны аппарата, расхищения госу­дарственной собственности меняется весь жизненный уклад советского общества. Нарастают кризисные явления, выра­зившиеся в падении трудовой дисциплины, идейной моти­вации- труда, росте апатии, безразличия, воровства. В ду­ховном развитии общества усиливается критический на­строй, появляется диссидентское движение, представители которого выступили с резкой критикой командно-админис­тративной системы.

К началу 80-х годов советская тоталитарная система ли­шается массовой поддержки общества. Кризисные явления, характерные для советской экономики в 70-е - начале 80-х годов были хорошо известны руководству, однако длитель­ное время оно не могло решиться на радикальные реформы, тем более что продажа нефти на Запад позволяла отложить этот вопрос. Между тем кризис в экономике распространялся и на социальную систему, затронув и государственные органы власти в виде коррупционных процессов. Таким об­разом, стагнация экономической сферы угрожала в начале 80-х годов уже непосредственно государственному функцио­нированию в СССР.

15 месяцев Андропова. Приход к власти в 1982 году Ю.В. Андропова обусловил переоценку прежнего подхода к экономическим проблемам. Не ставя под сомнение основы политического устройства СССР, новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуляцией и другими про­явлениями теневой экономики. Было проведено несколько показательных процессов над руководителями торговли, происходит активная чистка замешанных в коррупции партийных кадров. Устанавливается жесткий контроль за соблюдением рабочего режима, вводятся строгие меры на­казания за пьянство и другие дисциплинарные нарушения на производстве. В целом указанные меры укрепили управ­ляемость экономическими процессами и должны были по­служить основой для более широкомасштабных реформ в ближайшем будущем. В начале 1983 года Андропов пору­чил группе ответственных работников ЦК КПСС (в том чис­ле будущим «архитекторам» перестройки — М.С. Горбачеву и Н.И. Рыжкову) подготовку принципиальных предложе­ний по экономической реформе. Речь шла о возможном вве­дении хозрасчета и предоставлении самостоятельности пред­приятиям, создании концессий и кооперативов, совместных предприятий и акционерных обществ. Смерть Андропова и приход к власти консервативного лидера Черненко заморо­зили имеющиеся планы реформ. Возобновление'экономи­ческих преобразований в СССР произошло после очередной смены руководства страны. С именем нового главы совет­ского государства М.С. Горбачева связана политика пере­стройки как попытки обновления социализма.