logo search
СЕВА

6.4. Страны Азии в 1945 - 2000 гг.

Крушение колониальной системы. Вторая мировая война оказала громадное влияние на развитие стран Востока. В боях участвовало огромное количество азиатов и африкан­цев. Только в Индии было призвано в армию 2,5 млн. чело­век, во всей Африке — около 1 млн. человек (а еще 2 млн. были заняты обслуживанием нужд армии). Огромны были потери населения в ходе боев, бомбардировок, репрессий, из-за лишений в тюрьмах и лагерях: в Китае за годы войны погибло 10 млн. человек, в Индонезии — 2 млн человек, на Филиппинах — 1 млн Неимоверны были бедствия населе­ния, разрушения и убытки в зонах военных действий. Но наряду со всеми этими тяжелыми последствиями войны не­сомненны и ее положительные результаты.

Народы колоний, наблюдая поражения армий колониза­торов, сначала — западных, потом — японских, навсегда из­жили миф об их непсобедимости. В годы войны как никогда четко определились позиции разных партий и лидеров.

Самое же главное- в эти годы выковывалось и созрело массовое антиколониальное сознание, сделавшее необрати­мым процесс деколонизации Азии. В странах Африки этот процесс по ряду причин развернулся несколько позже.

И хотя борьба за достижение независимости еще потре­бовала ряда лет упорного преодоления попыток традицион­ных колонизаторов вернуть «все старое», жертвы, прине­сенные народами Востока во Второй мировой войне не были напрасны. В пятилетие после окончания войны добились независимости почги все страны Южной и Юго-Восточной Азии, а также Дальнего Востока: Вьетнам (1945 г.), Индия и Пакистан (1947 г.), Бирма (1948 г.), Филиппины (1946 г.). Правда, Вьетнаму пришлось в дальнейшем воевать .еще трид­цать лет до достиже ния полной независимости и территори­альной целостности, другим странам — меньше. Однако во многом военные и иные конфликты, в которые втягивались эти страны вплоть до недавнего времени, порождены уже не колониальным прошлым, а внутренними или международ­ными противоречиями, связанными с их независимым, су­веренным существованием.

Традиционные общества Востока и проблемы модер­низации. Развитие современного мирового сообщества про­исходит в духе глобализации: сложились мировой рынок, единое информационное пространство, существуют между­народные и наднациональные политические, экономические, финансовые институты и идеологии. Народы Востока ак­тивно участвуют в этом процессе. Бывшие колониальные и зависимые страны получили относительную независимость, но стали вторым и зависимым компонентом в системе «мно­гополюсный мир — периферия». Это было определено тем, что модернизация восточного общества (переход от тради­ционного общества к современному) в колониальный и по­стколониальный период проходила под эгидой Запада.

Западные державы по-прежнему стремятся и в новых условиях сохранить и даже расширить свои позиции в стра­нах Востока, привязать их к себе экономическими, политическими, финансовыми и прочими узами, опутав сетью со­глашений о техническом, военном, культурном и прочем сотрудничестве. Если же это не помогает или не получает­ся, западные державы, особенно США, не колеблясь, прибе­гают к насилию, вооруженной интервенции, экономической блокаде и прочим средствам давления в духе традиционного колониализма (как в случае с Афганистаном, Ираком и дру­гими странами).

Тем не менее, в будущем под влиянием изменений в раз­витие экономики, научно-техническом прогрессе возможно перемещение мировых центров — экономических, финансо­вых, военно-политических. Тогда, возможно наступит ко­нец евро-американской направленности эволюции мировой цивилизации, а восточный фактор станет направляющим фактором всемирной культурной основы. Но пока доминан­той складывающейся мировой цивилизации остается Запад. Его сила опирается на сохраняющееся превосходство произ­водства, науки, технологии, военной сферы, организации экономической жизни.

Страны Востока, несмотря на различия между ними, в большинстве своем связаны сущностным единством. Их объе­диняет в частности, колониальное и полуколониальное про­шлое, а также периферийное положение в мировой эконо­мической системе. Их объединяет также то, что по сравне­нию с темпами интенсивного восприятия достижений науч­но-технического прогресса, материального производства, сближение Востока с Западом в сфере культуры, религии, духовной жизни происходит относительно медленно. И это естественно, потому что менталитет народа, его традиции в одночасье не меняются. Иными словами, при всех нацио­нальных различиях страны Востока до сих пор роднит на­личие определенной совокупности ценностей материально­го, интеллектуального и духовного бытия.

Повсюду на Востоке модернизация имеет общие черты, хотя каждое общество модернизировалось по-своему и полу­чило свой результат. Но при этом западный уровень матери­ального производства и научных знаний остается для Восто­ка критерием современного развития. В разных восточных странах проходили проверку, как западные модели рыноч­ной экономики, так и социалистические плановые, по образцу СССР. Соответствующие воздействия испытывали иде­ология и философия традиционных обществ. Причем «со­временное» не только сосуществует с «традиционным», об­разует с ним синтезированные, смешанные формы, но и про­тивостоит ему.

Одна из особенностей общественного сознания на Восто­ке заключается в мощном влиянии религий, религиозно-философских доктрин, традиций как выражения социаль­ной инертности. Выработка современных взглядов происхо­дит при противоборстве традиционного, обращенное в про­шлое шаблона жизни и мысли с одной стороны, и современ­ного, ориентированного на будущее, отмеченного научным рационализмом — с другой.

История современного Востока свидетельствует о том, что традиции могут выступать как в качестве механизма, спо­собствующего восприятию элементов современности, так и в качестве тормоза, блокирующего преобразования.

Правящая элита Востока в социально-политическом от­ношении делится, соответственно, на «модернизаторов» и « охранителей ».

«Модернизаторы» пытаются примирить науку и религи­озную веру, социальные идеалы и морально-этические пред­писания религиозных доктрин с действительностью через освящение научного знания священными текстами и кано­нами. «Модернизаторы» нередко призывают к преодолению антагонизма между религиями и допускают возможность их сотрудничества. Классический пример стран, сумевших при­способить традиции с современностью, материальными цен­ностями и институтами западной цивилизации — конфуци­анские государства Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (Япония, «новые индустриальные страны», Китай).

Напротив, задача фундаменталистов-«охранителей» — переосмысление действительности, современных социокуль-турных и политических структур в духе священных текстов (например, Корана). Их апологеты утверждают, что не ре­лигии должны приспосабливаться к современному миру с его пороками, а общество должно строиться так, чтобы со­ответствовать основным религиозным принципам. Фунда­менталистам-«охранителям» присущи нетерпимость и «по­иск врагов». Во многом успехи радикальных фундаменталистских движений объясняются тем, что они указывают людям на их конкретного врага (Запад), «виновника» всех его бед. Фундаментализм получил широкое распростране­ние в ряде современных исламских стран — Иране, Ливии и др. Исламский фундаментализм — это не просто возвраще­ние к чистоте подлинного, древнего ислама, но и требование единства всех мусульман в качестве ответа на вызов совре­менности. Тем самым выдвигается претензия на создание мощного консервативного политического потенциала. Фун­даментализм в его крайних формах ведет речь об объедине­нии всех правоверных в их решительной борьбе с изменив­шимся миром, за возврат к нормам очищенного от поздней­ших наслоений и искажений настоящего ислама.

Японское экономическое чудо. Япония вышла из вто­рой мировой войны с разрушенной экономикой, угнетенной в политической сфере — ее территория была оккупирована войсками США. Период оккупации закончился в 1952 году, за это время с подачи и при содействии американской адми­нистрации в Японии были проведены преобразования, при­званные направить ее на путь развития стран Запада. В стра­не вводилась демократическая конституция, права и свобо­ды граждан, активно формировалась новая система управ­ления. Такой традиционный японский институт как монар­хия сохранялся лишь символически.

К 1955 году, с появлением либерально-демократической партии (ЛДП), которая стояла у руля власти несколько пос­ледующих десятилетий, политическая ситуация в стране окончательно стабилизировалась. В это время происходит первая смена экономических ориентиров страны, заключав­шаяся в преимущественном развитии промышленности груп­пы «А» (тяжелая промышленность). Ключевыми отраслями экономики становятся машиностроение, судостроение, ме­таллургия

Вследствие ряда факторов во второй половине 50-х — на­чале 70-х годов Япония продемонстрировала небывалые тем­пы роста, обогнав по ряду показателей все страны капита­листического мира. Валовой национальный продукт (ВНП) страны увеличивался на 10 — 12 % в год. Будучи весьма скудной, в сырьевом отношении, страной, Япония смогла развить и эффективно использовать энергоемкие и трудоемкие технологии тлжелой промышленности. Работая по боль­шей части на привозном сырье, страна смогла пробиться на мировые рынки: и добиться высокой рентабельности хозяй­ства. В 1950 г. вациональное богатство оценивалось в 10 млрд. долларов, а 1965 уже в 100 млрд. долларов, в 1970 эта цифра достигла 200 млрд., в 1980-м был перейден порог в 1 триллион.

Именно в 60-е годы появилось такое понятие, как «япон­ское экономическое чудо». В то время, когда 10 % счита­лись высоким показателем, промышленное производство Японии увеличивалось на 15 % в год. Япония в два раза превзошла в этозм отношении страны Западной Европы и в 2,5 раза - США.

Во второй половине 70-х годов произошла вторая смена приоритетов в рамках экономического развития, что было связано, прежде всего, с нефтяным кризисом 1973 — 1974 годов и резким и одорожанием нефти — основного энергоно­сителя. Наиболее остро подъем цен на нефть отразился на базовых отраслях японской экономики: машиностроении, металлургии, судостроении, нефтехимии. Первоначально Япония была вынуждена значительно сократить ввоз нефти, всячески экономить на бытовых нуждах, но этого оказалось явно недостаточно. Кризис экономики, ее энергоемких от­раслей, обострялся традиционной для страны нехваткой зе­мельных ресурсов, экологическими проблемами. В этой си­туации японцы поставили во главу угла развитие энергосбе­регающих и наукоемких технологий: электроники, точного машиностроения:, средств связи. В результате Япония выш­ла на новый уровень, вступив в постиндустриальную инфор­мационную стадию развития.

Что же позволило разрушенной после войны многомилли­онной стране, практически лишенной полезных ископаемых, достичь такого успеха, относительно быстро войти в число лидирующих в экономическом отношении мировых держав и добиться высс«к:ого уровня благосостояния граждан?

Конечно, все это в немалой степени было обусловлено всем предшествующим развитием страны, которая в отли­чие от всех друглх стран Дальнего Востока, да и большей части Азии, изначально встала на путь преимущественного развития частнособственнических отношений в условиях незначительного - давления государства над обществом.

Очень важным был предыдущий опыт капиталистиче­ского развития, последовавший за реформами Мэйдзи. Бла­годаря им обособленная островная страна с весьма специфи­ческими культурными чертами смогла адаптироваться к новым реалиям мирового развития, изменениям обществен­ной и экономической жизни.

Хороший толчок дали реформы периода оккупации пос­ле второй мировой войны. Окончательно поставив страну на путь демократического развития, они высвободили внутрен­ние силы японского общества.

Поражение в войне, уязвившее национальное достоин­ство японцев, также стимулировало их высокую экономи­ческую активность.

Наконец отсутствие, вследствие запрета, собственных вооруженных сил и расходов на них, американские промыш­ленные заказы, благоприятная политическая обстановка также сыграли важную роль в формировании «японского чуда».

Совокупное влияние всех этих факторов и породило яв­ление, известное как «японское экономическое чудо», отра­зившее характер развития японского общества во второй половине XX века.

Исламская революция в Иране. Революционные собы­тия конца 70-х годов XX в. в Иране были вызваны к жизни социально-экономическими и политическими реформами, проводившимися шахом Мохаммедом Пехлеви и его окру­жением в предшествующий период. Данные преобразования были направлены на ликвидацию полуфеодальных отноше­ний в стране, ускоренную модернизацию Ирана и его интег­рацию в современный капиталистический мир (так называ­емая «белая революция»).

Из 19 реформ важнейшей была аграрная, направленная на передачу земли крестьянам-арендаторам. Тем самым по­ощрялось создание товарных хозяйств. Вместе с тем множе­ство семей землевладельцев не смогли адаптироваться к но­вым условиям и устремились в город, пополняя ряды неква­лифицированных рабочих, безработных, люмпенов.

Помимо аграрной реформы проводится и модернизация промышленности. Значительно возросли поступления от продажи нефти, появились новые отрасли легкой и тяжелой промышленности. Несмотря на то, что реформы помог­ли стране преодолеть ее социально-экономическую отста­лость, развитие экономики не было органичным и равно­мерным. Одни отрасли развивались ускоренно, в других наблюдался застой. На всех уровнях имели место такие па­губные явления, как расточительность, бесхозяйственность, коррупция, жажда наживы, перекрывавшие во многом по­ложительные стороны реформ.

Главной ошибкой шаха стала его опора исключительно на силу, а также явное пренебрежение интересами исламс­кого духовенства, ущемленного реформами. Авторитет ду­ховенства оказался значительно подорванным в результате попыток модернизации и секуляризации страны, внедрения западной культуры. Духовенство смогло привлечь к борьбе широкие слои населения, уставшего приспосабливаться к быстрой капиталистической модернизации страны. Массо­вой базой революции стали средние городские слои, обни­щавшие крестьяне и нищие.

Во главе революции встал аятолла (обладатель высшего религиозного звания) Хомейни, сумевший довести ее до по­бедного конца. В обстановке небывалого подъема революци­онной активности народа вопрос о власти был фактически решен уже в начале 1979 года. Шах покинул народ, в стра­не был проведен референдум, следствием которого было про­возглашение Исламской Республики Иран. В декабре того же года была принята конституция страны, в которой было специально оговорено, что высшая власть в стране принад­лежит духовенству в лице Хомейни (после его смерти — его преемнику), а гражданскую политическую власть осуществ­ляет президент, парламент (меджлис) и премьер.

Внутриполитическая жизнь страны после революции ха­рактеризуется доминированием духовенства, которое смог­ло сформировать крупнейшую фракцию в парламенте, скон­центрировать в своих руках исполнительную власть, обра­зование, карательные органы, расправиться с оппозицией. В Иране насаждается исламская этика, выдвигается тезис о Коране как конституции всего человечества.

Для внешней политики характерна явная антизападная направленность. Новая власть расторгла ряд гражданских и военных контрактов с США и другими странами, ликвидировала американские военные базы, банки и компании. Ос­новным внешнеполитическим принципом была объявлена формула «Ни Запад, ни Восток, а ислам». Иран вплоть до настоящего времени считает своей обязанностью проведе­ние «экспорта» исламской революции, поддерживает ради­кальные фундаменталистские движения во многих странах. Таким образом, исламская революция в Иране была не­разрывно связана с провалом реформ, проводя которые шах, его окружение и американские советники нимало не счита­лись ни с народом, ни с его традициями и обычаями, корнями, уходящими в многотысячелетнюю историю. Но именно народу пришлось расплачиваться за реформы, которые не­сли бешеное обогащение кучке богачей (в частности, от про­дажи нефти), спекулянтов, чиновничества и обнищание, разорение рабочего люда, крестьянства, мелких предприни­мателей. В стране расцвели такие негативные явления за­падной культуры, как преступность, алкоголизм, наркома­ния, проституция. На «иранский пирог» ринулись тысячи международных проходимцев и авантюристов. Заморское, прежде всего, американское стало вытеснять свое иранское. Всеобщее падение морали и нравственности дополнило кар­тину. В этой ситуации социальный взрыв был неизбежен, а духовенство лишь умело им воспользовалось.