logo search
СЕВА

6.6.2. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации

Российская Федерация как новый субъект междуна­родных отношений. Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, то есть, размещением, мощью и соотношением сил в миро­вой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, по­литических, военных и экономических факторов.

Одним из важных составляющих геополитического по­ложения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жиз­неспособности) политического субъекта. С точки зрения сво­его геополитического положения Россия как прямая преем­ница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуа­ции. Эта ситуация сложилась в результате действий опреде­ленных геополитических закономерностей.

Со второй половины 80-х годов Советский Союз постепен­но стал утрачивать контроль сначала над странами социали­стического лагеря, а затем и союзными республиками.

После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн. квад­ратных километров территории. Возможности России в немалой степени определяются транспортно-географическим фактором. Территориальный массив России перестал соот­ветствовать каркасной транспортной инфраструктуре, суще­ствовавшей в СССР. Основные магистрали России — Южсиб и Транссиб — проходят через территорию Северного Казах­стана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказа­лись участки линий высоковольтных электропередач, свя­зи, трубопроводы.

Новые геополитические реалии сложились на западных границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных торговых пор­тов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на черномор­ском побережье — Новороссийский и Туапсинский.

На западной границе до распада СССР имелось 25 же­лезнодорожных переходов, современная же Россия распола­гает всего одним — из Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории Украины, Белоруссии и Молдовы.

Геополитические изменения коснулись и границ России. В рамках СССР из 77 административно-политических еди­ниц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось восемь стран-соседей, сейчас - 16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей государств нет. Значительная часть государственных границ не имеет официального государственного статуса.

Пространственно-географическое сужение за счет Бал­тийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Рос­сию, как отмечают геополитики, к «допетровским време­нам». Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля над ключевыми пространствами.

Россия и республики бывшего СССР. Со стороны новых геополитических субъектов - стран-республик бывшего СССР — наблюдалось ужесточение своих позиций, вплоть до тер­риториальных претензий; по ряду моментов нарастал украинский конфликт; заявил о себе сложный узел противоре­чий Молдавия-Приднестровье. В начале 90-х годов на тер­ритории бывшего СССР было зафиксировано 180 территори­ально-этнических споров.

Обеспечение процессов формирования государственнос­ти России и защиты ее территориальной целостности счита­ется приоритетной задачей в области внешней политики. Для России в нынешних границах важно завершить про­цесс становления как современного государственного обра­зования. При этом укрепление государственности таких рес­публик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также эко­номическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самим активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зрения геополитичес­ких интересов России.

Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных ме­сторождений нефти и газа на шельфе Каспия. Каспийс­кий бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть российского геостратегического по­тенциала. Одна из закономерностей геополитического про­цесса заключается в том, что если контроль над простран­ством теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. «Тюркский» и «исламский» факторы в условиях ослабления России как геополити­ческого субъекта стали активно проявлять себя в направ­лении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавка­за, используя при этом разные стандарты, в том числе и азербайджанский.

Руководители Азербайджана заявляют о желательности транспортировки нефти в Турцию, а через нее — на Запад, в обход России, по так называемому транскавказскому кори­дору. Эксперты считают, что товарный поток, движущийся из Центральной Азии через Россию, скрепляет Урал, По­волжье, Западную Сибирь, Дальний Восток и европейскую часть России в единое целое.

Россия и расширение НАТО на Восток. Для российско­го геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижение североатлантического альянса на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, ко­торая исконно была «незападной».

Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах возникает своего рода «санитарный кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад и пре­вращающий Калининградскую область в оторванный от ос­тальной российской территории эксклав.

Другая точка зрения в менее драматизированной форме представляет, что ряд стран Центральной Европы, присое­динившиеся к НАТО, в прошлом составляли плацдарм и буфер, а сейчас — только буфер, то есть, слабо милитаризо­ванную зону между Россией и альянсом.

В нынешних сложных условиях реализовать свои стра­тегические интересы в западноевропейском и восточноевро­пейском регионах удастся, если Россия будет опираться не на «геополитический императив», реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал.

Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион. Если иметь в виду восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он ока­зался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передви­нулся в группу лидирующих стран: в настоящее время по этому показателю он делит второе-третье места с Японией. В соответствии с прогнозами Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США опустит­ся на второе место, за ними будут следовать Япония, Индия и Индонезия.

И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI веке, геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической динамики. Россия на протяжении всей сво­ей истории всегда была серьезным геополитическим субъек­том. Она и сегодня является страной с самой большой в мире территорией, которая раскинулась на двух континентах.

Задача, которую Россия должна сама решить, — не допу­стить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене и, во-вторых, оттеснения от участия в решении про­блем, затрагивающих ее стратегические интересы.

Современная доктрина внешней политики РФ. Глав­ная стратегическая цель внешней политики самостоятель­ной России — возрождение и укрепление ее международных позиций. На реализацию этой задачи направлены разрабо­танные Правительством Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации.

Одной из особенностей данной концепции является от­сутствие идеологических установок или политических при­страстий к методам насилия, поворот к национальным ин­тересам страны и ее гражданам, защита которых и есть пред­назначение внешней политики ответственного демократи­ческого государства.

К основным положениям относятся: 1) обеспечение про­цессов формирования государственности России и защита ее территориальной целостности; 2) создание условий, обес­печивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ; 3) активное и полноправное учас­тие России в строительстве новой системы международных отношений, в которых ей было бы обеспечено достойное место.

В складывающейся системе международных отношений Российская Федерация, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу, и по влиянию в мире. Россия несет ответственность за фор­мирующийся новый миропорядок, за построение новой сис­темы позитивных взаимоотношений государств, ранее вхо­дивших в состав СССР.

События 11 сентября 2001 года и их воздействие на российскую внешнюю политику. Крупнейший в истории террористический акт, совершенный в США 11 сентября 2001 года, способствовал изменению внешнеполитических отно­шений России с государствами Запада. В настоящее время наметились явные тенденции к сближению России со стра­нами североатлантического альянса, в частности с Соеди­ненными Штатами Америки. Новое видение места России в мире отразилось в совместном заявлении президентов США и РФ: Д. Буша и В. Путина, касающегося обозначения того, что в сумме именуется «общим врагом». Это «терроризм, распространение оружия массового уничтожения, агрессив­ный национализм, этническая и религиозная нетерпимость, региональная нестабильность».

В условиях сглаживания противоречий между Россией и странами Запада президенты России и США выступили с инициативой проведения демонтажа ядерных арсеналов сво­их стран. В. Путин заявил о готовности сократить российс­кие наступательные вооружения в три раза (в настоящее время США обладает примерно семью тысячами стратеги­ческих ядерных боезарядов, Россия — шестью тьдсячами). В ходе сопоставления политической воли к разоружению вы­яснилось, что американцы, в принципе, согласны урезать свой арсенал до 1700 — 2200 боеголовок, а россияне — до 1500. Данная концепция разоружения и была принята за основу для дальнейших переговоров на уровне экспертов.

Как продолжение этой политики можно рассматривать решение ликвидировать две военные базы на Кубе и во Вьет­наме, принятое правительством России в октябре 2001 года. Известие о скором закрытии военных баз было воспринято с большим одобрением в США. Президент Джордж Буш на­звал его еще одним свидетельством окончания противостоя­ния двух стран: «оба государства избавляются от реликтов холодной войны и выстраивают для XXI века новые отно­шения, основанные на открытости и сотрудничестве».

В ноябре 2001 г. британский премьер-министр Т. Блэр разослал руководителям всех 19 стран — членов НАТО, ге­неральному секретарю альянса Д. Робертсону и российско­му президенту В. Путину послание, в котором предложил провести радикальную реформу руководящих органов НАТО. По его замыслу, «Россию следует форсированными темпами привлечь к принятию политических решений в рамках се­вероатлантического альянса, поскольку после событий 11 сентября, она фактически уже вошла в западную коалицию». Так, по согласованию с Россией Узбекистан предоставил США свои аэродромы для гуманитарных миссий, а Таджикистан - для нанесения авиационных ударов по Афганистану. Рос­сийские военные специалисты предоставили военному ве­домству Америки пакет разведывательных и других данных по Афганистану для проведения антиталибской операции. Современная политическая элита России ищет новую модель российско-американского сотрудничества, основанную на равноправном партнерстве с обеих сторон.

24 мая в Москве произошла встреча президентов России и США. Главным достижением встречи В. Путина и Д. Буша стало подписание Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов. В первой статье этого доку­мента говорится, что каждая из сторон сокращает и ограни­чивает стратегические ядерные запасы таким образом, что­бы к 31 декабря 2012 года суммарное количество боезаря­дов не превышало у каждой из сторон 1700 — 2200 единиц.

Кроме того, была подписана Декларация о новых страте­гических взаимоотношениях между Россией и США. При­нято совместное заявление об антитеррористическом сотруд­ничестве двух стран и создана рабочая группа по борьбе с терроризмом. В ходе визита американского президента ре­шено начать энергетический диалог, предусматривающий значительное расширение экспорта российской нефти в США и участие американских компаний в разработке и освоении новых месторождений в России.

28 мая 2002 г. в Риме состоялась встреча на высшем уров­не 19 стран — членов НАТО и России. Президент РФ В. Пу­тин подписал соглашение о радикальном изменении в отно­шениях России и Запада. Было объявлено о создании Сове­та России и Североатлантического альянса.

Двусторонний Совет — это орган, позволяющий России сотрудничать с НАТО на равноправной основе. Создание та­кого совета преследует цель решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, в число которых входят меж­дународный терроризм и другие угрозы со стороны экстреми­стских организаций, региональные конфликты. Двусторон­ний совет призван осуществлять взаимодействие между Рос­сией и НАТО по вопросам оружия массового поражения, не­стратегической воздушной обороны, поисково-спасательных операций на море, оперативного взаимодействия и военной подготовки в определенных отраслях. В Совете Россия — НАТО будут определять общие подходы к решению подобных про­блем и принимать совместные решения. Однако круг про­блем, по которым Россия сможет сказать свое слово, все же органичен. К обсуждению военных аспектов стратегии НАТО Россия допущена не будет. Нет у нее и права вето, хотя все решения в НАТО принимаются на основе консенсуса, то есть, единогласия. Это означает, что Россия становится полити­ческим, а не военным участником НАТО. По общему мне­нию, такое соглашение может способствовать усилению вли­яния Североатлантического альянса: партнерское сотрудни­чество с Россией даже по ограниченному кругу вопросов при­дает ему больше веса и авторитета на международной арене. Открываются возможности налаживания сотрудничества НАТО с такими отстоящими от него государствами как Ин­дия и Китай. Извлечет пользу из новой расстановки сил на мировой арене и Россия. Мы вправе рассчитывать, что стра­ны НАТО окажут нам поддержку в борьбе с международным терроризмом на территории Российской Федерации.

К сказанному следует добавить, что в настоящее время союз с Западом является стратегически выгодным для на­шей страны. Процесс изменения соотношения мировых сил, формирования модели мира XXI века предоставляет России очень хорошие шансы для того, чтобы не только участво­вать в нем, но и сделать это участие во многом определяю­щим. Складывающаяся геополитическая ситуация благопри­ятствует реализации главной задачи внешней политики Рос­сийской Федерации: возрождению и укреплению ее между­народных позиций.