6.6.2. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации
Российская Федерация как новый субъект международных отношений. Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, то есть, размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных и экономических факторов.
Одним из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) политического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей.
Со второй половины 80-х годов Советский Союз постепенно стал утрачивать контроль сначала над странами социалистического лагеря, а затем и союзными республиками.
После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн. квадратных километров территории. Возможности России в немалой степени определяются транспортно-географическим фактором. Территориальный массив России перестал соответствовать каркасной транспортной инфраструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России — Южсиб и Транссиб — проходят через территорию Северного Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы.
Новые геополитические реалии сложились на западных границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных торговых портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на черноморском побережье — Новороссийский и Туапсинский.
На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов, современная же Россия располагает всего одним — из Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории Украины, Белоруссии и Молдовы.
Геополитические изменения коснулись и границ России. В рамках СССР из 77 административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось восемь стран-соседей, сейчас - 16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей государств нет. Значительная часть государственных границ не имеет официального государственного статуса.
Пространственно-географическое сужение за счет Балтийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики, к «допетровским временам». Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля над ключевыми пространствами.
Россия и республики бывшего СССР. Со стороны новых геополитических субъектов - стран-республик бывшего СССР — наблюдалось ужесточение своих позиций, вплоть до территориальных претензий; по ряду моментов нарастал украинский конфликт; заявил о себе сложный узел противоречий Молдавия-Приднестровье. В начале 90-х годов на территории бывшего СССР было зафиксировано 180 территориально-этнических споров.
Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается приоритетной задачей в области внешней политики. Для России в нынешних границах важно завершить процесс становления как современного государственного образования. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самим активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России.
Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных месторождений нефти и газа на шельфе Каспия. Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть российского геостратегического потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. «Тюркский» и «исламский» факторы в условиях ослабления России как геополитического субъекта стали активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные стандарты, в том числе и азербайджанский.
Руководители Азербайджана заявляют о желательности транспортировки нефти в Турцию, а через нее — на Запад, в обход России, по так называемому транскавказскому коридору. Эксперты считают, что товарный поток, движущийся из Центральной Азии через Россию, скрепляет Урал, Поволжье, Западную Сибирь, Дальний Восток и европейскую часть России в единое целое.
Россия и расширение НАТО на Восток. Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижение североатлантического альянса на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была «незападной».
Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах возникает своего рода «санитарный кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад и превращающий Калининградскую область в оторванный от остальной российской территории эксклав.
Другая точка зрения в менее драматизированной форме представляет, что ряд стран Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли плацдарм и буфер, а сейчас — только буфер, то есть, слабо милитаризованную зону между Россией и альянсом.
В нынешних сложных условиях реализовать свои стратегические интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах удастся, если Россия будет опираться не на «геополитический императив», реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал.
Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион. Если иметь в виду восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в группу лидирующих стран: в настоящее время по этому показателю он делит второе-третье места с Японией. В соответствии с прогнозами Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США опустится на второе место, за ними будут следовать Япония, Индия и Индонезия.
И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI веке, геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической динамики. Россия на протяжении всей своей истории всегда была серьезным геополитическим субъектом. Она и сегодня является страной с самой большой в мире территорией, которая раскинулась на двух континентах.
Задача, которую Россия должна сама решить, — не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене и, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы.
Современная доктрина внешней политики РФ. Главная стратегическая цель внешней политики самостоятельной России — возрождение и укрепление ее международных позиций. На реализацию этой задачи направлены разработанные Правительством Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации.
Одной из особенностей данной концепции является отсутствие идеологических установок или политических пристрастий к методам насилия, поворот к национальным интересам страны и ее гражданам, защита которых и есть предназначение внешней политики ответственного демократического государства.
К основным положениям относятся: 1) обеспечение процессов формирования государственности России и защита ее территориальной целостности; 2) создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ; 3) активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отношений, в которых ей было бы обеспечено достойное место.
В складывающейся системе международных отношений Российская Федерация, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу, и по влиянию в мире. Россия несет ответственность за формирующийся новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений государств, ранее входивших в состав СССР.
События 11 сентября 2001 года и их воздействие на российскую внешнюю политику. Крупнейший в истории террористический акт, совершенный в США 11 сентября 2001 года, способствовал изменению внешнеполитических отношений России с государствами Запада. В настоящее время наметились явные тенденции к сближению России со странами североатлантического альянса, в частности с Соединенными Штатами Америки. Новое видение места России в мире отразилось в совместном заявлении президентов США и РФ: Д. Буша и В. Путина, касающегося обозначения того, что в сумме именуется «общим врагом». Это «терроризм, распространение оружия массового уничтожения, агрессивный национализм, этническая и религиозная нетерпимость, региональная нестабильность».
В условиях сглаживания противоречий между Россией и странами Запада президенты России и США выступили с инициативой проведения демонтажа ядерных арсеналов своих стран. В. Путин заявил о готовности сократить российские наступательные вооружения в три раза (в настоящее время США обладает примерно семью тысячами стратегических ядерных боезарядов, Россия — шестью тьдсячами). В ходе сопоставления политической воли к разоружению выяснилось, что американцы, в принципе, согласны урезать свой арсенал до 1700 — 2200 боеголовок, а россияне — до 1500. Данная концепция разоружения и была принята за основу для дальнейших переговоров на уровне экспертов.
Как продолжение этой политики можно рассматривать решение ликвидировать две военные базы на Кубе и во Вьетнаме, принятое правительством России в октябре 2001 года. Известие о скором закрытии военных баз было воспринято с большим одобрением в США. Президент Джордж Буш назвал его еще одним свидетельством окончания противостояния двух стран: «оба государства избавляются от реликтов холодной войны и выстраивают для XXI века новые отношения, основанные на открытости и сотрудничестве».
В ноябре 2001 г. британский премьер-министр Т. Блэр разослал руководителям всех 19 стран — членов НАТО, генеральному секретарю альянса Д. Робертсону и российскому президенту В. Путину послание, в котором предложил провести радикальную реформу руководящих органов НАТО. По его замыслу, «Россию следует форсированными темпами привлечь к принятию политических решений в рамках североатлантического альянса, поскольку после событий 11 сентября, она фактически уже вошла в западную коалицию». Так, по согласованию с Россией Узбекистан предоставил США свои аэродромы для гуманитарных миссий, а Таджикистан - для нанесения авиационных ударов по Афганистану. Российские военные специалисты предоставили военному ведомству Америки пакет разведывательных и других данных по Афганистану для проведения антиталибской операции. Современная политическая элита России ищет новую модель российско-американского сотрудничества, основанную на равноправном партнерстве с обеих сторон.
24 мая в Москве произошла встреча президентов России и США. Главным достижением встречи В. Путина и Д. Буша стало подписание Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов. В первой статье этого документа говорится, что каждая из сторон сокращает и ограничивает стратегические ядерные запасы таким образом, чтобы к 31 декабря 2012 года суммарное количество боезарядов не превышало у каждой из сторон 1700 — 2200 единиц.
Кроме того, была подписана Декларация о новых стратегических взаимоотношениях между Россией и США. Принято совместное заявление об антитеррористическом сотрудничестве двух стран и создана рабочая группа по борьбе с терроризмом. В ходе визита американского президента решено начать энергетический диалог, предусматривающий значительное расширение экспорта российской нефти в США и участие американских компаний в разработке и освоении новых месторождений в России.
28 мая 2002 г. в Риме состоялась встреча на высшем уровне 19 стран — членов НАТО и России. Президент РФ В. Путин подписал соглашение о радикальном изменении в отношениях России и Запада. Было объявлено о создании Совета России и Североатлантического альянса.
Двусторонний Совет — это орган, позволяющий России сотрудничать с НАТО на равноправной основе. Создание такого совета преследует цель решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, в число которых входят международный терроризм и другие угрозы со стороны экстремистских организаций, региональные конфликты. Двусторонний совет призван осуществлять взаимодействие между Россией и НАТО по вопросам оружия массового поражения, нестратегической воздушной обороны, поисково-спасательных операций на море, оперативного взаимодействия и военной подготовки в определенных отраслях. В Совете Россия — НАТО будут определять общие подходы к решению подобных проблем и принимать совместные решения. Однако круг проблем, по которым Россия сможет сказать свое слово, все же органичен. К обсуждению военных аспектов стратегии НАТО Россия допущена не будет. Нет у нее и права вето, хотя все решения в НАТО принимаются на основе консенсуса, то есть, единогласия. Это означает, что Россия становится политическим, а не военным участником НАТО. По общему мнению, такое соглашение может способствовать усилению влияния Североатлантического альянса: партнерское сотрудничество с Россией даже по ограниченному кругу вопросов придает ему больше веса и авторитета на международной арене. Открываются возможности налаживания сотрудничества НАТО с такими отстоящими от него государствами как Индия и Китай. Извлечет пользу из новой расстановки сил на мировой арене и Россия. Мы вправе рассчитывать, что страны НАТО окажут нам поддержку в борьбе с международным терроризмом на территории Российской Федерации.
К сказанному следует добавить, что в настоящее время союз с Западом является стратегически выгодным для нашей страны. Процесс изменения соотношения мировых сил, формирования модели мира XXI века предоставляет России очень хорошие шансы для того, чтобы не только участвовать в нем, но и сделать это участие во многом определяющим. Складывающаяся геополитическая ситуация благоприятствует реализации главной задачи внешней политики Российской Федерации: возрождению и укреплению ее международных позиций.
- Раздел 1
- Раздел 2.
- 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Источники сведений о первобытности
- 2.2. Цивилизации древнего мира
- Раздел 3 история средних веков
- 3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века
- 3.2. От Древней Руси к Московскому царству
- 3.2.1. Происхождение восточных славян.
- 3.2.2. Экономическое и политическое развитие Руси в IX-XII вв.
- 3.2.3. Феодальная раздробленность на Руси,
- 3.2.4. Нашествие татаро-монголов на Русь
- 3.2.5. Татаро-монгольское иго.
- 3.2.6. Образование Российского централизованного
- 3.2.7. Русская культура в IX - XVI веках
- 3.3. Индия и Дальний Восток в средние века
- Раздел 4 история нового времени
- 4.1. Страны Европы в ху1-хуш вв. 4.1.1. Новое время: понятие и периодизация
- 4.1.2. Реформация и Контрреформаиия
- 4.1.3. Абсолютизм в Европе
- 4.1.4. Европейские революции хvi-хviii вв.
- 4.1.5. Развитие культуры в новое время
- 4.2. Россия в XVI - начале XVII вв.
- 4.2.1. Реформы Ивана Грозного.
- 4.2.3. «Смутное» время на Руси:
- 4.3. Россия в хvii-хvш вв.
- 4.3.1. Особенности социально-экономического
- 4.3.2. Первые попытки модернизации России.
- 4.3.3. Внешняя политика России в эпоху
- 4.3.4. Внутренняя политика России во второй половине XVIII в.
- 4.3.5. Развитие культуры в XVII - XVIII веках
- 4.4. Традиционные общества Востока в хvi-хviii вв.
- 4.5. Страны Европы и Северной Америки в XIX в.
- 4.5.1. Индустриальное развитие стран Запала во второй половине XVIII - хiх вв.
- 4.5.2. Политическое развитие западного мира в XIX в.
- 4.5.3. Развитие культуры в странах Западной Европы в XIX в.
- 4.6. Россия в XIX веке
- 4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
- 4.6.2. Отечественная война 1812 г.;
- 4.6,3. Общественно-политическое движение в России в 30 - 50-е годы XIX века
- 4.6.4. Реформы 60 - 70-х годов XIX в. В России, их социально-экономические и политические результаты
- 4.6.5. Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века
- 4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру
- 4.7. Страны Востока в период колониализма
- 4.8. Международные отношения в Новое время
- 5.2. Россия в 1905 - 1917 гг.
- 5.2.1. Революция 1905 -1907 гг. Причины, характер, движущие силы, основные этапы и итоги
- 5.2.2. Эволюция экономической и социально-политической системы России на путях реформаторской альтернативы (июнь 1907-1916 гг.)
- 5.2.3. Российская культура начала XX в.
- 5.3. Первая мировая война: причины, характер, итоги. Участие в войне России
- 5,4. Россия в 1917 голу
- 5.4.1. Борьба политических сил России за выбор пути
- 5.4.2. Октябрьская революция.
- 5.5. Страны Западной Европы и сша в 1918-1939 гг.
- 5.5.1. Революционный подъем в странах Европы
- 5.5.2. Западные демократии (1918-1923 гг.)
- 5.5.3. Страны Европы и сша
- 5.5.4. Общемировой кризис 1929 -1933 гг. Пути выхода из него разных стран. Наступление фашизма и усиление угрозы мировой войны
- 5,6. Ссср в 1918-1941 гг.
- 5.6.1. Гражданская война: основные этапы, последствия. Причины победы большевиков
- 5.6.2. Экономический и политический кризисы 1920 - 1921 гг. В Советской России. Переход от политики «военного колм мунизма» к нэПу. Сущность нэПа
- 5.6.3. Индустриализация и коллективизация.
- 5.6.4. Становление тоталитарного режима в ссср в 30-е годы
- 5.6.5. Внешняя политика ссср в 30-е годы
- 5.6. Страны Азии в 1918 - 1939 гг.
- 5.7. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа
- 5.7.1. Вторая мировая война
- Раздел 6
- 6.1.1. Особенности послевоенного восстановления
- 6.1.2. Реформизм 60-х годов
- 6.1.3. «Консервативная волна»
- 6.2. Ссср в 1945-1991 гг.
- 6.2.1. Советское общество в послевоенный период. Апогей сталинского тоталитаризма (1945-53 гг.)
- 6. 2.2. Внутриполитическое развитие страны в 1953-1964 гг.
- 6.2.3. Социально-экономическое развитие ссср в 1953-1964 гг.
- 6.2.4. Социально-экономическое и политическое развитие ссср в 1964—1985 гг.
- 6.2.5. Советское общество второй половины 80-х до начала 90-х голов. Попытки обновления социализма и причины неудач
- 6.2.6. Августовский переворот 1991 г.
- 6.3. Ссср и Запад: международные отношения. «Холодная война»
- 6.4. Страны Азии в 1945 - 2000 гг.
- 6.5. События 1989 - 1991 гг.
- 6.6. Россия в 1991 - 2002 гг.
- 6.6.1. Современная ситуация в стране. Трудности, противоречия, ошибки в проиессе преобразования всех сфер жизни Российской Федерации и их преодоление
- 6.6.2. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации
- 6.7. Человеческое сообщество на рубеже тысячелетий. Кризис технократической цивилизации
- 6.8. Международные отношения и мировая политика во второй половине XX века